Севастопольская тайна Александра Грина

Сколько тайн хранит Севастополь? Наверное, об этом задумывался каждый, кто хоть однажды прикоснулся к его истории. И хотя мне часто приходится бывать в этом городе, постоянно открываю для себя что-то новое.

К этой тайне Александра Грина я прикоснулась совершенно случайно, когда в январский прохладный вечер, находясь на Северной стороне, зашла в кинотеатр «Моряк» погреться, выпить кофе.
Я переступила порог кинотеатра и вдруг…что-то знакомое, что приводит душу в трепет, увидела со стен в фойе. Ну, конечно, карта Гринландии- страны Александра Грина развернулась здесь в самом неожиданном месте ... и парусники скользили по стенам, и сам он смотрел на меня, словно спрашивал: И откуда ты такая вдруг здесь появилась?. -- а-а...ну, конечно, с родины моих предков- Беларуси!

Я фотографировала нарисованные парусники на стенах, а народ, что стоял и сидел в фойе, смотрел на меня с любопытством… Девушка-продавец, что протянула мне чашку кофе, рассказала, что фойе кинотеатра расписал севастопольский художник Владимир Адеев. И что он является основателем музея Александра Грина в Севастополе на пл.Восставших… Если вам когда-нибудь приходилось бывать в старом здании, которое к тому же до этого было тюрьмой, да ещё в его подвальном этаже, то вы сможете понять мои ощущения. Здесь на площади Восставших Севастополя, после того, как я спустилась в подвал, что-то сразу заставило внутренне напрячься, и даже слегка замереть…
Восемь комнат по небольшому коридору. В одной, почти у входа, дверь была открыта. Я сделала шаг к этой двери и сразу поняла, что это и есть тот самый музей Грина. На пороге небольшой комнаты стоял самый обыкновенный человек; если бы я где-то на улицах Севастополя его встретила, никогда бы и не подумала, что это художник Владимир Адеев. Тот самый Адеев, который, как оказалось, не только участник проекта реставрации старого здания кинотеатра «Моряк» на Северной стороне, но и хранитель тайны Александра Грина…
С самого начала- разговор завязался доверительный. Может быть потому, что я сразу рассказала, что из Беларуси, живу там уже более 30 лет, хотя по рождению- крымчанка…
А потому знаю, что корни Александра Грина в белорусских краях, где в деревне Задорожье у старого костёла есть две могилы его близких родственников – деда и матери. Здесь деду писателя когда-то принадлежало поместье Якубенки…
Владимир Васильевич Адеев очень живо начал рассказ о своём детище – музейной комнате Грина. Разговор повёл, как и положено, с рождения Саши Гриневского, но в ходе повествования ,нет-нет, да и обращался к карте на стене – страны Гринландии и напоминал, что все ответы на сложные вопросы биографии и творчества писателя-романтика нужно искать в произведениях самого Грина. И что он много лет посвятил расследованию этой «шифровки» в его творчестве. Адеев написал одну книгу, пишет вторую. Именно в последней своей работе он и расскажет о главной тайне писателя Грина.
Я слушала его и постоянно ощущала, где нахожусь, – старое здание бывшей севастопольской тюрьмы, цокольный этаж… комната, которая некогда была карцером. Это сейчас она такая светлая и весёлая, разрисованная картой Гринландии – с бухтами и парусниками. А тогда, когда в ней- после неудавшегося побега, оказался Александр Гриневский, она была мрачной и холодной. Узкая ржавая кровать крепилась к стене, и спать на ней днём было нельзя. В камере, на уровне земли – небольшое решётчатое окно, через которое сквозь пыль почти не пробивалось нежное крымское солнце. Солнце, которое не могло согреть старые подвальные помещения и их сидельцев. О чём тогда думал в своём заточении автор «Алых парусов», «Блистающего мира», «Золотой цепи»? Автор несуществующей романтической страны с придуманным Зурбаганом, портом Лиссом?
Художник, словно угадывая мои мысли, рассказал о самом главном, возвращаясь опять к своей карте. Грин в своих произведениях зашифровал именно Севастополь! Так, Зурбаган – это центр Севастополя. Город Храм – Херсонес. Херсонесский маяк он назвал Лисским. Климентьевский монастырь – общиной Голубых Братьев, город Верд – находится на Север ной стороне, Гель-Гью переводится как озеро на юге, болотистое озеро, которое засыпал адмирал Лазарев, строя казармы… Ассоль-корабельная – так называли в книге героиню «Алых парусов». Угольщик Филипп – имеет именно такую профессию: не дворник, не сапожник…да потому что между Лиссом и Каперной находилась угольная пристань Севастополя, -уголь сюда привозили и разгружали для броненосцев…
И ещё один момент, о котором почему-то никто не вспоминает. Александр Грин вышел из тюрьмы осенью 1905 года. Чуть раньше на набережной Ахтиарской бухты устанавливается памятник Затопленным кораблям. А ведь Грина арестовали именно здесь – на Графской пристани, когда он шёл агитировать моряков. И вот, отсидев в севастопольской тюрьме два года и выйдя на свободу, Грин почти на месте своего ареста, вдруг видит этот величественный монумент, которого раньше никогда не видел…Монумент стоял в воде, словно памятник его Свободе… И парусники скользили в бухте, а когда солнце садилось, то окрашивало паруса в алый цвет.
Попробуйте и вы прикоснуться к тайне Грина. А поможет вам в этом та самая карта Гринландии, которая создана Владимиром Васильевичем Адеевым, художником, для которого творчество Александра Грина – это прежде всего одна из тайн Севастополя! Города- на холмах. Города- прекрасных бухт. Города- замечательных людей, с их блистающим и неповторимым миром!.. И в первую очередь миром самого щемящего черноморского романтика, чьё творчество- неотделимо от истории Великого Славного города!


Рецензии
Интересно, спасибо. Грин - большой художник. Но, к сожалению, гарри потеры почти совсем вытеснили его книги из круга чтения наших детей (тех, кто читает, а таких сейчас совсем немного).

Успехов.

Вера Вестникова   25.02.2021 13:07     Заявить о нарушении