Февраль 1954 года. Целина

 Возможно, 25 февраля 1954 года из Украины отправился поезд в далёкий Казахстан.
 
Доподлинно мне неизвестно  из какого города Украины выехал поезд с первоцелинниками.
Возможно с вокзала Киева, возможно - из Харькова.
Известно, что большинство добровольцев были из Киева.

Предыстория.

Из документальной летописи Казахстана.
Освоение целины — комплекс мероприятий по ликвидации отставания сельского хозяйства и увеличению производства зерна в СССР. 
«Была дискуссия: развивать сельское хозяйство интенсивным или экстенсивным путём. Доводы за интенсификацию были значительно убедительнее, однако руководство страны Советов в лице Н.С. Хрущёва предпочло экстенсивный путь развития сельского хозяйства».
Идею быстро распахать целинные и залежные земли Хрущёв и его единомышленники выдвинули ещё на пленуме ЦК КПСС в июне 1953 года, но тогда они получили отпор со стороны как руководства партии, так и многих учёных-аграрников.

Однако в 1954 году после смерти И.В. Сталина хрущёвцы смогли взять верх.

В  1954 г. пленум ЦК КПСС принял постановление «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель». Госпланом СССР было намечено распахать в Казахстане, Сибири, Поволжье, на Урале и в других районах страны не менее 43 млн. га целинных и залежных земель.

   Освоение целины началось без всякой предварительной подготовки, при полном отсутствии инфраструктуры — дорог, зернохранилищ, квалифицированных кадров, не говоря уже о жилье и ремонтной базе для техники. 

Иностранная пресса захлёбывалась, не скупясь на кричащие заголовки,  " Целина  - это авантюра русских".  " Авантюра века".
Хрущёв настоящий авантюрист - писали газеты.

Но им трудно было понять - в послевоенные годы населению СССР не хватало хлеба. 
 

28 февраля 1954 г. в 10 часов 50 минут на станцию Кустанай прибыл первый эшелон добровольцев из Украины  для освоения целинных и залежных земель.   
 
Добровольцев встречали первые руководители области.

 Несмотря на сорокаградусный мороз их встречали тысячи горожан с цветами.

«По воспоминаниям тех людей, был очень морозный день, но несмотря на это первоцелинников встречали с цветами. Это были красные комнатные герани.  И был оркестр, и настоящий праздник для всех»

1 марта из Москвы прибыла группа производственников автозавода им. Сталина из 220 человек.
9 марта из Ворошиловградской области приехали 320 механизаторов.
13 марта эшелон привез 239 механизаторов из Хмельницкой  и 326 человек из Винницкой областей Украины.
Так начиналось освоение целины в Кустанайской области.

 Осенью 1954 года страна получила первый хлеб с кустанайщины.

 27 ноября 1979 года Кустанайским горисполкомом было принято решение «Об установке на привокзальной площади  паровоза,  доставившего  в г.  Кустанай  первоцелинников».

23 февраля 1980 года это решение было реализовано.
 
Паровоз  «ЭУ 702-89» установлен на отрезке рельсового пути длиной 30 метров.
Паровозы серии «Э»  выпускались в России, Советском Союзе с 1912 по 1957 год включительно.
Паровоз был построен в 1930 году. Индекс «у» означает, что паровоз усиленный.

 
На фото - памятник " Паровоз"  «ЭУ 702-89».

 
Источники.   https://ok.ru/video/386221017653
kraeved-kst.kz›…mestnogo…parovoz…pervyi…s…v-1954…


Можно прочесть больше.
Покоритель целины- Костанай и костанайцы!
Kostanay1879.ru›index.php…


 


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.