1986-2020. Путь к развалу промышленности России

Предыстория развала российской промышленности и её разрушители поимённо.
Воспоминания государственного советника 1-го класса РФ (полковник).
Для профессионалов и историков.

На 2022-й год в целом картина прежняя - то спад, то рост. 2019-2020 минус 2,9. 2020-2021 плюс 5,3.В 2022-м - то рост, то спад от 10 до 12% из-за санкций Запада.

Часть 1. 1986 - 1997 гг.
(ссылки на продолжения даны в конце текста)

СТАТИСТИКА

Для понимания сути промышленной драмы России в конце 80-х начале 90-х обратимся к статистике. На рисунке в заголовке повести показана динамика объёма промышленного производства в натуральных единицах с 1986-го по 2019-й, отнесённого к показателю 1991-го. На лицо медленный спад в конце 80-х, глубочайший кризис в начале и середине 90-х, незначительный рост в начале нулевых и стагнация (то рост, то спад) после 2008-го. К 2020-му году России так и не удалось восстановить уровень промышленного производства не только 1985-го, но и дореформенного 1991-го.

ПРИЧИНЫ
 
Причины промышленной драмы 80х - 90х, по крайней мере, две. Напрашивается и третья, неблаговидная для правящей в России элиты.

Первая в том, что разрушив устаревший политический мир и оборвав хозяйственные связи предприятий республик СССР, "реформаторы" тем самым разрушили единство и работоспособность базового костяка промышленности РСФСР.

Вторая в том, что после 2008-го олигархами промышленность была лишена способности к расширенному воспроизводству, так как её доходы и деньги населения изымались олигархами и сетевыми компаниями, выводились за рубеж.

Третья причина, по моему личному мнению, в том, что стагнацией промышленности России кто-то управляет вручную. И его цель удержать Россию от развития, загнать в нишу колониальной экономики - поставщика ресурсов для более развитых стран.

Третья причина в деталях обсуждается во второй части этой статьи (ссылки даны в конце текста). Там же дана возможная траектория промышленной динамики в случае, если бы в 1996-м президентом не был бы избран Ельцин, вновь заселивший власть системными либералами.

Сказались также низкий уровень профессионализма и политическая недальновидность лидеров российской власти (Ельцин, Гайдар, Чубайс, Фёдоров, Черномырдин и другие, в том числе современные), конфликтность государственного управления и депутатского корпуса, корыстность олигархов, недобросовестная конкуренция на мировых рынках, политическое давление на страну со стороны “коллег” по мировой экономике.

ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ ТЕХ ЛЕТ В СТРАНЕ И В МОЕЙ ЖИЗНИ

1986 год

Это был переломный год и в экономике, и в моей профессиональной жизни. Вслед за экономическим спадом в США наметился промышленный спад в СССР. На Москву, промышленную столицу, “кинули” наводить дисциплину и порядок волюнтариста Бориса Ельцина. Начались гонения на науку, якобы виновную в низкой эффективности экономики. Первыми жертвами стали учёные фундаментальных наук.

Я – 45-летний физик-ядерщик, теоретик, кандидат ф. м. наук, м. н. с., с нищей зарплатой в 130 руб. (~170 долларов США), работал на ядерном реакторе ИТЭФ ГКАЭ  в Москве. Институт лишили валютного финансирования, сократили численность, отменили закупки иностранных журналов и поездки на международные конференции. Летние на Волге и зимние в Подмосковье учебные школы физиков с лекциями ведущих учёных прекратились. 

Начало промышленного спада в тот год я заметил по двум другим событиям. Механический цех института, в котором мой друг Владимир Кишкурно клепал мощную пузырьковую камеру, остался без металла и остановил работу. Был остановлен также ядерный реактор, на котором с моим участием проводились эксперименты по нарушению чётности при делении урана.

Я понял, что в физике мне ничего не светит – ни докторской, ни успешной работы. Менять профиль работ я не пожелал, хотя были предложения принять участие в расчётах масс элементарных частиц в роли программиста.
Семью нужно было кормить - жена, сын, мать … Увлечение горными лыжами требовало финансов. Хотя, слава профсоюзу, нам, физкультурникам, всё ещё предоставляли льготные зимние путёвки на турбазы в горы.

С горечью в душе я расстался с наукой и перевёлся в НПО “Медбиоэкономика” Минмедбиопрома на высокооплачиваемую должность главного инженера проекта по планированию системы производства и сбыта медицинской и микробиологической промышленности. Так началась моя карьера в экономике.

Дальнейшие события показали, что главный разрушитель российской промышленности и науки – Борис Ельцин.
 

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 80-х

Темпы роста экономики замедлились и наметился её спад. В обществе появились мнения о необходимости перевода экономики на рыночные рельсы. Догматики КПСС настаивали на ужесточении дисциплины и ответственности рабочих и служащих. Эволюционисты правительства СССР понимали, что всё дело – в устаревшей экономической модели хозяйствования.

