Космея

                К О С М Е Я

                Этот цветок – просто космос!

     Все однолетние цветущие растения можно выращивать в саду и в огороде. Но никто не является более старательным  в цветении, чем космея (космос). Она отлично подходит для срезки и чем больше вы её срезаете, тем больше она цветёт. Космея прекрасно выглядит на клумбе, как в одиночных посадках. Так и в композициях. Растёт в ящичках на балконе. Её возможности безграничны. Проще же всего выращивать космею в открытом грунте, сея семена сразу на клумбу. Она отлично размножается и самосевом.
     Срезайте космею для букета в тот момент, когда цветы уже окрасились, но ещё не открылись; это поможет избежать опыления цветка насекомыми и продлит его жизнь в срезке на несколько дополнительных дней.

     Мне порой не совсем понятно, когда некоторые растения люди считают красивыми или некрасивыми, или недостойными расти на цветнике возле дома. А когда случается наоборот, то удивляемся ещё больше.
     Это воспоминание из моего раннего детства. Кто жил осенью в сельской местности, тот знает, как оно ходить по разъезженной осенней грязи, когда выбираешь где ногой ступить. Чтоб не идти в школу по сельской улице, у меня было два пути: идти тропинкой вдоль реки или идти верхом, поза огородами, по просёлочной дороге. Там можно пройти по обочине или по чубчику между колеями. Я уже понимала, что когда моросит дождь, то прибрежные камни скользкие, можно поскользнуться, упасть, а то ещё и одежонку запачкать, тогда попадёт и от учительницы и дома за это по головке не погладят, а в придачу одноклассники на смех поднимут.
     Идти полевой дорогой, поза огородами, это значит сделать большой круг, устанешь и вымокнешь под моросящим дождём. Но зато можно быть уверенным в том, что никто мне на дороге не встретится и не будет надоедать пустыми разговорами. Хочешь – шагом иди, хочешь – бегом беги, а хочешь – стой и смотри на то, на что тебе хочется смотреть. А это великое дело. Вот, я, шла себе, шла, смотрела вниз на затянутое туманом село и только по высоким деревьям угадывала улицу и наши хаты, по старому обыкновению построенные подальше от дороги и от любопытных глаз. Что греха таить, это мой неисправимый недостаток: рассматривать то, что вдали и спотыкаться от того, что забываю под ноги смотреть.
     А в тот раз, если бы не споткнулась о камень, а камней у нас на дороге и по обочинам было всегда много. Даже на поле нас, школьников. Выводили учителя вместо уроков, чтобы собрать на пахоте камни, которые мешают сеялке сеять семена без огрехов. (Ох и нелёгкий это труд ходить по пахоте…)
     Так, вот. Споткнулась я о камень, посмотрела на свои ботиночки и, потом только заметила растущую на обочине полевой дороги бледно-розовую космею. В нашем селе её почему-то называли – Зинией. (Цветочными именами, типа: Роза или Лилия, вовсе не было такой моды называть девочек. Даже цветок – Зиния, от имени «Зина», тоже считался вроде бы не очень важным цветком. Всё из-за того, что он редкозубый. Лепестков у цветка мало. А уж дочку назвать «Зиной», это собственноручно девушку счастья лишить. В нашем селе была всего одна Зина – почтальон, и то она была приезжая. (Вот, вспоминаю теперь, даже самой чудно, а тогда…)
     Рос этот цветок тут с самой весны. Большим кустом вырос. Много цветов отцвело и теперь вместо них торчали ёжиками семенники. Но, кое-где, склонившись от утренней росы, цвели и цветочки, правда, они чуть ли ни вполовину меньше тех цветов, что росли вдоль дорожки возле школы. Цветы меня, конечно, удивили, скорее тем, что они в поле растут. Случайно как-то семечко попало… Удивило то, что именно этот куст был опутан паутиной, но не кружевными кольцами, а вроде как гирлянды на ёлке развешаны. На каждой ниточке-паутинке капельки выстроились в рядочек. Солнце всходило и в каждой капельке отражался его светлый лик. Как же это было красиво! Я забыла куда шла и что мне нужно было спешить.
     Конечно же, я опоздала на урок, что-то там лепетала в своё оправдание. Мало того, что я до конца урока простояла в углу, ещё учительница замечание мне написала в дневник (узкой обрезанной тетрадке), вина моя была в том, что я по полю хожу, а не по дороге. Дома меня только пожурили, чтоб я «ртом ворон не ловила», а поторапливалась в школу. А насчёт учительницы дедушка сказал, «шо, мол, эта Сывэта знаэ? У неё хата рядом с школой и ходит она по шоссейной дороге в хромовых сапогах. Пускай бы по нашим Горбам походила…»
     А космею я с того памятного дня полюбила. Ведь не зря же именно на этом кусте паучки гирлянды развесили…

                ***

               


Рецензии
А ведь это и мой любимы цветок. Теперь мода пошла на заборы. Ужас. У меня сын теперь властвует. Обнес все синим забором из сайтинга. А я взяла семена космеи и просто посыпала под самым забором на улице. И проросла она. И цвела все лето и придала этому унылому забору веселый летний вид.За выносливость и неприхотливость ценю и за красоту нежную. Она нас учит жить. Зацепится за краешек земли и растет без всякого ухода. Просто молодец.Хорошо написано.
Будьте здоровы.

Валентина Телухова   12.03.2021 03:56     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Валечка! Я тоже сад свой отдала сыну. И теперь забор высокий... но, хоть и красиво всё, ухожено, но чувствую себя как в клетке. Раньше я садила от дороги многолетки - водосбор. Теперь мода на нашей улице выкашивать траву до голой земли. Улочки узенькие. Я уже не хозяйка в саду, только гостья, поэтому - молчу.
Заходите на мою страничку, буду рада. Солнышка Вам и радости в этом году!!!
С уважением,

Анна Боднарук   12.03.2021 04:45   Заявить о нарушении
Да вот же что года с нами делают. А я землю люблю. Теперь вот скоро рассаду сеять начну. Это пока мне доступно. А какие астры я выращивала! Любовь к цветам от мамы. А я в деревне. В это страшное время держала коровку. А она клумбы объедала. Кто-то сказал, что коровки не едят георгины. Я набрала и насадила. А она с голодухи что ли, на рассвете вышла из загона и скушала под самый корешок.А с каким анекдотом я хранила клубни.Мама сказала, что их сбрызгивать нужно. И вот я их в китайский мешок и в подполье. У меня оно просторное. Поставила в дальний угол и всю зиму сбрызгивала. А свет только от люка и темновато было. А я попутала мешки и сбрызгивала летнюю обувь всю зиму. Которую перемыла, высушила, и на зиму опустила в таком же мешке в подполье. Меня смешит, что я резиновый тапочек трогала через мешок и радовалась, что георгины не завяли. Упругие. Ахти меня бестолковую. Весна.Земля просыпается и зовет. Успехов нам. На страницу выйду и обязательно почитаю. Моя тема.
Будьте здоровы.

Успехов.

Валентина Телухова   12.03.2021 07:09   Заявить о нарушении
Ой, Валюшка, я хохотала до слёз. Я в селе родилась, а потом после замужества с Украины в Сибирь муженёк увёз. Это 70-тие годы были, я пока приспособилась к короткому лету, то и со мной было много анекдотов. Соседи смеются, а мне обидно: что же вы смеётесь? Подсказали бы...
Валечка читай на моей странице много о деревне, о саде, всё просто, без прикрас.

Анна Боднарук   12.03.2021 07:56   Заявить о нарушении