Евгений Базаров как нигилист

Есть литературные приведения, самоё название которых ярко характеризует описанные в них общественные явления. Может быть, что именно после опубликования романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» в обществе стали осмысленно и целенаправленно говорить о проблеме взаимоотношений «отцов» и «детей», старшего и младшего поколений, а также неразрешимых противоречий между ними. Разочаровавшись в возможности серьёзных социальных преобразований в России с помощью философии А.И. Гегеля, русские идеалисты 40-х годов XIX века обычно либо превращались в «лишних людей» типа Рудина и Бельтова, либо влачили жалкое, обломовское существование. И лишь наиболее стойкие и энергичные из них, как, например, В.Г. Белинский и Герцен, преодолевали крайности философии Гегеля, возвышались до материализма и находили правильный путь – путь революционной борьбы...

Роман «Отцы и дети» задуман автором в августе 1860 года, а работа над произведением окончена в конце июля 1861 года. В следующем году роман был опубликован. Получилось так, что работа над романом началась ещё в той России, в которой существовало крепостное право, хотя и в стадии его разложения. По окончании работы над романом это была уже совсем другая Россия – страна, пережившая шок от крестьянской реформы 19 февраля 1861 года, положившей конец эпохе крепостного права.

Сам автор в одном из писем признавался, что у героя романа нигилиста Евгения Базарова был реальный прототип – молодой провинциальный врач. Едва ли не первым из русских писателей И.С. Тургенев открыл Базарова и нигилизм, другими словами – базаровщину. Великий французский писатель Мопассан посвятил творчеству И.С. Тургенева критическую статью «Изобретатель слова «нигилизм», в ней дана высокая оценка историческому предвидению великого русского писателя.  Он писал: «Настоящие моряки предчувствуют бурю задолго до её наступления, а настоящие романисты предчувствуют будущее... Тургенев распознал это зерно русской революции, ещё когда оно только давало ростки под землёй, ещё до того, как его побеги пробились к солнцу; и в книге «Отцы и дети»... он описал настроения этой развивающейся секты. И чтобы яснее её обозначить, он изобрёл, создал слово «нигилисты»». Здесь есть только одна неточность: слово «нигилизм» изобрёл русский литературный критик Н.И. Надеждин в 1829 году. В остальном всё правильно...

Русская классическая литература XIX века дала нам целую галерею литературных героев-дворян. В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» мы видим не эмоционального Чацкого, не деятельного Онегина, не пессимистического Печорина, не жуликоватого Чичикова, не ленивого Обломова, а совершенно другого человека. Сам себя Базаров называет «HOMO NOVUS», что означает буквально «человек новый», а по смысловому значению – «выскочка». Базаров – типичный представитель того общественного слоя, который в Западной Европе принято было называть «третьим сословием», даже если и не по происхождению, то по своим убеждениям. Базаров всего добился своим трудом; его дед землю пахал, чем Базаров даже гордится. Отсюда его нескрываемое презрение к родовой аристократии, к наследственным и наследуемым правам и свободам, к аристократизму и либерализму, к прекраснодушию и боязни борьбы, т.е. ко всему джентльменскому набору, который так горячо защищает Павел Петрович Кирсанов. «Дрянь, аристократишка», – так с нескрываемым презрением характеризует Базаров соседского помещика...

Слово «нигилизм» (от латинского слова «NIHIL» – «ничто», «ничего») обозначает крайнюю форму отрицания общественных норм, принципов морали, культурного наследия и т.д. – примерно такое определение дают нигилизму Николай Петрович и Аркадий в разговоре с Павлом Петровичем. Да и сам Базаров многозначительно заявляет, что он отрицает «ВСЁ». И читатель прекрасно понимает, что подразумевается под этим «ВСЕМ». В тех условиях И.С. Тургенев не мог по цензурным соображениям уточнить смысл и содержание слова «ВСЁ». Можно очень просто догадаться, что Базарову не по нраву всё современное ему общество снизу доверху, включая политический режим. Базаров – порождение своей эпохи, герой своего времени. Радикализм Базарова – порождение либерализма русского дворянства, в т.ч. и не самых худших его представителей – братьев Кирсановых, и консерватизма русского крестьянства. Во Франции, стране столь любимой И.С. Тургеневым, люди подобные Базарову становились якобинцами и безжалостно рубили головы королю и родовой аристократии...