В обстановке острого конфликта между догматиками и эволюционистами были начаты половинчатые реформы. Первые из них (создание концернов, кооперативов, коммерческих банков, бирж, оптовой торговле) оказались неудачными и породили диспропорции, перекосы цен, дефициты, конфликтность общества. 

В НПО “Медбиоэкономике” я был руководителем группы инженеров АСУ системы сбыта-снабжения Минмедбиопрома. Размещались в министерстве. Я посещал отраслевые институты и заводы в Москве и Нижнем Новгороде. Моими начальниками в министерстве были интересные люди…

Помню, мне поставили задачу учёта оборудования, используемого на заводах. Выяснилось, что в ходу ещё довоенные электромоторы, вывезенные из Германии по репарациям.   Их энерго эффективность была ничтожной.

Вскоре многие заводы медпрепаратов забуксовали, московские НИИ микробиологии и прочие опустели. “Звездил” кооператор Брынцалов. Он оседлал завод медпрепаратов на Варшавке. Руководство отрасли как за соломину ухватилось за программу создания совместных предприятий с иностранными инвесторами, но всё это были пустые хлопоты.

Одно из советско-американских СП, созданное по решению министра его помощником Сашей Болтенко, пыталось создать производство боверина – микробиологического препарата для борьбы с колорадским жуком.  Забавно, что планируемый масштаб производства был в десятки раз больше потребности всего сельского хозяйства СССР. Но министерское руководство пребывало в эйфории от новизны дела и обещаний американских “инвесторов”. Американскую сторону представлял молодой американец - выпускник школы бизнеса. Он прекрасно знал, как из советских активов сделать бизнес, не вкладывая ни цента.

В первый год на спекуляциях медпрепаратами СП заработало 20 тыс. долларов. Болтенко гордился этим. Но инвестиции американских партнёров так и не состоялись.

Мало кому приходило в голову, что затея с СП была ловким манёвром заокеанских конкурентов по развалу медицинской промышленности СССР. Сегодня, поднабравшись опыта в делах маркетинга, я понимаю, что предложения американцев были типичной разводкой советских лохов.

“Разводкой” особенно старательно занимались также итальянские подставные фирмы. Они втягивали руководителей министерств в длительные переговоры, выведывали промышленные секреты и…  прекращали контакты.

Так набирал обороты промышленный кризис в СССР в конце 80-х.


КОНЕЦ 80-х. СТРАСТИ ПО РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Экономисты-академики Станислав Шаталин и Николай Петраков предложили президенту СССР Михаилу Горбачёву программу ускоренного вхождения страны в рынок за “500 дней”! Её разработали молодые экономисты и управленцы Григорий Явлинский (зампред Совмина РСФСР, будущий лидер “Яблока”), Евгений Ясин (будущий министр экономики России), Борис Федоров (будущий министр финансов России, руководитель Госналогслужбы), Борис Задорнов (будущий министр финансов России) и другие.

Против программы решительно выступили промышленники и государственники -  Предсовмина СССР Николай Рыжков, его первый заместитель Председатель Госплана СССР Юрий Маслюков и Председатель Верховного Совета СССР Евгений Примаков. Их поддержали умеренные экономисты академики Леонид Абалкин и Юрий Ярёменко. Все они считали, что программа “500 дней” – это путь к развалу экономики.

В те же 80-е годы сторонником ещё более быстрых и решительных мер, чем в программе “500 дней”, был Егор Гайдар, внук красного командира, экономист, научный сотрудник и журналист газеты “Правда”. Ещё в середине 80-х он создал при академике Шаталине в МГУ потайной кружек экономистов для разработки ускоренного плана внедрения рынка в СССР. Это был план будущей “шоковой терапии”.

Лидером кружка был жёсткий либерал-рыночник Анатолий Чубайс. Друзья–реформаторы мечтали о русском Пиночете, который даст “добро” на внедрение их идей в жизнь.
Попытка принятия программы “500 дней” в 1989-м году с треском провалилось на Верховном Совете СССР. Разногласия реформаторов и эволюционистов быстро превратились в личный конфликт между ними, в войну поколений. Она длилась 10 лет, до полной победы либералов-рыночников.

ПРОВАЛ БИРЖЕВОГО ДВИЖЕНИЯ

Одним из самых рискованных и глубоко ошибочных решений Правительства СССР было предоставление предприятиям и кооперативам права свободной торговли средствами производства, сырьём и материалами. Мастера подпольного бизнеса тут же среагировали на это созданием товарно-сырьевых бирж. В апреле 1990 г. была учреждена знаменитая биржа РТСБ.  Её президентом стал господин Костя Боровой. Деятельность бирж бурно развивалась и вскоре составила до половины всего оптового оборота страны.

