Деревня детства моего

         Часть 1 -деревня.

Ничто так не печалит,как гибель Русской деревни. Началось это задолго до перестройки, крестьяне дружно устремились в города в поисках лучшей доли. Вот и решил я написать о деревне детства моего, что бы память о ней сохранилась на просторах Интернета.
  Деревня Марково. Мама моя. царство ей небесное, родом оттуда, там в летнее время, проводил я своё босоногое детство. деревня в двадцать дворов, стоит на берегу речки Сить. Деревня маленькая , но какая то уютная и светлая.Народ? Так по моим воспоминаниям добрый и порядочный.Вот начну описание деревни со стороны дороги, что ведёт в г. Красный Холм. Начну с левого посада начиная от дороги.
 Первый дом, это дом Ивана Ивановича Иванова, помню смутно его старенького и сгорбленного, лучше помню его зятя Гришку (Сопливого), который был пастухом.Дети его Надежда, Галина и Николай.
Дом следующий, Потёмкина Прасковья Петровна(Паня. Тучная такая бабка, но добрейшая, сидела вечно на завалинке.Дочь Валентина.
  Далее, Бойков Николай (Кочерёхин) Жена- Поля (Карелка, сын Анатолий, косой как помню, а замуж взял самую красивую девку, Машку Николаеву, и чего она интересно в нём нашла. Помню гонит его пьяного домой, бьёт по спине квачом, палкой такой с тряпкой намотанной, что оси телег смазывают.А мы пацаны сидим на штабеле брёвен, смеёмся, весело нам.
 Следующий дом Устиньи, вот фамилии её не помню.
 Следом значит, Яговерок Кузьма Константинович, это со слов Алексея Николаева,а помню, что жили там Пенкины. Дочь их Нина и сейчас в нём живет, сын Александр в п. Сонково.
  Следующий Судаковой Нюры, сестры моей бабушки Кати.А жил в нём Смирнов Николай Фёдорович (Дедя).Тут вот, что интересно. Как то разговорились с ним, он и рассказал, что перед войной служил на Урале в Бершети в танковой дивизии. Вот так раз и я служил на Урале и то же в Бершети, правда через тридцать лет, после его, но уже в ракетной дивизии. Во истину тесен мир!
  Далее дом Николаева Алексея Петровича, надеюсь, что он ещё жив. Забрал его сын в г. Удомлю.
  Рядом дом Николаевой Веры Васильевны (Баба Вера скобариха).Внуков у неё было много, Володька, Нинка, Женька, которую пацаны звали моей невестой и дразнили нас обоих.Дом большой в другой половине жил её сын Пётр,сын Алексей жил рядом, Мария бросила своего косого и уехала в Нелидово, ещё одна дочь в Москву, а третий сын Толя -малый не знаю куда делся. Баба Вера, она была не местная,а беженка во время войны то ли с Нелидова, то ли с Лук Великих, отсюда за говор и прозвище скобариха.
  Следующий дом, его построил племянник моей Бабушки Суслов Владимир (Керя)
Две дочки у него, обе уехали. Старшая Римка, гуляла вместе с нами с пацанами, озорная была девчонка,младшая Ольга уехала с мужем куда то на Южный Урал.
  Потом дом Козлякова Ивана Ивановича (Бахарь)Имел машину, правда инвалидку, ноги лишился на фронте, ходил на протезе и был первоклассный столяр. Внук его Серёга, друг мой.
  Далее дом Козляковой Анны Петровны, внук которой то же был моим закадычным другом.
  А вот следующий дом, дом Прадеда моего Андрея Орлова, сгинувшего в г. Питере в революцию. Дом этот был его дачей, и я помню пока он был ещё нашим, как мы с мамой ночевали в нём. Помню там был даже рояль. А потом дед Володя продал его в колхоз, от него отломали половину,а из оставшейся половины, сделали деревенский клуб, и уже в нём я смотрел кино, а позже танцевал под патефон, рояль то тогда уже был разломан и выброшен.
 А вот дальше помнится мне стояли ещё два дома, вернее их остатки,а кто в них жил раньше, честно признаюсь не знаю, а теперь и узнать не у кого.
Правый посад, начинаю опять со стороны дороги.
 Первый -Козляков Николай Иванович(Тела)?
 Второй- Кузьмин Павел Дмитриевич(Паля). Сын его Алексей и сейчас проживает в п. Сонково.
 Третий -Волков Пётр Степанович
 Четвёртый- Ягодкин Иван Егорович
 Пятый  -Жданов Алексей Леонидович. Крепкий был мужик, кряжистый, на задней части шеи шрам. Мать мне рассказывала, что в драке полоснули косой. Уехали всй семьёй куда то на Север.Сын был Женька, постарше меня.
 Далее дом Прабабушки моей Саши.Муж её в лихие революционные годы с высоцкими мужиками, поехал на Урал, менять зерно на лошадей, да так и пропал. Осталась Прабабушка Саша с шестью девками и одним сыном на руках, одна. А по порассазам бабушки Кати барин с села Петровское им помогал. Вот в этом доме мы внуки Деда Орлова и собирались летом. Я самый старший, Нина и Вера сёстры двоюродные Серёга  Кисляков, что из Питера, Володька и Люда Орловы те редко бывали.
  Следующий- дом Морозова Александра Андреевича. Сын его Сашка, постарше меня, озорной был. Сжил в армии потом -прапорщиком, жил в Волгограде.
 Далее дом Смирнова Алексея Ивановича (Мазай). Ох и яблоня у него была, сейчас таких ароматных яблок не найти, охранял её с кнутом.Вот за это глаза и лишился, уже не помню фамилию того, кто в ответ на удар кнута запустил в него поленом и вышиб глаз.Внук его Колька Сидоров ещё недавно был жив.
 Следующий дом -Бойкова Петра Андреевича.
 И последний, Кати (Крайней), фамилию которой увы не помню.

