Поле никудышних

 
             " Земную жизнь пройдя до половины,
               Я очутился в сумрачном лесу,
               Утратив правый путь во тьме долины.

               Каков он был, о, как произнесу,
               Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
               Чей давний ужас в памяти несу!"

               Всякому человеку, любящему поэзию знакомы строки из «Божественной комедии» Данте Алигьери. Это одно из самых знаменитых произведений литературы, и одно из самых значимых в литературе Мира вообще. Ибо это сказ о царстве мёртвых.
               Во все времена эта тема волновала человека своей тайной, загадкой, страхом и любопытством. И совершенно особым почтением в литературе пользовались литературные герои, посетившие царство мертвых и вернувшиеся на землю: Орфей, Тесей, Одиссей, а в недалёкие времена к мифологическим героям присоединился писатель Даниил Андреев.
               Поэма Данте называется комедией. В данном контексте "божественная" синоним - «необыкновенно прекрасная». Это название объясняется счастливым окончанием Поэмы. Ибо после всех чистилищ душа попадает в рай. Но всякая ли душа?  И для всех ли это прекрасно? Нет конечно. К сожалению – нет. Однако будем  думать и помнить, что это всё-таки  литературное произведение. Вымысел автора.         
                Основана поэма на философских представлениях того времени, этот вымысел направлен на описание пути человеческой души после смерти. И все мучения, дошедших до Рая, описываются  подробно и сурово. Безусловно, то, что происходит на самом деле Там, не знает никто. И вряд ли происходящее вообще  сможет быть описано человеческим языком. Мы имеем дело с поэтическим произведением, не чуждым некоего пророчества.
                Собеседником и проводником поэта оказывается великий итальянский поэт Вергилий. Именно он  ведёт Данте по кругам мучений. В третьей песни  они приближаются к страшным воротам, на которых написано «Входящие, оставьте упованья». ( или "Оставь надежду всяк сюда входящий")

                Прежде, чем  герои проникли в места мучений, они  шли мимо поля, полного душ. Это было поле «никудышних», наполненное душами тех, кто не достоин Ада. И я подумала - "КАК ЭТО? даже Ада? А что - может быть что-то страшнее? И что же сделали эти несчастные? А НИЧЕГО они не сделали. Ничего ужасного. Но вместе с тем и ничего доброго. То есть  ничего не сделали. Жили себе и жили. Никому не помогали, никого не приютили, никого не одели и не накормили. Жили как амёбы. А следовательно, не могут войти в Рай. Но и Ад их не принимает... Герой Данте просит Вергилия остановится и поговорить с ними, но проводник ему отвечает: " Не надо, они даже слова твоего не стоят!"

                «…То горестный удел
                Тех жалких душ, что прожили, не зная
                Ни славы, ни позора смертных дел.
                Их память на земле невоскресима.

                От них и суд, и милость отошли
                Они не стоят слов: взгляни — и мимо!"

                Сурово. Жёстко. Страшно. Даже слов не стоят эти несчастные. Они бегают по кругу, вопят, кричат о пощаде, и  ничего не могут сделать. С ними вместе печальное состояние  делят ангелы, которые при восстании Люцифера против Бога не приняли ни одной из сторон.
                Жестоко. Непонятно. Неподвластно разуму. Кто-то  из критиков сказал: «Божественная комедия» написана не для того, чтобы пугать бедных человеков муками ада или прельщать льготами рая. Поэма предлагает маршрут освобождения, преодоления пут телесности и злых чувств."
                То есть Данте не хотел напугать. Но  всё-таки напугал.   Сразу захотелось побежать и что-то делать, кому- то помогать, кого-то спасать, за кем-то ухаживать, только бы  не попасть  на то проклятое поле. Только бы не быть равнодушной!
                Поуняв свои мысли и страхи, я подумала, что русский пророк Фёдор Михайлович Достоевский был всё-таки много милосерднее великого поэта Данте, ибо  в своих произведениях он  всегда оставлял  надежду на Божие милосердие. И даже самый последний  алкоголик Мармеладов говорит великие слова:
                " А пожалеет нас тот, кто всех пожалел и кто всех и вся понимал. ОН Единый, ОН и судия. Приидет и всех рассудит и простит, и добрых и злых, и премудрых и смирных… И когда уже кончит над всеми, тогда возглаголет и нам: «Выходите, - скажет,- и вы! Выходите пьяненькие, выходите слабенькие, выходите соромники!» И мы выйдем все, не стыдясь, и станем. И скажет: «Свиньи вы! образа звериного и печати его; но приидите и вы!» И возглаголят премудрые, возглаголят разумные: «Господи! почто сих приемлеши?» И скажет: «Потому их приемлю, премудрые, потому приемлю, разумные, что ни единый из сих сам не считал себя достойным сего…» И Прострет к нам Руце Свои, и мы припадем… и заплачем… и всё поймем! Тогда всё поймем! И придем! И припадем - ГОСПОДИ! Да придет Царствие ТВОЕ!"

Февраль 2021 г.


Рецензии
Здравствуйте, Нина.

Сопоставление двух фрагментов из Данте и Достоевского у Вас получилось великолепно. В них весь Данте и весь Достоевский. И суть их великого различия становится видной как на ладони. Как на милосердной ладони Божией. Такое удаётся редко. Спасибо.

С теплом и уважением,

Владислав Плеханов   11.08.2021 21:10     Заявить о нарушении
Вам спасибо, Владислав! Рада знакомству.
С теплом)
Нина.

Нина Богдан   12.08.2021 10:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.