Поначалу торговля на биржах шла бойко. В экономике даже возникла новая модная и престижная профессия – биржевой брокер. Им стал и я. Биржи были созданы почти во всех регионах страны. В экономических институтах о биржевой деятельности читались лекции для студентов, создавались курсы и школы биржевых брокеров.
Но, как всегда, не всякое новшество в экономике укрепляет её здоровье. Биржи стали центрами спекуляций и коррупционных связей между предпринимателями и чиновниками управлений Государственного Комитета СССР по материально-техническому снабжению на местах.

Постепенно склады государственной системы маттехснаба пустели, объёмы производства на заводах уменьшались. Ассортимент, предлагаемый на биржах, мельчал и становился похожим на товарные неликвиды. Уловив выгоды ослабления контроля ценовой и сбытовой дисциплины, производители товаров повышенного спроса (металлы, дерево, продукты питания и т.п.) сбывали их вне товарных бирж через тех же биржевых брокеров, получая от них на карман денежные откаты.

Позже, с выходом в свет российского федерального закона о товарных биржах и биржевой торговле, который жёстко регламентировал биржевую деятельность, модный биржевой бизнес покатилось к закату. Звезда легендарных товарных бирж - Алисы, МТБ и РТСБ, погасла. Алиса и МТБ самоликвидировались. РТСБ в 1995 году переориентировалась на торговлю ценными бумагами.

Дальнейшая судьба Кости Борового была смешна и нелепа. Его детище РТСБ было захвачено рейдерами, а он был изгнан из неё. Но Костя не сдался и стал ловить бизнес в политике - создал две политических партии (партия экономической свободы, партия западного выбора), а в 1996-м стал депутатом Госдумы. В помощниках Борового числилась также скандально известная непорочная дама Валерия Новодворская. Боровой стал активным сторонником легализации проституции и порнографии.

“12 марта 1994 года на Борового было совершено покушение: на 31-м километре шоссе Ярославль — Кострома автомобиль Борового был обстрелян. Боровой выскочил из машины и скрылся в лесу. Автомобиль был взорван гранатой и сожжён.
 
21 апреля 1996 года во время телефонной беседы Борового с первым президентом самопровозглашённой Чеченской Республики Ичкерия Джохаром Дудаевым российскими спецслужбами была проведена операция, в результате которой Дудаев был убит ударом самонаводящейся ракеты, запущенной с самолёта.”

Но постепенно Костины дела мельчали. Он стал активным политическим оппозиционером, противником российской власти и эмигрантом.

В заключение рассказа о биржах скажу честно – Костя Боровой был обаятельным человеком. Я был на его бирже брокером и это было моим прорывом в новую экономику из научного небытия. Костя без звука дал мне кредит на покупку брокерского места на РТСБ. Цена этого места вскоре взвинтилась до небес. Я был горд, что стал миллионером, хотя и ненадолго – вскоре акции РТСБ, как и прочих бирж превратились в фантики.

Я очень сожалею, что кривая судьбы вынесла Костю, сына секретаря московского райкома КПСС и смелого предпринимателя, в небытие.
 
Константин Боровой – разрушитель российской промышленности.


НАЧАЛО 90-х.

Реформаторы не сдавались. В 1991-м их мечта о сильном вожде сбылась – им стал бывший прораб, бунтарь Ельцин. В стране произошёл политический переворот, распад СССР на отдельные страны и раздел между ними единого промышленного комплекса страны. Возобладал националистический эгоизм окраин и стремление Бориса Ельцина любой ценой стать новым русским царём. В России к власти пришли ниспровергатели КПСС экономисты-либералы во главе с Гайдаром и Ко. Они затеяли губительные социально-экономические реформы, взяв по наивности за образец американскую модель для переходной экономики отсталых стран.
 
Внук красного командира Егор Гайдар стал министром экономики и финансов. Сын преподавателя марксизма-ленинизма Анатолий Чубайс – министром и главой Госкомимущества. Позже вслед за ними в министерские кресла потянулись прочие авторы программы “500 дней” – Ясин, Федоров, Задорнов.

За реформаторами присматривал “крепкий хозяйственник”, газовик, премьер-министр Виктор Черномырдин. Ельцину он нравился тем, что с трибун умел говорить по-простому, с двусмысленными прибаутками.

Следуя идеям чикагской школы экономики и чилийской модели “шоковой терапии”, реформаторы затеяли принудительную “перестройку” экономики России. Оружием Гайдара стала либерализация цен и ликвидация государственного планирования в экономике, а Чубайса - дробление гигантов промышленности на части и “сплошная” их приватизация, то есть коллективизации 30-х, но наоборот. На их фоне дореволюционный реформатор Столыпин, бородатый либерал-революционер Плеханов и усатый эволюционист Бухарин кажутся ягнятами.

Реформаторы старательно исполняли рекомендации экспертов Конгресса США и Международного Валютного Фонда (МВФ), разорившие слаборазвитые страны Южной Америки, которые “до того” вяло брели по социалистическому пути.


