Уровень понимания выше среднего

Уровни понимания
различных жизненных вопросов
могут очень отличаться.

Точно так же,
как, например,
очень редко,
но встречаются,
люди, которые, к примеру,
невооружённым глазом видят кольца Сатурна,
так и во всех областях жизни
бывает, что
какой-то человек
видит такие тонкие моменты,
которые большинство совершенно не воспринимает.

Эти моменты могут быть
и положительными, и отрицательными,
но главное в том, что
такой человек будет неизбежно
по-другому себя вести.

Существует, например,
общий уровень нравственности -
что считается добром, что злом.

Но этот общий уровень таков,
что средний человек
совершенно не обращает внимания на то,
что человек среднего уровня нравственности
счёл бы большим злом
или, наоборот,
большим добром.

Я, например, знаю человека,
который занимается импровизацией на фортепиано
в своём стиле
и считает классическую работу музыканта
не для себя.

Его часто спрашивают,
почему так,
почему не становится
классическим музыкантом,
как все -
ведь он тоже имеет профессиональное музыкальное образование.

Пусть бы его собственная
импровизационная музыка
была для него хобби,
всё равно ведь очень мало
людей интересуются его творчеством.

Ответ очень простой:
потому,
что уровень его музыкального понимания
выше среднего.

Совсем не превозношу
его над остальными -
просто констатирую факт.

Это как если бы я сказал,
что знаю человека,
который видит кольца Сатурна.

Это ведь не означало бы,
что он лучше -
просто у него такой уровень зрения,
а у других - другой.

Он просто понимает,
причём очень ясно,
что классический музыкант,
пока выучит произведение,
даже самое прекрасное,
сыграет огромное количество
очень несовершенной музыки,
и получается, что его конечный выход на сцену
и прекрасное исполнение -
лишь верхушка айсберга,
а основная часть -
многие часы репетиций,
которые совсем не таковы,
чтобы можно было
приглашать слушателей
на них как на концерты.

Последние репетиции,
когда произведение уже практически выучено,
могут быть, разумеется,
и очень высокого художественного уровня,
но ведь это только последние,
а если записать, например, всё,
как происходило разучивание,
и выпустить на дисках,
никто не будет это слушать,
разве что, может,
кроме каких-то профессионалов
для понимания вопроса,
как происходило разучивание.

Причём,
если музыкант решит где-то уединиться
и заниматься так,
чтобы никто не слышал,
всё равно - он сам будет себя слышать,
но он тоже - слушатель ведь,
а потому тоже достоин только лучшей музыки,
а не огромного числа фальшивых нот,
которые неизбежны,
пока произведение не выучено.

Хороший музыкант не позволяет себе
играть на сцене фальшиво.

Фальшиво - это не в соответствии
с правильным звучанием.

Что говорит на это человек
со средним уровнем музыкального понимания?

Что фальшь неизбежна,
пока происходит разучивание,
только нужно, чтобы в конце концов
хорошо звучало,
когда будет исполнение на сцене,
а репетиции нужно делать, по возможности,
более художественными,
минимизировать число их слушателей.

То есть средний человек
не против фальши,
если она в специальных условиях.

Однако тот музыкант,
которого я знаю,
решает вопрос по-другому.

Он не соглашается даже
с фальшью во время репетиций
и даже таких репетиций,
когда он только сам себя слышит.

Он понимает,
что есть некая прекрасная музыка,
которую может именно он,
этот музыкант,
прямо сейчас прекрасно сыграть,
всего лишь перебирая пальцами по клавиатуре.

И поэтому он садится за фортепиано
и просто начинает что-то на нём играть,
как само получается,
как ребёнок,
который просто играет
на пианино,
совсем ничего не понимая,
просто потому, что интересно.

Разница между этим музыкантом и ребенком
всего лишь в том,
что он понимает,
что есть некая прекрасная музыка,
которая может быть исполнена таким образом -
просто играть.

Поэтому он не репетирует,
а практически каждый день
делает аудиозапись
нового произведения,
исполненного в такой технике.

Кроме того, он понимает,
что просто перебирать пальцами по клавиатуре -
это далеко не просто,
ведь то, как пальцы сами перебирают -
это не продукт сознательного разума,
это то, что дано Богом.

И потому это вполне достойная техника игры.

То, что сочетания звуков,
которые можно извлечь таким образом,
ограничены -
неважно,
ведь игра даже самого лучшего пианиста
ограничена возможностями
и рук, и инструмента:
есть целые прекрасные произведения,
которые никто никогда не слышал и не услышит
просто потому,
что на фортепиано их
технически невозможно сыграть...