Часть -2. Река и окрестности.

Деревня Марково стоит на реке Сить. Есть ещё Марково, и то же на Сити, но эта в Тверской области, в отличии от той, что в Ярославской. Моя же находится километров в пятидесяти от истока, что возле деревни Бокарёво.
Итак начну. Для начала в стихотворной форме.
(Детство – топонимика родных мест)

Детство внезапно нахлынет,
Вспомнятся запахи луга.
Пахнет на зорьке деревня,
Вкусным парным молоком.
Помню улыбку, верного друга.
Мы по Степанихе.
С Вовкой Петровым,
Купаться бежим босиком.
В Логинов омут ныряем с разбегу,
Сить, принимай сыновей.
Плывем по-собачьи к далекому брегу,
Прямо туда, где в кустах соловей.
Коленца лихие выводит.
Слышны в руладах…,
Мелодии ангельских струн.
За речкой Крутик,
Ароматом черемухи манит,
Дальше за ним разнотравье Загун.
Плещется, шепчет вода в Барбатухе,
Рядом омут Козел,
Чуть подальше Баран.
Слух нам ласкают
С детства знакомые звуки
Где-то в Литвинове
Песню выводит баян.
Малые Сменки, а дальше Большие,
Высока и Марково вот Россия моя.
Я вас люблю, края мне родные,
Громко кричу в небеса не таясь.


Спускаешься с горки в деревне Петровское и вот она Сить. Раньше она текла здесь двумя рукавами, ибыло два моста,в настоящее время остался один, второе русло просто засыпали.Вот на втором русле и находится омут Бездонник. Мама рассказывала, что мужики связывали двое вожжей и не доставали дна, лишь деревенский дурачок Саша Мока нырял и доставал ил со дна.Сейчас он конечно под заплыл, а река о петровского уходит с торону деревни Хотенка, а потом уже устремляется в сторону Маркова. Там она опять делится на два русла, образуя остров Куба. Далее возле деревни омут Чёрненькое, он не глубок, но вода в нём всегда чёрная. За омутом на берегу была колхозная баня, эх и здорово было напарившись, прыгнуть в речку.Между рекой и деревней пустошь Степаниха, где гуляли поросята и купались в речке. Мы пацанами барахтались в грязи на отмели вместе с ними.Там  в степанихе на берегу реки были выкопаны ямы, над которыми стояли большие котлы. В этих котлах на праздники варили пиво, на всю деревню.Были штатные пивовары, знающие толк в приготовлении сего напитка. Помню занимались Кузьмин, Жданов, Суслов, Смирнов. Мы пацаны таскали из Крутика дрова, за что получали большой ковш сладкого сусла. Праздники праздновали всёй деревней дружно и весело. Следом идёт омут Золотоё. Какие голавли в нём водились. Идешь по берегу в Крутик за валежником(тогда никто не издавал закона в отношении его сбора, а огромные рыбы плавают у самой поверхности, но вот под ногой треснул сучок, и они исчезают в глубине моментально. Река опять поворачивает к самой деревне и вот он омут Логинов (Морозов), в котором мы купались до посинения, а вылезши из воды на берег, накидывали фуфайки, отогревались стуча зубами. Раков там было много, деревенские ребята, боялись их ловить, а я нырял в маске, вытягивал их за клешни из нор. Бабушка Катя ругалась, мол опять чертей принёс, но доставала из печки чугун с кипятком, ошпаривала раков, и я сидя на крыльце лузгал их как семечки.Ниже Логинова омута, на перекате были мостки, на которых полоскали бельё, и через них по тропинке, через лесок Крутик, ходили в д. Литвиново. А в конце деревни располагалась женская купальня, небольшой омуток ныне заросший. За деревней река делает зигзаг вокруг Крутика, местность там называлась Загуны. Там же на одном из изгибов реки находится омут Баран, сразу за ним опять перекат, где вода журчит и бормочет, называют  Барбатуха. Потом река опять делает зигзаг на нём расположены Тихая заводь и Первый Скородом.И вот самый рыбный омут Козёл, следом за ним Винный омут и Второй Скородом. Далее река уходит мимо деревни Литвиново в сторону Малых Смёнок.
  Топонимика названий местности интересная конечно, что здесь от автохронного населения Сицкарей, что от Корелы, пусть разбираются специалисты.С лева от Марково,в сторону деревни Ботвино, лес называется Свинкино, далее в сторону Луикна, и Снос Общие Рязи(Рази). За деревней Высока находился лес Рожок. Почему находился, а сокрчевали его, председатель колхоза, несмотря на то, что старики говорили, что там белая земля, думал получать огромные урожаи зерновых. В итоге ничего не получил, и поля заросли чёрнолесьем. За ним лес звали Заповедник.
  Вот пожалуй и всё вкратце, что я давно хотел записать о деревне моего детства.



 


Рецензии