ХРОНОЛОГИЯ

28 октября 1991 — на V съезде народных депутатов РСФСР Ельцин объявляет о переходе к рынку с января 1992 года.
6 ноября 1991 — Ельцин формирует новое правительство и возглавляет его, а своим первым заместителем назначает журналиста Комсомолки Егора Гайдара. Председателем Госкомимущества России стал ленинградский экономист Анатолий Чубайс.
19 декабря 1991 — постановление Правительства РСФСР № 55 «О мерах по либерализации цен».
январь 1992 — либерализация цен, гиперинфляция, начало ваучерной приватизации.
29 января 1992 — Указ о свободе торговли.
11 июня 1992 — постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 2980-I утверждена «Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г.».
июль-сентябрь 1993 — падение темпов инфляции, отмена рубля СССР (денежная реформа).


РАЗВАЛ ЛЁГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

После провала биржевого движения мне пришлось заново искать способы заработка на пропитание. Подвернулось дело по мелкооптовой торговле тканями брянских заводов. Взяв банковский кредит, я приобрёл бортовой газон, накупил тканей и стал развозить их по магазинам Москвы и Московской области, передавая их на реализацию по договорам комиссии (их было до тридцати). А в Серебряных прудах мне нашили гору кепок, брюк, пледов, юбок… Эти “изделия” я отдавал знакомым для торговли на вещевых рынках.

Поначалу тканевый бизнес были успешным, но вскоре заглох – брянские заводы тканей разорились, советские ткани перестали пользоваться спросом, из Прибалтики хлынули современные импортные ткани.
 
У меня до сих пор хранятся неликвиды – коробки с тёплыми брюками из пальтового драпа и рыжими кепками. Я их ношу сам. Пытался как-то пристроить остатки драпа в детский дом, но там его не приняли – некому шить. И всё-таки я нашёл своему драпу шикарное применение – обтянул им одну из комнат на даче. 

Судьбу брянских заводов разделили многие предприятия лёгкой промышленности. К 1995-му она была практически ликвидирована. Рынки заполнили китайские товары.


1991-й год. ГКЧП И РАЗВАЛ СССР

Финалом длительного промышленного спада в СССР стали роковые для страны события осени 1991 года – внутрипартийный антиконституционный переворот и роспуск СССР (Беловежское соглашение секретарей компартий советских республик), путч партийных бонз КПСС в Кремле (ГКЧП) и восстание демократов, засевших в Белом доме.

Ночью на Ленинградке и Садовом кольце грохотали танки. У моста под Старым Арбатом на танки бросилась толпа молодёжи. Кое-кто погиб. Утром в Москве начались демонстрации демороссов с российскими флагами. Здание МГК КПСС на Старой площади пытались громить – разбили вывески, сорвали флаг СССР на крыше и водрузили российский.  Москву наводнили рабочие бойцы с Урала. Они были одеты в синие рубахи. Шеренги аппаратчиков партии и КГБ защищали свои здания, выстроившись у входа в шеренгу и взявшись за руки.

В итоге почти бескровно случилась очередная российская революция. Победили Ельцин – президент России, и Руслан Хасбулатов - глава Верховного Совета России. Сконфуженный и безвольный президент СССР Горбачёв предал СССР и слил полномочия. Армейские генералы и офицеры КГБ нарушили присягу и растерялись. В итоге гэкачеписты были арестованы и посажены в Лефортово.
После всех этих событий промышленность СССР была обречена на полный развал.


1992 – 1993 годы. ДРУЖБА С ДЕМОКРАТАМИ.

Это были времена моей дружбы с демократами – со Львом Пономарёвым, Глебом Якуниным, Лёней Богдановым и другими.

Об этих временах у меня есть детальные записи в дневниках. Вместе со Львом Пономарёвым, доктором физмат наук из ИТЭФ, соратником Сахарова, лидером движения “Демократическая Россия” и правозащитником в дальнейшем, я вёл оргработу в поддержку движения “ДемРоссия” – изготовил членские билеты движения и организовал их распространение, арендовал залы для собраний и пр.

Увлёкшись видеосъёмками, я вёл съёмку учредительного съезда Демпартии. Её лидерами должны были стать Николай Травкин, Гарри Каспаров, Лев Пономарёв, депутат Илья Заславский, поп-расстрига Глеб Якунин. 

Но все эти хлопоты оказались фарсом. Делить партийную власть они, как и старые большевики 1917-го не умели. Лидеры новой партии повздорили, и она досталась Травкину. Рассказывать подробности этих нелепых затей мне не хочется. Офис движения демороссов располагался в здании администрации Ленинского района у депутата-инвалида Ильи Заславского.

Забавна судьба Ильюши Заславского. Почувствовал ветер перемен, он распродал иностранным компаниям первые этажи зданий Ленинского проспекта и смылся в США.

В ноябре-декабре 1995 была проведена приватизация крупнейших государственных предприятий путём залоговых аукционов. Акционированные предприятия были пущены в свободное плавание без финансов, с порванными парусами. Лодка российской экономики закачалась без руля и ветрил в бурных волнах мирового рынка.

