1909 май начались Русские сезоны в Париже

17 мая 1909 г.н.с. пресса: напечатан «Материализм и эмпириокритицизм» Вл. Ильина/Н. Ленина

Полное собрание соч. В.И. Ленина изд 5, том 18, стр 520:
Между 29 апреля и 4 мая (12 – 17 мая)  В Москве, в издательстве «Звено», выходит книга Ленина «Материализми эмпириокритицизм. Критическое заметки об одной реакционной философии».

На 8-й стр. 18-го тома помещена обложка данного издания – автор Вл. Ильин, подобный псевдоним у Ульянова встречается впервые. В предисловии ко второму изданию – стр. 12 данного тома Ульянов по привычке подписывается Н.Ленин, (это было 2 сентября 1920 г.), так книга получает двух авторов Вл.Ильина и Н.Ленина. Это свойство бинарности подчеркивает свойства самой книги.
17 мая (н.с.) Ленин посылает книгу Розе Люксембург, 18 июня в газете «Одесское обозрение» помещена заметка В.Воровского о книге Ленина.

Осветим несколько вопросов:
1. Для кого книга? Мое мнение – Ленин писал ее с целью стать научным авторитетом, недаром он летом 1909 г. посетил Поля Лафарга и пытался беседовать о своем опусе по философии. Поль Лафарг – зять Карла Маркса – муж его старшей дочери.
2. Кого оспаривает Ленин? Он замахнулся на титанов:
• Эрнст Мах (см. 18 февраля 1838 г.н.с.)
• Рихард Авенариус (см. 19 ноября 1843 г.н.с.)
• Иоганн Фихте (см. 19 мая 1762 г.н.с.)
• Анри Пуанкаре (см. 17 июля 1912 г.н.с.)
• Герман Гельмгольц (см. 19 августа 1821 г.)
• Попутно раскритикованы Плеханов (см. 17 мая 1918 г.с.с.), Богданов, Луначарский, Виктор Чернов.
3. Кто нравится Ленину:
• Карл Маркс
• Фридрих Энгельс
• Людвиг Фейербах
• Франц Меринг
В самом конце книги в приложении Владимир Ленин понял, что русских союзников у него нет, и сделал комплимент  «великому русскому гегельянцу и материалисту» волновому герою Николаю Чернышевскому (см. 17 октября 1889 г.).
Герои волновой истории Ленину не нравятся, люди вне волновой сетки нравятся. Ленин немного поторопился – его механистические взгляды, упоминание эфира, утверждение о невозможности движения без материи, о возможности построить механическую модель электричества – прямо противоречат будущим теориям Эйнштейна, квантовой электродинамике и т.д.  По сути дела его попытка войти в великие философы провалилась – его книга эклектична, бездоказательна, догматична и строго придерживается кастово-племенного принципа, т.е. делит философов на наших и не наших. Поэтому и вышла она 17 мая 1909 г. – время нам дает верную подсказку. Современным коммунистам лучше было бы откреститься от этой неудачной философской книги Ленина. Надо признать, что как философ Ленин не создает чего-то нового, его сила именно в практике и грандиозной работоспособности. К власти в партии он пришел на основе лавирования и использования ошибок своих противников, поэтому он много раз менял свои взгляды. Но догматизм оказался присущ коммунистам в такой  мере, что допустить слабость своего вождя, как теоретика, они не могли, и стали поднимать на щит весьма слабую работу. Волновым героем в разрезе волновой истории Ленин формально не является, но вся его биография и его поступки, работы, встречи, выступления носят волновой характер. Отрицать гениальность Ульянова–Ленина как революционера-практика невозможно. Это я пытаюсь показать в данной книге.

