Куриная слепота

                КУРИНАЯ  СЛЕПОТА

     «Оказывается, этот цветок нельзя не только класть в рот, но даже нюхать – тошнота, головокружение, нарывы на коже и расстройство желудка вам обеспечены».
                Наталья Коршунова

     В науке известно дикорастущее травянистое растение под названием – лютик едкий. В народе его называют – куриная слепота. Цветок, как и другие части растения ядовит. Несмотря на это культура используется для приготовления лекарственных препаратов в народной и традиционной медицине. Попадая на участки, где в больших количествах произрастает лютик, человек обязательно ощущает на себе воздействие растения. Через определённое время начинает меняться самочувствие… Невольно возникает много вопросов о таком, казалось бы, неприметном растении. Почему цветок в народе так называют?
     Известно несколько версий происхождения названия. Одна из них основана на том, что растение выделяет летучие вещества, воздействующие на слизистую оболочку глаз. Вследствие этого в течение какого-то времени человек может ощутить ухудшение зрения.  По другой версии растение так названо из-за ярко-жёлтого цвета лепестков. Глянцевые лепестки способны отражать солнечный свет, ослепляя глаза.
     Цветок отлично чувствует себя в огородах, на полях. При этом его относят к категории сорняков.

     …Все помнят бессмертную трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта». Именно из лютика было изготовлено снадобье, которое аптекарь дал Джульетте, чтобы она погрузилась в сон, так похожий на смерть.

     Рассказывают, что в далёкие времена сатана пытался спрятаться среди лютиков от Архангела Михаила. Именно от этого лютик и стал таким «злым».

     Лютик – цветок языческого Бога Древней Руси – Перуна, покровителя русского воинства.

     Существует такая легенда:
     «Дочь одного купца, богатого, но жадного, очень хотела замуж. Отец отказался выдать её за любимого, парня справного, но бедного. В приступе отчаяния девушка раскидала отцовские золотые монеты, они проросли и превратились в лютики».

     Существует даже поверье, что тот, кто найдёт лютик – тому он принесёт богатство.

     Одно только одно могу сказать, что «куриная слепота» растёт там, где живут лягушки, убегающие от змей.

     Лютик едкий – самое сильное ядовитое растение. Если случайно сорвали его – глаза руками не трогайте!

     Древние галлы использовали его для стрельного яда.

     … Пытаюсь вспомнить, когда и при каких обстоятельствах я впервые обратила внимание на это интересное растение. Как ни странно, встреча состоялась только уже тут, в Сибири. На Украине, где прошли мои детские годы, в гористой местности, лютики редко встречаются.
     Где-то в начале 1970-тых годов, мой муж часто уезжал в командировки на длительное время. Я с двоими маленькими детьми, если и ходила гулять, то не дальше двора возле своего подъезда. Однажды меня пригласили наши земляки, люди намного меня старше по возрасту, поехать с детьми к ним в сад. Поехали мы уже во второй половине дня, с тем расчётом, чтобы заночевать в садовом домике. Моим мальчишкам хотелось побегать. Ходить по узеньким дорожкам между грядок им скоро надоело. Надо было придумать для них какую-то игру. Мы вышли за калитку и направились к лужайке. Никаких игрушек у нас собою не было и мне пришло у голову, из разных цветов сплести им веночки. Обычно я в детстве плела веночки из одуванчиков или васильков, но под вечер одуванчики закрыли свои солнышки. Васильки росли только на цветниках и то не везде. Это обстоятельство меня не сильно расстроило, ведь на лужайке много росло разных трав, которые цвели в это время лета.
     Поначалу дети рвали то, что росло поближе к дороге, но потом стали просить разрешения побежать немного дальше и нарвать жёлтеньких цветочков, они выделялись своей яркостью. Я, увлечённая плетением веночка, просто кивнула головой.
     - Куда! Да, что ты за мать такая?.. Ты же своих детей калеками сделаешь…
     Я подняла голову и, в растерянности не сразу смогла сообразить, что сейчас произошло. Какая-то женщина, шедшая по дороге, вдруг схватила моих детей за руки и, не очень-то подбирая слова, на чём свет костерила меня за то, что я плохая мать… Только потом, и то с помощью моих земляков, поняла, что те жёлтенькие цветочки – это куриная слепота, очень ядовитое растение. И следует не обижаться на эту крикливую женщину, а благодарить её, что я уже на следующий день и сделала.
     Прошло много лет с того памятного дня. Мои дети выросли и я уже работала в своём саду. Цветов у меня было много. Я и не заметила, что среди них распустились жёлтенькие лютики. В гости ко мне зашла Р.С. , соседка по саду. Эта женщина очень ревниво следила за тем, чтоб в моём саду не выросло то, чего в её саду нет.
     - А это что у тебя цветёт?..
     Рая знала, что я иногда в своём саду высаживаю то, что растёт на обочине, если оно мне покажется красивым. Но посадить «куриную слепоту» в своём огороде – это только себе во вред… Выдернув это растение и потрясая им, Рая скороговоркой огорошила меня такими упрёками, что мне и в голову раньше такое не приходило то, о чём она могла обо мне подумать. Дослушав, я только вздохнула. Оказалось, что в человеке больше яда, чем в этих мирно растущих жёлтеньких цветочках…

                ***

               


Рецензии