Российский рынок тут же заполонили долгожданные, но малодоступные для населения импортные товары. Множились вещевые рынки со старьём и хламом – старые замки, унитазы, гвозди, одежда…  Экономика слабела, рубль обесценивался, инфляция зашкаливала, цены росли. Экономический спад советских времён превратился в затяжной экономический кризис.

Ссоры в стане демократов, малые и большие, были в те годы делом обычным. Президент России Ельцин был крут. Но лидер Верховного Совета Руслан Хазбулатов был не только крут, но и деспотичен. Депутата Льва Пономарёва за непослушание он выгнал со всех депутатских постов.

В 1993-м против Ельцина восстал парламент. После танковой стрельбы Паши Грачёва по Белому дому мои друзья-демократы, сопровождаемые подзатыльниками и пинками омоновцев, были выведены из Белого дома с поднятыми руками.

Под политическую трескотню демократов развал промышленности набирал обороты. Осознав это, я покинул стан “демократов”.

Егор Гайдар, Лев Пономарёв и Руслан Хазбулатов (мой быв. коллега по МГУ) – злостные разрушители советской промышленности.


ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ПРОВАЛ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

К 1995-му промышленный спад вышел на финишную прямую, после которой – пустыня. Объём производства сократился в 2,6 раза от уровня 1986-го. Зонами почти полного развала (в ~ 5 раз) стали химико-лесной комплекс, машиностроение включая оборонку, лёгкая промышленность, промышленность стройматериалов, угольная и пищевая промышленность, сельское хозяйство. Большая часть добываемого природного сырья и продуктов его переработки не потреблялись в стране, а продавались за границу.

Народ страны всколыхнулся и на выборах в Госдуму поделили коммунисты КПРФ. Замаячил возврат страны к временам СССР.

Реформаторов первой волны Гайдара и Чубайса к тому времени уже давно погнали из власти. Премьер-министром остался Черномырдин. Ему в помощь Ельцин направил реформаторов помладше. Финансами стал заведовать Федоров, налогами - Починок. Позже Фёдорова “кинули” на налоги, Починка сняли, а управление финансами передали Задорнову.

С министрами у Ельцина была настоящая чехарда. Он тасовал состав министров, чтобы те не успели создать какую-нибудь “антипартийную группу”.

Надеясь пополнить бюджет и преодолеть финансовый кризис, реформаторы набрали долгосрочные иностранные кредиты. Но они не направлялись на восстановление промышленности. Их тратили, в основном, на содержание власти и обновление государственного управления.

Иностранные кредиты были “распилены”, сроки возврата приближались, источники возврата кредитов созданы не были. Экономика страны необратимо приобретала колониальный характер – в ней преобладал сырьевой экспорт, рынки заполнялись импортом, росло производство “колониальных” товаров, доступных бедному населению. 


ГОД 1996-й.

Поворотным для дальнейшей динамики промышленности мог бы стать 1996-й - год президентских выборов.

Левая оппозиция объединилась и выставила единого кандидата в президенты Геннадия Зюганова. Депутаты Госдумы, государственники из фонда РЕФОРМА и выдающиеся академики-экономисты - Юрий Маслюков, Станислав Ассекритов, Лев Абалкин, Юрий Ярёменко (при моём участии в ранге помощника депутата Маслюкова) разработали экономическую платформу единого кандидата в президенты от левой оппозиции “От аграрно-сырьевой России в постиндустриальную экономику 21 века” . В ней предлагались практические и политические меры, обеспечивающие немедленный экономический   рост и к 2015 году возврат в число стран с передовой экономикой.

На президентских выборах 1996-го победил Борис Ельцин. Разрушение промышленности и разорение новоявленных акционерных обществ продолжилось.

В результате промышленного спада миллионы россиян потеряли работу. Люди растерялись и в надежде получить хоть что-нибудь и прямо сейчас голосовали на выборах за тех, кто раздаёт мелкие подарки, врёт и много обещает. Так “демократы” удержались во власти на парламентских и президентских выборах 95 - 96 годов.

Бизнесмены, финансирующие предвыборную кампанию Бориса Ельцина (они носили коробками наличные доллары США в Белом Доме, подкупали манифестантов и журналистов), вошли в его так называемую “семью”. Это была теневая политическая группировка чиновников администрации президента с участием его близких родственников и приближенных бизнесменов - будущих “олигархов”.

“Семья” была конфликтной и часто меняла состав – одни удалялись, другие приближались “к телу”. Членами “семьи” в разное время были чиновники высокого ранга и крупные бизнесмены. Самые известные из них – это Владимир Потанин, Анатолий Чубайс, Валентин Юмашев, Александр Волошин, Борис Березовский, Роман Абрамович, Владимир Гусинский, Михаил Ходорковский, Михаил Фридман, Алишер Усманов, Олег Дерипаска и другие.