Таким образом,
для этого музыканта
занятия игрой на фортепиано
сводятся к тому,
чтобы постоянно погружаться
в как можно более глубокий смысл того,
что заключено в самом простом и естественном
извлечении звука из фортепиано...

И в том, чтобы как можно глубже
понимать, что,
просто перебирая по клавиатуре,
можно сыграть некое прекрасное музыкальное произведение,
состоящее из как раз тех звуков,
которые получаются
при такой технике исполнения...

Задача заключается в том,
что сонастроить движения рук
и восприятие умом музыкального образа.

При их правильной сонастройке
руки действительно начинают озвучивать то,
что представляет ум.

Причём на любой стадии совершенства
уже есть прекрасное произведение,
которое таким образом можно сыграть.

Для того, чтобы воспринять такое произведение,
нужно быть свободным от стереотипов,
ведь, разумеется,
если считать прекрасной только музыку, например,
венских классиков,
то практически нереально,
чтобы при этом что-то приятное получилось.

Но ведь прекрасна музыка не одних венских классиков -
есть прекрасная современная музыка,
есть романтики,
множество самых различных стилей.

Поэтому, думая об этой прекрасной музыке
во время импровизации, -
ведь такая игра является импровизацией,
то есть созданием музыки
прямо во время исполнения -
нужно представлять музыку абстрактно -
как если бы кто-то рассказал,
какую прекрасную музыку он слышал,
но, тем не менее, из его рассказа
ведь совсем нельзя понять,
какая конкретно это музыка была.

Суть в том, что какие бы звуки пальцы ни начали извлекать,
существует некая прекрасная музыка,
которая как раз таки из таких
именно звуков и состоит...

И ведь таких произведений может быть
бесконечное число...

Ведь просто перебирая пальцами по клавиатуре,
можно извлекать бесконечное число
звуковых комбинаций -
и, таким образом, бесконечное число произведений...

И если, получается, существует
бесконечный прекрасный репертуар,
который так легко можно играть,
не беря при этом никогда ни одной фальшивой ноты,
то зачем быть классическим музыкантом???..

И никто ведь не возразит,
показав ноты
и сказав,
что неправильно,
потому что нот этих прекрасных произведений нет...

Классическим музыкантом можно быть,
не понимая этого...

Но он понимает,
причём реализует свое понимание
в течение многих лет на практике,
и есть слушатели,
которым это нравится...

Кроме того,
при классической игре
музыкант, фактически, зависит от -
всего лишь! -
куска бумаги!..

Ведь если не будет нот
лучших произведений,
вскоре они перестанут исполняться.

Сначала будут играть по памяти,
но без нот не научить других играть
эти произведения...

Музыка - это настолько возвышенная,
одухотворенная вещь,
классический же музыкант,
чтобы узнать, правильно ли он играет,
вынужден обращаться к всего лишь куску бумаги...

С высшей точки зрения,
это совершенно не достойно по-настоящему возвышенного искусства...

Но можно руководствоваться даже и близко
не куском бумаги,
а внутренним пониманием,
то есть вещью настолько же духовной,
чисто духовной,
как и сама музыка...

Важен и такой момент,
что ведь не важно на самом деле,
что играть -
важно только хорошее впечатление от игры.

Классический же музыкант
практически весь погружен в то,
что должны быть именно такие ноты,
а не иные,
что написано играть так, а не этак...

Но, с высшей точки зрения,
какая разница,
сыграть эти ноты или те,
так или этак -
ведь это лишь средства!..

Поэтому можно просто перебирать пальцами по клавиатуре,
совершенно не придавая важности,
какие именно звуки извлекаются -
эти или те,
те или эти...

Если при этом можно
оставить приятное впечатление -
то и замечательно,
а время,
которое иначе занимали бы репетиции,
можно посвящать чему-то более приятному,
никак не связанному с фальшивыми нотами...

Руководствуясь одним этим верлибром,
можно уже стать прекрасным музыкантом,
только нужно позволить себе
иметь уровень понимания выше среднего...

Конечно, здесь тоже нужна тренировка -
ведь можно понимать,
пока читаешь,
но, в силу привычки,
очень легко вернуться к среднему пониманию.

Но точно так же,
как можно осваивать разные новые навыки,
профессии,
учиться пользоваться новыми изобретениями,
можно учиться и игре на фортепиано
совершенно новым способом...

Можно приучать себя
понимать жизнь глубже,
чем понимает средний человек.

Суть излагаемой мысли -
в совершенствовании
отношения к миру,
себе,
другим.

Делать жизнь всё более красивой,
развивать всё более глубоко
собственный ум,
делая его способным видеть
всё больше нюансов,
совершенствовать то,
что, казалось бы,
уж и так куда совершеннее -

для этого мы и живём
на этой красивой Земле...


Рецензии