Чемпион мира В. Почернин. Рассказ С. Мерцалова

Знаменитый орловский пилот Витольд Иванович Почернин в своё время был живой
легендой отечественного спорта. Где бы он ни появлялся, его всегда узнавали, им гордились, его имя вызывало восторг и, возможно, зависть у недоброжелателей.
Областные, центральные и даже зарубежные газеты середины 1960-х — начала 1970-х
годов пестрели заголовками: "Сын неба", "В небе, как дома", "Есть такой парень…",
"Победа советского пилота", "Молодец, Витольд!", а фотографии нашего земляка украшали обложки самых популярных спортивных журналов того времени. Но шли годы, жизнь потихоньку двигалась вперёд, стирая из памяти события, казалось бы, не столь отдалённого прошлого. Застойные 70-е сменили перестроечные 80-е, а затем пришли рыночные 90-е.В этой круговерти событий уже никому не было дела до бывшего лётчика спортсмена. А Витольд Иванович, коренной орловец, золотыми буквами вписавший в книгу истории отечественного спорта уникальные успехи орловской команды лётчиков, продолжал в эти годы жить и трудиться среди нас простым ин-
женером института "Гипроприбор"…

Родился В.И.Почернин 17 сентября 1933 года. По словам его жены Марии Ивановны, в молодости он был типичным представителем того удивительного поколения, которое грезило о полётах в космос, которых манила романтика неба. Наверное, именно
поэтому, когда в 1950 году в школу, где учился Витольд, пришёл один из тренеров орловского аэроклуба, десятиклассник Почернин долго не думал. Будучи ещё маль-
чишкой, он бегал со сверстниками на аэродром, чтобы понаблюдать,как самолёты раз-
резают манящую даль. Однако первая радость оказалась преждевременной. Будущего лётчика забраковала медицинская комиссия, обнаружившая у парня невроз сердца. В этой ситуации выручил случай. Первый наставник Витольда И.М.Королёв тогда сказал: "Не горюй. Полетаешь за пассажира, и пройдёт твой невроз". Так и получилось. Уже
через месяц юный пилот был допущен к лётным занятиям. А через год В.И.Почернин поступил в Качинское авиационное училище. Но судьба уготовила ему очередное испытание: незадолго до окончания учёбы во время товарищеского футбольного матча он сломал ногу. Очередной диагноз врачей звучал как приговор: "Летать не может". Казалось,что карьеру лётчика орловцу уже не видать.Он возвращается в родной город и поступает в машиностроительный техникум. Но вот удивительно, именно с этого момента и началась дорога Витольда Ивановича в большой спорт. В середине 1950-х годов к руководству орловским аэроклубом пришёл большой энтузиаст авиации Ю.В.Косарев. С его именем связано появление орловской школы высшего пилотажа.
Юрий Владимирович начал создавать команду воздушных акробатов. В число её первых
лётчиков был приглашён и В.И. Почернин. Ему предложили полетать на спортивных
Яках. Вскоре воздушный парк аэроклуба пополнили новые акробатические самолёты че-
хословацкого производства типа "Тренер". Мало кто знает, но орловские спортсмены первыми в стране освоили эти замечательные машины. Соответственно, мастерство наших пилотов крепло год от года. Уже в 1960 году на зональных соревнованиях по воздушной акробатике в Туле орловцы выиграли все упражнения. А Витольд Почернин стал абсолютным чемпионом в личном зачёте и сразу же был включён в сборную СССР. В последующие годы он выигрывал республиканские, всесоюзные и международные
турниры по самолётному спорту. Получил звание мастера спорта СССР, в совершенстве овладел самолётами Як-18, Як-18п и "Тренер". Ещё одним малоизвестным и удивительным фактом из жизни В.И. Почернина поделилась его жена: — Витольд был одним из тех, кто мог оказаться в знаменитом отряде космонавтов, готовившихся к полёту в космос на корабле-спутнике "Восток" в апреле 1961 года. Но в тот момент комиссия, видимо, сочла, что лётчик, обучающий ся в машиностроительном техникуме, не может стать космонавтом, — улыбаясь, говорит жена В.И. Почернина.
