Николай Рерих - Мадонна Орифламма
Прежде всего, мы видим на картине изображение, которое носит название «Знамя Мира». По мысли художника, оно должно символизировать охрану культурных ценностей и размещаться над художественными и научными учреждениями и историческими памятниками в период военных действий. Данная идея и проект получили название «Пакт Рериха».
В символе трех сфер, заключенных в круг, содержится несколько смысловых уровней. Вот как сам художник интерпретирует его:
«Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно - одни говорят, что это прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце культуры» [1].
Кроме данной трактовки, предложенной художником, можно найти и иные интерпретации. Например, в своем путевом дневнике «Алтай-Гималаи», созданном во время Центрально-Азиатской экспедиции (1923-1928), Н.К. Рерих пишет: «Разве чужды символы индусской Тримурти - Троицы?» [2] - тем самым, проводя параллель между идеями и символикой христианской и индуистской религий.
В той же книге Николай Рерих прослеживает «тайную», «эзотерическую» связь между религиозными культами разных стран. Он пишет:
«Самые формулы часто поражают своей общечеловечностью. В них соединяются возгласы мистерий с молитвами самых неожиданных культов, разделенных целыми эпохами, целыми материками. Язык Матери Мира одинаков для всех колыбелей» [3][4].
Рерих глубоко изучил и усвоил содержание произведений Е.П. Блаватской и других похожих авторов и искал подтверждения в реальной действительности той идее Единства мировых религий и учений, которую он нашел в соответствующей литературе.
Кроме данного глубокого и многозначного образа мы можем также обратить внимание на образ Женщины, которая держит в руках полотнище, на котором изображен символ Знамени Мира. Художник называет ее «Мадонна Орифламма».
Данное название состоит из двух слов. Первое из них обычно бывает применимо к Богородице в контексте христианской религии. Слово «Орифламма» ведет свое начало из Средних веков:
«Орифламма - алая боевая хоругвь французских королей - призывает здесь не к сраженью, а к охране всей красоты мира» [5].
По мысли Николая Рериха, именно женщинам, в силу их природной склонности к Прекрасному, в будущем предстоит возглавить движение во имя Культуры по всему миру:
«Женщины, ведь вы соткёте и развернёте Знамя Мира. Вы безбоязненно станете на страже улучшения жизни. Вы зажжёте у каждого очага огонь прекрасный, творящий и ободряющий. Вы скажете детям первое слово о красоте. Вы научите их благословенной Иерархии знания. Вы скажете малым о творчестве мысли. Вы можете уберечь их от разложения и с первых дней жизни вложить понятие героизма и подвига. Вы первые скажете малым о преимуществе духовных ценностей. Вы произнесёте священное слово Культура. Великое и прекрасное дело заповедано вам, женщинам!» [6].
Призыву художника вторят слова его супруги Елены Ивановны Рерих. В них, кроме всего прочего, дается интерпретация картины Н.К. Рериха «Мадонна Орифламма»:
«В тяжкие дни космических катаклизм и человеческого разъединения и дегенерации, забвения всех высших принципов бытия, дающих истинную жизнь и ведущих к эволюции мира, должен подняться голос, призывающий к воскресению духа, к внесению огня подвига во все действия жизни, и, конечно, этим голосом должен быть голос женщины, испившей чашу страдания и унижения и закалившейся в великом терпении.
Пусть теперь женщина - Матерь Мира - скажет: Да будет Свет!
Каков же будет этот Свет и в чём будет заключаться огненный подвиг? - В поднятии знамени Духа, на котором будет начертано - Любовь, Знание, Красота» [7].
Также можно обратить внимание на задний план произведения. Он напоминает картины Леонардо да Винчи. На нем, также, как и на картинах великого художника Эпохи Возрождения, изображены манящие дали, напоминающие собой неизведанные космические пространства. В этой связи, вспоминаются такие произведения Леонардо, как «Джоконда», «Мадонна в скалах» и «Мадонна Литта». В отличие от Леонардо, Рерих вводит в изображение заднего плана детали архитектурных сооружений, однако композиционное и цветовое решения напоминают о соответствующих картинах итальянского живописца.
Мы видим, что данная картина интересна не только своими художественными достоинствами, которые характерны для живописи Николая Рериха, но и глубокой символикой, которая в ней заложена.
Творческое наследие Николая Рериха содержит в себе множество загадок, которые разгадывали и продолжают разгадывать люди во всем мире. В данной статье удалось прикоснуться к этой теме, раскрыть некоторые особенности одного из произведений Н.К. Рериха, наметить возможные направления, в которых может следовать мысль для того, чтобы приблизиться к разгадке картин художника.
Будем надеяться, что данный текст подтолкнет читателей к дальнейшему изучению художественного и литературного наследия семьи Рерихов.
Литература.
1. Знамя Мира // Знамя Мира: Сб. - М. : Международный Центр Рерихов. - 1995. С. 165.
2. Рерих Н. Алтай - Гималаи / Николай Рерих. - М.; СПб.: «Т8 Издательские Технологии» / «Пальмира», 2020. С. 43.
3. Рерих Н. Алтай - Гималаи / Николай Рерих. - М.; СПб.: «Т8 Издательские Технологии» / «Пальмира», 2020. С. 49.
4. См. описание картины Н.К. Рериха «Матерь Мира»: http://proza.ru/2020/11/22/1042.
5. Маточкин Е.П. Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К.Рериха. /
Новая Эпоха. Электронная версия журнала №4 (15) 1997. URL: http://www.newepoch.ru/journals/15/matochkin_sign.html (дата обращения: 25.02.2021).
6. Рерих Н.К. Держава Света. Священный дозор. Рига: Виеда, 1992. С. 41.
7. Из письма Е.И. Рерих М.Н. Германовой. / Рерих Н.К. Держава Света. Священный дозор. Рига: Виеда, 1992. С. 40.
Свидетельство о публикации №221022500267