Спасо-Преображенский Воротынский монастырь

Калужская область, г.о. Калуга, село Спас, д. 43А

Храмы монастыря:
1. Собор Спаса Преображения
2. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

Другие постройки и сооружения:
3. Келейный корпус (XXI в.)
4. Монастырская постройка (кельи)
5. Церковная лавка (2016 г.)
6. Святые ворота
7. Ограда
8. Некрополь
9. Смотровая площадка
10. Декоративные каменные стенки
11. Хозяйственная постройка
12. Цветники и декоративные посадки
13. Хозяйственные ворота
14. Гостиница для паломников (2016 г.)

Однозначного ответа о времени основания монастыря у историков нет. По одной из легенд, монастырь был основан князем Воротынским. Его очень поразила история   об иконе, на которой было изображено Преображение Господне. Эта икона исцелила боярина по имени Карташ. Возможно, что это был один из основателей фамилии Карташовы. Князь повелел вместо старого храма, в котором и находился тот образ,  построить обитель и назвать ее Спасо-Преображенской.

По другой легенде, монастырь был основан на месте бегства в 1480 году хана Ахмата, который стоял на реке Угре на противоположном от русских войск берегу, но так и не решился напасть на них. Отсюда начинается независимость Московского княжества.

Есть и ещё легенды. Но как бы то ни было, а только в 1626 году монастырь упоминается в писцовых книгах. Монастырь на протяжении длительного времени поддерживался вкладами князей Воротынских. Ранее село называлось Спасское и входило в Перемышльский уезд.

Точных дат постройки каменных зданий монастыря нет. Даты озвучены на основании исследований историков архитектуры по косвенным признакам. Со времени упоминания монастыря в писцовых книгах и до описи в 1763 году о нём, как ни странно, ничего не известно. В монастыре на это время имелось только три каменных постройки: Преображенский собор, холодный, тёплая Введенская церковь и келейный корпус. Все остальные постройки были деревянными.

С первой четверти 18-го века отмечается запустение обители. Скорее всего, это связано с оскудением княжеских вкладов в монастырь. В 1764 году обитель упраздняют и выводят за штат. Монастырские церкви обращены в приходские. Колокольню пристраивают к трапезной Введенской церкви к начале 19-го века. Прежнюю ограду со святыми вратами разбирают.

Преображенский собор был построен где-то в середине 16-го века. Шатровый храм - восьмерик на четверике, с большими подвалами. Таких шатровых церквей 16-ого века на Калужской земле не сохранилось.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы была построена в конце 17-го - первой четверти 18-го веков, с трапезной палатой. Главная гордость церкви - тонкие, изящные два шатра с такими же миниатюрными главками.

После октябрьских событий 1917 года, уже в начале следующего года, местные власти Калужской губернии, получив сигнал из центра, приступили к ликвидации приходов и изъятию церковных ценностей. Точной даты закрытия церквей бывшего монастыря не известно. Произошло это где-то в начале 30-х годов прошлого столетия. Есть сведения, что в это же время уничтожили древнее кладбище с уникальными надмогильными сооружениями на территории монастыря. Существует предположение, что в Введенской церкви был гараж или мастерские одной из воинских частей, для чего в ней был проделан пролом под ворота. В дальнейшем церкви оставались бесхозными и никак не использовались.

К лету 2000 года, на момент передачи Церкви, Введенская и Преображенская церкви были в весьма аварийном состоянии. Началось восстановление храмов. В 2007 году монастырь был возрождён как женский.

"Опись церковных памятников Калужской губернии", Н.И. де-Рошефоръ, С-Петербург, типография императорской Академии наук, 1882 г., стр.38

"Соборы.ру"

Фото автора. План В. Куркова

Русавкино, февраль, 2021 г.


Рецензии