Однако сам факт, что у орловца была возможность попасть в двадцатку претендентов для полёта вокруг Земли, вызывает восхищение. Оказавшись в числе ведущих спортивных лётчиков Советского Союза, Витольд Иванович приложил максимум усилий, чтобы закрепиться в сборной команде. Он много тренировался, изучал теорию
полётов, не стеснялся спрашивать совета товарищей по команде. На первом в истории чемпионате мира по высшему пилотажу в Братиславе в 1960 году пилоты из СССР ещё не смогли на равных бороться с чехословацкими лётчиками, занявшими все призовые места. Но уже через два года на аналогичном турнире в Венгрии советская команда завоевала второе место. В.И. Почернин был тогда пятым (запасным) пилотом и поэтому выступал вне конкурса.Однако, к удивлению наших тренеров, по набранным очкам он оказался в середине турнирной таблицы. И вот на очереди Испания.Бильбао. 1964 год. Третий чемпионат мира. В когорте сильнейших воздушных акробатов планеты, представляющих команды Венгрии, ГДР,Испании, Польши, СССР, США, Франции, ФРГ, ЧССР, Швеции, — орловец В.И. Почернин, отобранный на соревнования из числа 25 лучших пилотов нашей страны. Выполнив каскад сложных фигур, таких как петля Нестерова, глубокий вираж, "бочка", Витольд Почернин стал первым советским
чемпионом мира по высшему пилотажу в упражнении "Тёмный комплекс". Тогда об этом
событии сообщили все ведущие спортивные СМИ мира. Герою вручили кубок и золотую медаль. А на следующий год В.И. Почернин выиграл и чемпионат Советского Союза. В течение нескольких летему не было равных на различных внутрисоюзных и международных соревнованиях по высшему пилотажу. Ещё одно значительное достижение принадлежит орловскому пилоту. Он стал первым из советских мастеров воздушной акробатики, кому удалось выполнить так называемый "перевернутый штопор" — фигуру высшего пилотажа, сгубившую до этого немало жизней отечественных асов. Будучи уже опытным пилотом, В.И. Почернин вспоминал, как невероятно сложно было ответить
ему на вопрос журналистов: почему он стал лётчиком-спортсменом? "Может быть,
потому что по душе управлять сложной машиной,видеть с высоты родной город целиком, сразу. Там, в синеве неба, первым встречать восход солнца и последним провожать его лучи вечером", — говорил пилот. Так или иначе, но после завершения спортивной карьеры Витольду Ивановичу
было нелегко расстаться с делом своей жизни.Ещё несколько лет он принимал участие в соревнованиях по высшему пилотажу, но только в качестве судьи. Продолжая работать в "Гипроприборе", прославленный спортсмен много времени уделял пропаганде авиационных видов спорта, писал статьи и отзывы на выступления советских лётчиков в периодических изданиях Орловщины. По рассказам жены, в
свободное от тренировок время Витольд Иванович очень любил рыбалку и часто ходил в лес за грибами, а многолетняя привычка вставать в четыре-пять утра осталась у него до конца жизни. После выхода на пенсию прославленный пилот тяжело
болел. Сказывалось не только многолетнее напряжение в борьбе за победы, но боль преждевременной утраты: в возрасте 25 лет ушёл из жизни единственный сын четы Почерниных… Много страданий Витольду Ивановичу
принёс развал великой державы,
честь которой он долгие годы отстаивал. Сердце прославленного лётчика остановилось 28 апреля 2001 года… Но его успехи навсегда останутся в книге великих побед отечественного спорта.

                Сергей МЕРЦАЛОВ
                (Материал из Интернет-сайта)


Почернин Витольд Иванович (17.09.1933 - 28.04.2001),
заслуженный мастер спорта СССР (1964), чемпион мира по высшему пилотажу
в Бильбао (Испания, 1964). Родился в Орле.  Похоронен на Троицком кладбище г. Орла. (Из архива семьи).

(Бельский Александр. Орловский энциклопедический словарь, 2009. - С.460-461).

В.И.Почернин начал заниматься самолётным спортом в Орловском аэроклубе. Выступал за ДОСААФ. Он чемпион мира и трижды чемпион Европы. В микрорайоне "Зареченский" города Орла одной из улиц присвоено имя Витольда Почернина.


Рецензии