Моя хирургия 2017 г

       Будучи рождённым в станице, я, как и все станичные мальчишки, большую часть детства и отрочества провёл на улице в компании таких же босоногих ребят, летом имеющих из одежды одни трусы, сшитые опытными родителями из прочной,  обычно чёрной материи. Эти трусы были широкими и напоминали шорты.

       Наши уличные игры носили отчаянно хулиганский характер. Перестрелки из рогаток, самодельных луков и арбалетов (кстати стрелы были с настоящими металлическими заточенными наконечниками) частенько приводили к ранам. Это были, по нашим понятиям, царапины, но иногда кровь останавливали долго, используя для этого свежесорванные лечебные травы, свойства которых узнавали и запоминали из рассказов родителей и бабушек. Поэтому уже с детского возраста мы не боялись ран, вида и запаха крови, могли оказать первую медицинскую помощь.

       Впоследствии жена, которая не переносит даже вида, например, глубоких порезов, удивлялась почему я не пошёл учиться в мединститут, повторяя, что из меня вышел бы хороший хирург. Врачом я не стал, но некоторое отношение к медицине я всё таки имел.

       Работая в колхозе инженером по механизации животноводческих ферм, я подружился со слесарем центральных ремонтных мастерских Григорием. Подружился с ним, как с человеком, имеющим быстрый ум и золотые руки. Григорий, кроме того, был неплохим биллиардным игроком и мы периодически задерживались в биллиардной, находящейся на втором этаже мастерских, после чего шли домой одной дорогой-через ж/д. станцию Сосыка. В таких случаях мы по пути заходили на площадку «Вторчермет» Где присматривали нужные для хозяйства агрегаты и запасные части. В очередной раз нам повезло – в металлолом сдали отработавшие свой срок зубоврачебные инструменты в довольно большом количестве. Пересмотрели их и поделили. Я занимался в свободное время радиоконструированием, поэтому взял несколько зажимов, пинцетов, зубных зеркал и буров. Григорий взял всё остальное и держал этот инструмент на работе. Инструмент дожидался своего времени…

      В тот день заведующий мастерской Александр Александрович (его за простоту и доброту все называли Сан Саныч) с самого утра буквально стонал от зубной боли. Зуб был сильно повреждён кариесом почти наполовину сгнил и  шатался. Десна и щека опухли. Все ему сочувствовали, но нашлись и такие, кто начал давать советы.

       В соответствии со старым методом самостоятельного удаления больного зуба Сан Саныч, накинув петлю капроновой нитки на зуб, другой конец привязал к ручке входной двери своего кабинета, дверь которого открывалась наружу. Усевшись за стол он стал ждать. Вскоре дверь стала медленно открываться т. е. без рывка. Нитка натянулась и Сан Саныч, закричав благим матом, вскочил и быстро обрезал нитку ножницами, которые приготовил заранее. Продолжая стонать, он начал прохаживаться из конца в конец по мастерской. Встретив его, я вначале посочувствовал ему, потом попросил показать зуб. Осмотрев его, я предложил ему удалить зуб здесь же в его кабинете. Он долго, с недоверием смотрел на меня, но, узнав, что у нас есть для этого инструменты, согласился. Однако меня опередили…

       Пока я готовил инструменты (из тех, которые мы нашли во «Вторчермете»  опытный, в этих делах токарь Анатолий вместе со своим другом Александром предложили Сан Санычу убить нерв зуба электричеством, убедив его, что вся боль от воспалённого нерва. В качестве источника тока было выбрано магнето, которое устанавливается на тракторах для получения искры зажигания пусковых двигателей и выдающее напряжение около полутора тысячи вольт при малом токе. И вот Сан Саныч- в « кресле» (на стуле), запрокинув голову. Александр ввёл провод в дупло зуба и сказал: «Давай!». Анатолий крутнул привод и Сан Саныч, издав отчаянный вопль, упал со стула, с мгновенно покрасневшим и вспотевшим лицом. Из глаз его ручьями текли слёзы. Видимо импульс тока ,,дошёл,, до самых дальних болевых рецепторов мозга. Сан Саныч уже не стонал, а ревел. Вскочив на ноги, он выбежал из кабинета и с рёвом понёсся по мастерской. Испуганные токари мгновенно спрятались в токарном цехе.

       В это время я, продезинфицировав инструмент из – за отсутствия спирта пламенем газовой горелки (прокалил его), появился в мастерской и обратился к Сан Санычу с предложением занять «кресло» и начать процесс удаления зуба. В ответ я услышал отборный мат и не мог понять в чём дело. Узнав от Анатолия и Александра что произошло, я вначале рассмеялся но потом заметил: «А ведь это могло кончиться плохо!», После этого я долго уговаривал Сан Саныча удалить зуб и, в конце концов, он согласился.

       И вот он опять в «кресле». Ассистировать я пригласил своего водителя Сергея. Его задача заключалась в том, чтобы после удаления зуба подать мне ватку, смоченную спиртом. В связи с отсутствием медицинского спирта мы смочили ватку аммиачным спиртом. Я несколько волновался (всё - таки первая в моей жизни операция) и долго примеривался, как ухватить зуб. Наконец решение принято. К моей радости зуб легко вышел из своего гнезда. Я взял ватку, быстро вставил её между оставшимися зубами и сказал: ,,Прикуси!,, . Прикусив ватку, Сан Саныч тут же с остервенением выплюнул её, взревел и выскочил из кабинета. Мы перестарались, не зная, что аммиачный спирт не является дезинфектором для ран, а является обжигающим раздражителем! Вот это да! Не получилось из меня врача. И слава Богу!

       В конце концов я усадил Сан Саныча в свою авто походную мастерскую и отправил его домой.

       И всё же утром следующего дня он благодарил меня, сказав: «А ты – настоящий доктор!» чем немало удивил меня. Он был рад. Опухоль спала, боль прошла, да и рана от такого спирта занемела, а я был горд,
 Что смог помочь человеку в его малой беде.


Рецензии
Самодеятельное удаление зуба могло закончится плачевно для всех действующих лиц.
Рассказали интересно и ещё раз подтвердили мнение Задорнова об особой соображалки русскоязычных.

Алёна58   23.02.2023 16:36     Заявить о нарушении
Алёнка,спасибо за рецензию.Что-что,а "соображать" мы любим! (улыбаюсь).Здоровья Вам,творческих успехов!

С уважением Анатолий.

Анатолий Ходус   24.02.2023 14:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.