“Семья” и её “родственники” на местах пожелали получить вознаграждение за риск и преданность Президенту и решили переделить акционерную собственность. Многие из них были мастерами бизнеса “по-русски”. Его суть - протекция, сговор, обман партнёров, подлог документов, рейдерские захваты, физическое устранение конкурентов, покупка за бесценок собственности, подкуп, умение создавать ОПГ и прочие приёмы завладения чужим имуществом.

Для прикрытия не вполне законных действий “семье” требовался административно-правовой механизм, создающий видимость законности. Идею о нём подсказала сама жизнь. После приватизации начала 90-х промышленная собственность была распылена по миллионам безденежных акционеров, не способных ни содержать, ни инвестировать её. Срочно требовалась замена собственников на “надлежащих”.

У будущих олигархов возникла идея - “взять всё, да и переделить”, то есть обанкротить, “распилить” и под видом покупки присвоить государственную и акционерную собственность.

У членов “семьи” возник план стать “надлежащими” собственниками и сконцентрировать промышленный капитал в своих руках, стать олигархами по назначению. Сделать это можно было за счёт “административного ресурса”. Им стала новая система взыскания государственных долгов и государственного регулирования банкротств. В официальных документах она называлась системой “реформирования и финансового оздоровления предприятий”.

Первым шагом создания системы стал Указ Президента от 11 октября 1996-го “О Временной чрезвычайной комиссии при президенте Российской Федерации по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины". Комиссией заправлял глава президентской администрации Анатолий Чубайс. После принятия нового закона о банкротстве комиссия стала безжалостным монстром, собирающим недоимки, выбивающим долги и дающим поручения банкротить должников.

Если бы в России ситуации была устойчивой, то банкротства были бы полезны и нужны.  Но рынок в России лишь зарождался, а политическая обстановка была конфликтной. В этих условиях волна банкротств в 96-м и позже оказалась для экономики таким же гибельным шоком, как и её раздел её при распаде СССР в 91-м.

 
ГОД 1997-й.

В этот год разрушение промышленности и передел акционерной собственности приобрело системный и массовый характер. Начало тому дало возвращение во власть Анатолия Чубайса. В тот год он стал первым вице-премьером в правительстве Черномырдина, ответственным за экономическую реформу.

В моей книге “Нитронная бомба над Россией” в разделе 1.5 "Комбинация Чубайса” изложена интрига по созданию системы передела промышленного капитала. Её инструментами стали методология реформирования предприятий, изготовленная в Минэкономики, и орган государственного принуждения ФСДН (Федеральное агентство по делам несостоятельности и банкротства).

ФСДН было создано Указом Президента Российской Федерации от 9 июля 1997 г. № 710. Руководитель агентства – Пётр Мостовой, первый зам – Михаил Таль, один из авторов проекта федерального закона “О банкротстве”, принятого Госдумой в конце 97-го.

Мало кто знает, что Чубайс – не только главный “приватизатор” госимущества, но и разрушитель крупной российской промышленности, “крёстный отец” олигархов. Создавая систему передела акционерной собственности Чубайс старался и для себя. Её он блестяще применил в реформировании РАО “ЕЭС”, став её президентом.
 
В то же время в Минэкономики плодились ритуальные концепции экономического развития, по сути прикрывающие реальные действия власти и олигархов по разукрупнению и разрушению промышленности.

31 марта 1997 года постановлением правительства № 360 была утверждена программа “Структурная перестройка и экономический рост в 1997 – 2000 годах”. В марте 1998-го был разработан её обновлённый вариант.

В аппарате Совета Федерации был дан разгромный отзыв на эту программу.
“Что касается промышленной политики, то она сводится практически только к реформированию предприятий. Заявленные же принципы и методы проведения промышленной политики носят чисто декларативный характер….

Спорным представляется тезис программы о необходимости дробления естественных монополий, особенно в условиях кризисного состояния экономики. Опыт развитых стран показывает, что естественные монополии, являющиеся основой для обеспечения экономической безопасности, находятся строго под контролем государства. Авторы программы предлагают действовать в противоположном направлении.
 
В целом же провозглашаемая промышленная политика по-прежнему, ориентированная на дальнейшее усиление диспропорций в сторону роста доли сырьевого сектора.”

Несмотря на критику депутатов, сенаторов и аналитиков программа правительства так и осталась какой-была, а промышленный кризис продолжался.


08.07.1997 г.

Правительство РФ принимает Постановление № 848 “Вопросы Федеральной службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению” (ФСДН). Установлено, что “ФСДН является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и финансовом оздоровлении организаций”.

Постановление – уникально. Им, фактически, ФСДН, созданный 14.08.1996 г указом Президента № 1176, был превращён межотраслевой орган власти, действующий исключительно на основе федерального закона “О банкротствах”, неподконтрольный правительству, а на самом деле подконтрольный олигархам.