Каждый писатель вправе назвать своё произведение так, как считает нужным. После этого критикам и читателям остаётся дать объяснение названию произведения. «Отцы и дети»? Почему? Если бы в одной комнате собрались отцы и дети, то это не значит, что собравшиеся отцы и дети кровно или духовно связаны между собой. Очень даже может быть, что настоящие отцы и их настоящие дети находятся где-то в другом месте. Иначе роман назывался бы «Отцы и их дети». Но не могут Кирсановы быть отцами Базаровых ни кровно, ни духовно. Идейные споры Павла Петровича и Евгения Васильевича, которые неизменно заканчиваются победами Базарова, для большинства русского народа не представляют никакого интереса. Это прекрасно понимает и сам Базаров, предпочитая конкретные дела бесполезной болтовне: он изучает естественные науки, беспощадно режет лягушек, помогает отцу в его лечебной практике...

Недостатки каждого конкретного человека являются логическим продолжением его достоинств. Базаров – фигура трагическая и героическая одновременно, благородная личность, обречённая на гибель и осознающая свою обречённость. Базарову свойственны искренность и откровенность, что не даёт ему возможности скрыть свой характер и своё мировоззрение под личиной красивых, но бессмысленных фраз. Нигилизм Базарова впитал в себя многие типические черты мировоззрения той тончайшей прослойки русской интеллигенции, взгляды которой выражали Белинский, Добролюбов, Писарев и другие революционные демократы: воинствующий материализм и атеизм, враждебное отношение к феодально-крепостническому строю. Базаров – демократ-естественник: его материалистические взгляды, его любовь к труду и к точным наукам, его опытный и реальный подход к явлениям жизни, его ненависть ко всякой фразе и позе, к косности и рутине, наконец, его огромную силу воли и не менее сильное влияние на окружающих. Базаров - материалист, но это вульгарный, механистический материализм. Базаров - эмпирик: он признаёт только те знания, которые можно добыть опытным путём. Базаров - сенсуалист: он признаёт только то, что можно ощутить посредством пяти основных чувств. Это значит, что для него единственным источником познания являются ощущения. И действительно, в романе Базаров противопоставляет абстрактным принципам либералов ощущения. «Принципов вообще нет – ты об этом не догадался до сих пор! – говорит он Аркадию, – а есть ощущения. Всё от них зависит». Его отношение к Рафаэлю и к Пушкину, его высказывание о предпочтительности порядочного химика любому поэту даёт представление о личности, хотя и привлекательной, но односторонней, ярко иллюстрирует афоризм Козьмы Пруткова о том, что специалист подобен флюсу...

«Длинное и худое лицо с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висящими бакенбардами песочного цвету, он оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум», – таким предстал перед читателями Евгений Базаров. Не случайно роман посвящён памяти В.Г. Белинского – есть в авторском портрете Базарова что-то такое, напоминающее внешне Белинского; хотя о полном внутреннем сходстве говорить не приходится, хотя и тому, и другому свойственны сильная воля, незаурядный ум, большая целеустремлённость, подкупающие мужество и стойкость. Вместе с тем, Базаров отрицает право личности на индивидуальность, сравнивая людей с деревьями в лесу. В этом проявляется реакция Базарова на аристократизм и на сословные привилегии. Но отсюда один шаг до формулы «лес рубят – щепки летят!», ставшей оправданием массовым репрессиям. В то же время Базаров крайне самолюбив, не терпит никаких и ничьих возражений, претендует на владение истиной в последней инстанции...