17 мая 1909 г.н.с. наука: волновой герой Эрнст Резерфорд направляет статью о явлении отражения альфа-частиц от пластинки золота – т.е. от атомов

Даниил Данин «Резерфорд»:

Итак, не фантазия: атомы оказались способными на чудо отражения альфа-частиц. Но, пожалуй, всего удивительней было удивление самого Резерфорда перед этим воочию открывшимся фактом. Ведь он же, а не кто-то другой, мысленно допустил возможность таких событий! Однако, когда химера превратилась в реальность, он попросту ахнул. Это ему принадлежал образ пули, отскакивающей от мишени. Только он еще резче высказывал это сравнение: он говорил Иву, что отскоки альфа-частиц от тончайшего золотого листка произвели на него такое же впечатление, как если бы он увидел, что пуля, которой выстрелили в лист бумаги, возвращается обратно к ружью. И замечательно, что с годами то первое впечатление не тускнело в его памяти, а все усиливалось. За год до смерти, в одной из последних своих лекций, вспоминая минувшее, он рассказал: Я должен признаться по секрету, что не верил, будто это возможно… Это было, пожалуй, самым невероятным событием, какое я когда-либо переживал в моей жизни. Это было почти столь же неправдоподобно, как если бы вы произвели выстрел по обрывку папиросной бумаги 15-дюймовым снарядом, а он вернулся бы назад и угодил в вас. Было сказано: «Любовь — удивленья мгновенная дань». Не того же ли происхожденья многие великие открытия? И не было ли уменье ошеломленно удивляться повадкам природы существенной чертой резерфордовского гения? А стал он к той поре столь искусным мастером такого удивленья, что сумел сам для себя заказать противный здравому смыслу и заведомо поражающий воображение эксперимент! Но в сфере науки удивленье не сразу приносит лучшие свои дары. Нужны время и воля на сбор дани. И нужно еще многое, чем он сполна обладал… Итак, не фантазия… Но все же необходимо было довести до безупречной достоверности начатое Марсденом исследование. Гейгер из консультанта превратился в участника работы. (Кстати, в той же лекции 1936 года, то есть 27 лет спустя, Резерфорд сделал Гейгера, а не Марсдена первым вестником неправдоподобного события. «…Гейгер вошел ко мне в страшном возбуждении сказал: „Нам удалось наблюдать альфа-частицы, возвращающиеся назад!..“» Это была маленькая аберрация памяти.) На первом этапе Марсден работал один. А когда они стали трудиться вдвоем, работа пошла вдвое быстрее. И весной Резерфорд однажды сказал, что они должны подготовить статью для «Трудов Королевского общества». 17 мая (1909) он сам препроводил ее в редакцию. 17 июня она была зачитана в Барлингтон-хаузе. А затем увидела свет. И любопытно, что ни в том году, ни в следующем, 1910-м, никто из теоретиков — ни Эйнштейн, ни Планк, ни Лоренц, ни Рэлей, ни Дж. Дж., не говоря уже о звездах меньшей величины, — не обратил на эту публикацию никакого внимания. Одни были поглощены собственными идеями и замыслами, другие не умели изумляться слишком простым вещам, третьи не почувствовали, что время атома наконец-то пришло!

17 мая 1909 г.н.с. спорт: родился Карл Шеффер – фигурист, чемпион

17 мая 1909 г.н.с. в Вене родился Карл Шеффер – австрийский фигурист.  Шеффер – лучший фигурист мира в 1929-1936 гг., он выиграл золото на олимпиадах в Лейк-Плесиде в 1932 г. и Гармишпартенкирхене в 1936 г. В эти годы он выиграл 8 первенств Европы и 7 первенств мира. В своих достижениях волновой герой Карл Шеффер уступает только результату волнового героя Карла Сальхова (см. 19 апреля 1949 г.). В технике катания австриец Шеффер был новатором – ввел новый вид вращения, дорожки шагов, применял в катании элементы вальса и танго.  Шеффер был разносторонним спортсменом –выиграл 8 первенств Австрии по плаванию. После завершения карьеры Шеффер организовал «Sch;fer Ice-Show», позднее был тренером. Умер в апреле 1976 г.