Должниками в те годы были все российские предприятия. Ввиду этого ФСДН полностью подменила министерства и правительство в вопросах реформирования большинства российских предприятий, управления их долгами и имуществом. Методы решения судьбы должников были стандартны – отстранение директоров и акционеров от управления, распил на части, продажа имущества, ликвидация.

Лица, ответственные за создание ФСДН, это лица, согласовавшие выпуск Постановления. Это - председатель правительства В. Черномырдин, его первый зампред Анатолий Чубайс, зампред Борис Немцов, министр финансов министр экономики Яков Уринсон, зампред по госимуществу Альберт Кох, руководитель ФСДН Мостовой Пётр, его первый зам Михаил Таль. Зампред Фарит Газизулин, скорее всего, был против.

С момента создания ФСДН был дан старт масштабному разрушению и дележу российской промышленности и государственного имущества между олигархами. Стараниями чиновников ФСДН в последующие годы были признаны банкротами и расформированы сотни тысяч российских предприятий и, в первую очередь, гиганты советской промышленности и оборонка. Их имущество распродавалось за бесценок олигархам и перепродавалась подороже бизнесменам. В выручка от продаж шла в том числе в карманы подельников Мостового и Таля. Кое-что перепадало и госбюджету.

Подробности этой афёры изложена в моей более ранней книге .

Финансовое оздоровление предприятия в понимании ФСДН – это его ликвидация, выделение частей, продажа их олигархам за бесценок, нажива на продажах имущества и недвижимости.
 
ПРИМЕР РАЗРУШИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФСДН

Не успев освоиться с вменёнными функциями и обрасти персоналом, руководители ФСДН, вне всякого сомнения по заказу олигархов из Альфа-групп “накатили” на АО “Нижневартовскнефтегаз”. Компания входила в состав Тюменской нефтяной компании (ТНК), долгое время была лидером по добыче нефти, владела легендарным нефтяным месторождением “Самотлор”, Ханты-мансийский округ.

Вначале ФСДН предупредила компанию о применении процедуры банкротства в случае непогашения ею долга перед госбюджетом в размере 774 млрд руб. Разумеется, компания выплатить долг не могла.

Начались стандартные процедуры отъёма компании у акционеров и передачи в иные руки – наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство . Непослушному директору компании В.О. Палию тут же “пришили” хищение 40 млн. долларов США, отстранили от руководства и надолго "подвесили". Новым владельцем компании стала Альфа-групп олигарха Михаила Фридмана, у которой Михаил Таль, по слухам, находился “на прикупе”.

Следует прямо сказать, что заведение уголовного дела против строптивых руководителей предприятий и арбитражных управляющих стало типичным криминальным инструментом руководства ФСДН в решении споров о банкротстве. 

Палий долго сопротивлялся. Его уголовное дело дремало 10 лет, но в 2007 году он был осуждён и отправлен в колонию на 7 лет . Но интриги вокруг компании, как и войны за владение нефтью, не утихали. И в том же 2007-м, уже при новом владельце, компания вновь оказалась под банкротством.


30.09.97

В условиях продолжающегося кризиса в правительстве было решено проводить реформирование предприятий ускоренно и принудительно. Методологию “реформирования” создавали в Минэкономики по иностранным лекалам. Те из предприятий, что не соглашались на реформирование или были непригодны, подлежали банкротству, в том числе ускоренному, с последующей ликвидацией или продажей имущества по частям на аукционе. Покупателями были финансовые группы, иностранные компании, лица, владеющие теневыми капиталами и денежными суррогатами (векселями банков-банкротов или “мавродиками”). 

Инициаторами “реформирования” были государственные чиновники высшего ранга, сменявшие друг друга во власти – Анатолий Чубайс и Борис Федоров, Альфред Кох, Борис Немцов, Георгий Таль и другие антигерои моей книги.

Пытаясь открыть экономику для прочего мира, демонстрировать миролюбие и привлечь к обновлению страны иностранные капиталы, реформаторы часто принимали необдуманные решения. В состав акционеров и советы директоров предприятий, в том числе оборонных, допускались иностранцы.

На промышленность навалилась волна “реформирования’ путём банкротств. В итоге базовый костяк промышленности, доставшейся стране в наследство от СССР, оказался разрушен. Когда-то самодостаточная в СССР, российская промышленность утратила способность к саморазвитию. Её остатки (ТЭК, металлургия, горнодобывающий комплекс, розничная торговля) были поделены на промышленные империи и попали в собственность частных лиц - олигархов различного масштаба.

Инвестиционная подпитка промышленности, осуществляемая ранее в СССР путём перенаправления прибылей рентабельных отраслей (торговли, ТЭК, сельского хозяйства, лёгкой промышленности) в промышленность была ликвидирована. Прибыли новых промышленных и торговых империй присваивались олигархами, выводились в иностранные банки и не реинвестировались в Россию.