Все персонажи романа, несмотря на все свои различия, – дети своего времени. У каждого героя есть свои положительные и отрицательные черты характера. Так, Базаров суров, аскетичен, угрюм и внешне груб. Порой он буквально циничен, когда говорит о природе и о человеческих чувствах, порой невежественен, когда говорит о Пушкине как о человеке военном. С другой стороны, Базарову свойственна простота, свобода и сила истинно народного русского языка, что помогает ему побеждать в словесных баталиях с Павлом Петроаичем. Базарову свойственна любовь к труду и критическое отношение к простому народу, к крестьянам, к работникам на ферме Николая Петровича: «Работники смотрят отъявленными ленивцами; а управляющий либо дурак, либо плут...», «Русский мужик бога слопает», «Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения...» И к себе, и к своим немногочисленным единомышленникам Базаров относится критически: говорит, что если их «раздавят», то туда и дорога, но «тут ещё бабушка надвое сказала», «нас не так мало, как вы думаете, «от копеечной свечки Москва сгорела»...               

Да, Базаров – фигура трагически одинокая. Тем закономернее выглядит его закономерная и случайная одновременно преждевременная и трагическая гибель: автор убивает своего героя, т.к. не видит для его жизни никакого разумного продолже-ния. Герой умирает в расцвете лет, не оставив после себя ничего кроме холмика на деревенском кладбище, да безутешных престарелых родителей. Сухая веточка на древе бытия, не способная принести никаких плодов – вот кем представляется Базаров автору романа.

Тургенев сделал Базарова трагическим героем. «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и всё-таки обречённая на погибель», – так формулировал автор свою творческую задачу. Трагическое положение Базарова связано также с особенностями философии истории самого И.С. Тургенева. Роман «Отцы и дети» накладывает дополнительный трагический отпечаток на его героев. Базаров отрицает любовь, а внезапно вспыхнувшая вопреки его воле любовь оказывается сильнее его математически точной теории. Базаров говорит, что природа – не храм, а И.С. Тургенев представляет её величественным и прекрасным храмом. Базаров отрицает Шуберта и Рафаэля, но И.С. Тургенев глубоко верит в «вечную» и непреходящую ценность их творений. Базаров приобретает в романе черты героического величия именно потому, что он, как незаурядная мыслящая личность, вступает в борьбу с понятиями «вечными и непреодолимыми». В отношении Тургенева к Базарову наряду с любовью автора к своему герою сказались и некоторая классовая неприязнь писателя, и его умеренно-либеральные иллюзии, исторически обусловленные всем ходом развития русской общественной мысли. При такой философской посылке И.С. Тургеневу казалось, что он написал роман о «грешном бунтующем сердце», скрывшемся в могиле, о «великом спокойствии «равнодушной» природы», «о вечном примирении и о жизни бесконечной»...

В романе у Базарова нет полноценных последователей, поскольку и Ситников, и Кукшина – пародии, карикатуры на Базарова, на его нигилизм. Великий литературный критик Д.И. Писарев даже высказывал мнение, что базаровщина – болезнь, подобная холере. По замыслу автора Базаров – самый честный, самый благородный последователь нигилизма гибнет в результате нелепой случайности, а Ситников, и Кукшина остаются жить. Базаров умирает, с ним умирает всё честное и благородное в нём, но базаровщина остаётся – она бессмертна! Её последователи способны извратить любую благородную идею, довести её до абсурда, разбудить самые дикие и сви¬репые инстинкты народа. Можно предположить, что нигилизм Базарова - своеоб¬раз¬ная реакция незаурядно мыслящей личности на существовавшие тогда общественные порядки. Когда Базаров говорит ранее, что он отрицает в силу полез¬ности отрицания, это ближе к истине: «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным... В теперешнее время полезнее всего отрицать – мы отрицаем...»  На возражение Николая Петровича Кирсанов, что «необходимо и строить», а не только разрушать, Базаров отвечает твёрдо и резко: «Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить...» Хочется верить, что в другое время, при других обстоятельствах, Базаров мог бы и не быть нигилистом, а мог бы быть созидателем нового или даже... консервативным защитником старого...

Набрано с рукописного текста 16 августа 2003 г.
      

П.С. В первоначальном замысле  это эссе – школьное сочинение по литературе по мотивам романа «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева (1818 – 1883), которое было вымучено мною совместно с моим племянником-школьником средней школы. В нём внесены минимальные орфографические изменения!

25 февраля 2021 г.

© Валентин Поляков, Юрий Поляков 2021


Рецензии