17 мая  1909 г.н.с.  США: бастуют белые пожарные штата Джорджия

17 мая  1909 г.н.с. белые пожарные штата Джорджия провели забастовку в знак протеста против найма чернокожих.
18 мая 1909 г.н.с. музыка: умер Исаак Альбенис – испанский композитор
18 мая 1909 г.н.с. во французских Пиренеях после нескольких лет болезни в возрасте почти 49 лет умер крупнейший испанский композитор 19-го века Исаак Альбенис. Как пианист-вундеркинд Исаак Альбенис выступал с 4 лет. Как композитор он оставил виртуозные фортепианные произведения с богатым использованием мелодий и ритмов испанской народной музыки. Исаак Альбенис заслуженно считается лидером испанской национальной музыкальной школы.

19 мая 1909 г.н.с. Эквадор: родился Педро Саад – ген. секретарь компартии

БСЭ:

СААД (Saad) Педро Антонио (р. 19.5. 1909, Гуаякиль), деятель рабочего движения Экуадора. Окончил юридич. ф-т Гуаякильского ун-та (1936). В ун-те включился в активную политич. борьбу студенч. молодёжи. В 1931 вступил в Федерацию коммуннстич. молодёжи, в 1932 - в Коммунистич. партию Экуадора (КПЭ), в 1934 был избран чл. ЦК КПЭ, с 1938 чл. Исполкома ЦК КПЭ. С. был одним из основателей Конфедерации трудящихся Экуадора (1944) и её первым председателем (1944-46). После успешного нар. выступления против диктатуры Арройо дель Рио в мае 1944 С. входил в состав Революц. пр-ва Гуаякиля. В 1944-51 чл. и секретарь Исполкома Конфедерации трудящихся Лат. Америки. В 1944 и в 1947-59 сенатор Нац. конгресса. С 1952 С.- ген. секретарь КПЭ. За революц. деятельность подвергался арестам, тюремным заключениям, ссылкам.

19 мая 1909 г.н.с. Париж: «Русские сезоны» волнового героя Дягилева - Карсавина и волновой герой Нижинский приводят публику в необыкновенное состояние

В парижском театре «Шатле» волновой герой Сергей Дягилев (см. 19 марта 1872 г.с.с.) представил вечер русских балетов – это начало «Русских сезонов», принесших России славу великой театральной державы. Об этом я уже писал выше (см. Игорь Стравинский 17 июня 1882 г.).

Носова «Балерины»:

Русский сезон в театре Шатле открылся 19 мая 1909 года. Накануне, на генеральной репетиции балета «Павильон Армиды», сошелся весь культурный Париж. Здесь были Актав Мирбо и Анри де Ренье, Огюст Роден (см. 17 ноября 1917 г.н.с.), Камилл Сен-Санс и Морис Равель, итальянская певица Лина Кавальери и американская танцовщица Айседора Дункан…Символом и эмблемой первого русского сезона стал портрет Анны Павловой, написанный Серовым (см. 19 января 1865 г.н.с.) для афиши гастролей русского балета в Париже. На этой афише мы видим Павлову в позе знаменитого павловского «певучего» арабеска. Расклеенные на круглых вращающихся будках афиши с серовским рисунком ночью осторожно снимали молодые художники и уносили в свои студии, чтобы хранить как драгоценность. Случалось, что этими афишами торговали букинисты. Но самой Павловой в Париже еще не было. Она танцевала в Берлине и не спешила попасть к премьере дягилевской антрепризы, уступив роль Армиды молодой танцовщице Вере Каралли.

Балерина Тамара Карсавина описывает день 19 мая по-другому:

Т.Карсавина «Театральная улица. Воспоминания», М., Центрполиграф, 2004:

Чрезвычайно живое, хотя и не слишком утонченное описание того, что происходило среди публики в тот первый вечер, когда мы с Нижинским танцевали это pas de deux, я позаимствовала у Михаила, нашего курьера: «Но когда вышли эти двое... Боже мой! Я никогда еще не видел публику в таком состоянии. Можно было подумать, будто под их креслами горел огонь». Я осознавала, что вокруг меня происходит нечто необычное, чему я не могла дать точного определения, нечто столь неожиданное и огромное, что способно было напугать. Все мои чувства были словно затуманены в тот вечер. Привычные барьеры между сценой и публикой рухнули. Двери, ведущие за кулисы, со всеми своими хитроумными замками и строгими надписями оказались бессильны. В антракте сцена так заполнилась зрителями, что по ней стало трудно передвигаться. Мы с Нижинским с трудом нашли место, чтобы по обыкновению отрепетировать па и поддержки перед выступлением. За нами следили сотни глаз, до нас доносились обрывки восклицаний: «Он — чудо» или «C'estelle!». (Это она!) Затем полное напряжения ожидание в кулисах, когда мне казалось, будто я всем телом ощущаю удары своего сердца. Нижинский расхаживал взад и вперед своим легким кошачьим шагом, сжимая и разжимая руки. Перед нашим выходом на сцену появился Дягилев и напутствовал нас: — С Богом!
Тогда-то с публикой и произошел тот удивительный феномен, который так красочно описал Михаил. Затем все смешалось в радостной суматохе, снова толпа хлынула на сцену, какая-то изысканно одетая дама перевязала мне рану на руке тонким, как паутинка, носовым платком — я порезалась о драгоценные каменья, которыми был расшит кафтан Нижинского. Дягилев прокладывал себе дорогу через толпу взывая: — Где она? Я должен ее обнять.
С этого дня он стал называть нас с Нижинским своими детьми. Кто-то спросил Нижинского (см. 17 декабря 1889 г.с.с.), трудно ли парить в воздухе во время прыжка; он сначала не понял вопроса, затем чрезвычайно вежливо ответил: «Нет, нет, совсем не трудно. Нужно только подняться в воздух и немного задержаться». Утро следующего дня было жарким и прекрасным, как, впрочем, и все дни нашего пребывания в Париже. Я не помню ни облачка на небе. Июнь словно околдовал весь город, его красновато-золотистый отблеск, окрасивший всю атмосферу, проник и в наши сердца. Подобно тонкому аромату духов, пропитавшему одежду, он проник даже в темные коридоры «Шатле».

17 мая 1909 г.с.с. Чикаго: родился Бенджамин Гудман – король свинга

17 мая 1909 г.с.с. в Чикаго родился Бенджамин «Бенни» Гудман – композитор, музыкант, аранжировщик, постановщик. Бенни Гудман – король свинга в 1931-1939 гг. Его музыка в 1931-1935 гг. захватила всю Америку с ее 50-ю радиостанциями и каждую субботу с 11 дня до 2 ночи шла передача «Давай потанцуем». 16 января 1938 г. Гудман вывел джаз на новый уровень признания, первым из джазовых музыкантов выступив с оркестром в Carnegie Hall. В 1962 г. Бенни Гудман гастролировал в СССР, где дал 32 концерта в Москве, Ленинграде, Киеве, Ташкенте, Тбилиси, Сочи. Умер Гудман во сне в июне 1986 г. Вполне очевидно мнемоническое совпадение творчества Бенни Гудмана с его передачей «ДАВАЙ ПОТАНЦУЕМ» и феноменальными ТАНЦАМИ русских в Париже.

18 мая 1909 г.с.с. природа: взрыв газа на шахте в Юзовке

Газета «Русское слово»:

ЮЗОВКА, 18, V. Сообщают о грандиозном пожаре в орлово-еленовском руднике. В шахте №4 от неизвестной причины произошел взрыв газа, начался пожар. Горят несколько надшахтных зданий. Убытки огромные. Жертв нет.

18 мая 1909 г.с.с. литература: умер Джордж Мередит – английский писатель и поэт

18 мая 1909 г.с.с. близ Лондона в возрасте 81 год  умер писатель Джордж Мередит.

Проведем темпералогический литературный опыт - откроем роман «Эгоист» (Москва, «Худ. лит.», 1970) на странице 212, это будет «Глава девятнадцать» и прочитаем  последние строчки:
«И в эту самую минуту я вдруг вижу пару испанских глаз, похожих на две фиолетовые молнии, что перерезают черные небеса этого благодатного края. Вы согласны, что глаза должны быть фиолетовыми?»
Замечательно, не правда ли? Особенно поражает фраза «две фиолетовые молнии» - в день смерти автора произошел взрыв газа в Донбассе (см. ранее).


Рецензии