Варвары мы или римляне?

О Гае Юлии Цезаре написано больше, чем о Николае Втором. Как сохранилось столько информации, если убили его больше двух тысяч лет назад. До нас дошли многочисленные рукописные источники, описывающие чуть-ли не каждый его день, причины его поведения и действия его врагов.

Сегодняшний наш глобальный мир вырос из Римской цивилизации. И потому, интересно сравнить нашу жизнь с жизнью древних римлян.

Обращает на себя внимание лицо Цезаря на единственном сохранившимся его портрете. Он выглядит, как современный семидесятилетний человек. Хотя Цезаря убили в пятьдесят пять.

Цезаре всю жизнь воевал. Но при этом он успевал занимать многочисленные должности, брать кредиты и возвращать долги. А что поделаешь, законодательная система в ту пору была запутанной, и в случае возникновения коллизий спор решался на поле боя. Побеждал тот, у кого было больше легионов и кто оказывался искусней в бою.

Проигравшие заканчивали самоубийством, но главное, для того чтобы доказать свою правду в боях гибли десятки тысяч простых легионеров.

Римское общество было очень сложным. В Риме были нобили, были патриции, были плебеи, пролетарии, вольноотпущенники и рабы. И чтобы людям Рима доказать свою правду, приходилось воевать.

И вот первое, в чём мы продвинулись дальше римлян – это отсутствие сословий и равные права для всех граждан. Благодаря этому, мы можем жить без внутренних гражданских войн, не опасаясь за свою жизнь. Проголосовал на выборах, и кто бы не победил, ты можешь спать спокойно.

От римлян мы научились жить по законам. Правда, мы ушли значительно дальше вперёд. Вместо большого количества противоречащих законов, в современных странах существуют конституции, которые нельзя нарушать, а правительства выбирают на выборах и то, на определённый срок.

Римляне нас научили тому, что споры нужно доказывать не на дуэлях, а в судах. Причем, если нет доказательств, то человек не виновен. И ещё тому, что закон обратной силы не имеет.

Необходимости жить по конституции оказалось для нас оказалась важнее изобретения колеса. Теперь нам не нужно путём гражданских войн бороться за назначение своих консулов и магистрата. Ко на выборах победил, тот попадает наверх.

В вопросах избирательного законодательства мы тоже продвинулись вперёд. В Риме для выборов на должность, кандидат покупал избирателей. Суммы подкупа были колоссальными, потому соискатель брал у кредиторов огромные кредиты. Правда потом, получив должность, у него появлялся новый источник доходов и он возвращал долги.

В наши дни, независимо от того, как мы голосуем, у нас равные права и наша позиция на выборах не приводит к изъятию нашей собственности. Как бы мы ни проголосовали, от демократии в выигрыше остаются все. И Геннадию Андреевичу и Владимиру Вольфовичу не нужно являться в Думу в тогах со мечами под ними. Хочешь что-то доказать, иди в суд.

Но тому, что мы живём по законам, рады не все. Есть такие, что считают правыми тех, кто устроил кровавую потасовку. Прийти к власти ума у этого меньшинства нет. Единственная у них возможность захватить власть на майдане. Есть майданутые и у нас. У них ничего не получается. Но за кордоном у них есть друзья. Европарламент принял санкции против нашей страны из-за Навального. Основанием для решения парламентариев стало решение Европейского суда по правам человека. Но почему вопрос о виновности Навального рассматривается экстерриториально, а не по месту пребывания ответчика? Почему иностранные судьи игнорируют национальное законодательство? Почему одиннадцать тысяч нарушителей условного срока отправили  в тюрьму, а для Навального должен быть особый закон? Почему наши воры и мошенники должны сидеть в тюрьме, а Навальному можно ездить в трамваях и вытаскивать кошельки у старушек? Да, варвары. Слава богу, что не мы.

Мы помним победы советских спортсменов на олимпиадах. Мы гордились, когда наши олимпийцы шли с советским флагом. Но маргиналы при этом ощущали свою неполноценность. Если их спортсмены не могут прыгнуть выше Валерия Брумеля и поднять штангу выше Юрия Власова, то они решили для наших спортсменов придумать пакость. Нет, засунуть иголку в хлеб – это старо. А вот отстранить российских спортсменов от соревнований за какие-то настоящие или мнимые нарушения – это идея. Что-то подобное уже говорил товарищ Сталин: нет человека, то есть нет на соревновании российских спортсменов, нет проблемы.

При этом наказали и тех спортсменов, что стали выступать позже, и к мнимым нарушениям отношения иметь не могли. Но для маргиналов советский и российские флаги – это как красные тряпки для безмозглого быка.

Варвары! Римляне их ничему не научили. В Риме существовал принцип: не доказано – не виновен. Но маргиналов это не устраивает. Они мнят себя чемпионом, хотя бегать и прыгать, как чемпионы не умеют.

Но в голове маргинал сам себе чемпион. Осталось, чтобы горожане сбросились на мраморную статую аутсайдера. Но что-то таких нет. Хотя статуи человека, который открыл для мира Америку, уже сбрасывают. Но постамент остался. И бездарь мечтает забраться на него.

Ну как, позволим?

Ещё остался вопрос о сакральности правителя. Древние Греки, как известно, признали Александра Македонского богом. Цезарь тоже занимал высшую религиозную должность, но, говорят, предписаний не соблюдал. Для того, чтобы потомки воздавали почести ему, в Риме был построен посвященный ему храм. Правда этот великолепный храм для диктатора потом был разрушен.

Но храм этот остался в головах наших современников. На Красной площади в самом центре столицы покоится тело руководителя Октябрьского переворота Владимира Ильича Ленина.

Объявлять себя богом сегодня не модно, и опасно. А вдруг найдётся скептик, который с помощью меча под тогой, попробует доказать, что самый главный такой же, как и все смертный. Но для доказательства сакральности легковерным есть другие средства, неявные. Тот, кто над нами появляется в окружении патриарха и глав других конфессий. Нет, это не то, чего хотел Македонский. Впрочем, кто-то думает, что это почти тоже самое.


Рецензии