В стране ускоренно создавался класс олигархов – сверхбогатых собственников, сколотивших миллиардные капиталы путём сомнительных по сути, но полузаконных по форме операций.

Реформаторы надеялись, что олигархи, скупая по дешёвке предприятия, сэкономят деньги, наладят производство, накормят население и спасут Россию. Но этого не произошло.

ГОСДУМА

В конце 1997 года с должности помощника депутата Госдумы Юрия Маслюкова я был переведён на должность заместителя руководителя аппарата комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству. Маслюков был его председателем в ранге министра России.

Вместо самодеятельной работы помощника, которую я вёл с конца 1995 года, у меня появился обязательный фронт по доработке и сопровождению проектов федеральных законов, рассматриваемых в Госдуме и комитете. Я вёл несколько важных финансово-экономических законов – “О лизинге”, “Бюджет развития Российской Федерации”, поправки к закону о банкротствах и другие. Ещё две важные темы работы были - вопросы промышленной политики и реформирования предприятий (совместно с Минэкономики), подготовка к разработке закона о российском морском реестре (совместно с Минтрансом).

Моей особой темой было также изучение проблем экономического развития Удмуртской республики – малой родины Маслюкова, и трансляция новшеств Комитета и Минэкономики в её законодательство. В частности, идей о создании бюджета развития и залогового фонда из госимущества как основы привлечения внешних инвестиций в экономику региона.

В те годы я находился в эпицентре политических событий. Жизнь была интересной, размеренной и бесконфликтной. Но, следует признаться, в те годы я не вполне понимал текущие события, так как был изолирован от исполнительной власти. А именно там принимались решения, определяющие судьбу страны.

Сейчас я понимаю, что в те годы в стране зрел и развивался заговор против её достижений советского периода, имущества и народа. Тихой сапой, под прикрытием партии власти в Госдуме, министры постепенно создавали требуемые для олигархов планы, методологии, нормативно-правовые инструменты. С их помощью те прибирали к рукам государственную собственность и создавали свои имущественные империи. Руководители ключевых министерств и ведомств (службы, комитеты) назначались, вне всякого сомнения, олигархами и были у них “на прикупе”. Обратимся к конкретным событиям, демонстрирующим данный тезис.

07.10.1997 г.

Как заместитель аппарата Комитета по экономической политике Госдумы, ведущий вопросы промышленной политики, я подготовил для Маслюкова и депутатов комитета экспертную записку «Проблемы законодательства, регулирующего реформу предприятий». В ней утверждалось, что нормативно-правовые документы президента, правительства, минфина, минэкономики и налоговой службы в последние годы странным образом выстраиваются. Результатом их исполнения может стать разрушение крупных предприятий путём ускоренного банкротства, кардинальное изменение структуры промышленности страны.

Это были следующие документы исполнительной власти:
1. “Порядок погашения организациями задолженности бюджету и  внебюджетным фондам”, утверждённый  совместным приказом Госналогслужбы, Минфина, службы  налоговой  полиции России и ФУДН от 31.05.96 № ВА-3-10/42|285|184|35;
2. Приказ ФУДН от 18 июня 1996 г. N 41 “О межведомственных балансовых комиссиях”;
3. Ряд приказов и распоряжений Министерства финансов РФ,  Госналогслужбы РФ, Центрального Банка РФ, ФСДН и других ведомств, устанавливающий порядок принудительного изъятия долгов предприятий по платежам в государственный бюджет и внебюджетные фонды.
4. Указ Президента от 17 марта 1997 г. №249 о преобразовании Федерального управления по делам несостоятельности при Госкомимуществе в Федеральную службу  - ФСДН;
5. План мероприятий Министерства промышленности России по реорганизации государственных предприятий и организаций, предусматривающий их дробление и ликвидацию (утверждён 12 марта 1997 г.);
6. Концепция Министерства промышленности РФ по формированию отраслевых программ реструктуризации (утверждена 12 марта 1997 г.);
7. Указ Президента РФ № 426 от 28 апреля 1997 г. “Об основных положениях структурной реформы в сфере естественных монополий».
В документах определялись методика, критерии и процедуры выявления неплатёжеспособных предприятий для их вывода из числа действующих и “реформирования”.

МВФ, предоставляя России кредиты, ставил обязательные условия по “реформированию” экономики. Эксперты МВФ заседали в администрации Президента и в Центральном банке. Они умело корректировали выпускаемые на эту тему документы российской власти.

30.10.1997 г.

Постановлением правительства № 1373 была утверждена представленная Министерством экономики "Концепция реформирования предприятий и иных коммерческих организаций". В постановлении поручалось -  Академии Народного Хозяйства готовить специалистов по бизнес-планам для предприятий (впоследствии я таким и стал), Министерству экономики  - привлечь финансы на реформирование предприятий.

Председатель Комитета Госдумы по экономической политике Маслюков Ю.Д., мой патрон, расписал копию этого постановления мне и второму заму руководителя аппарата комитета Агееву Альберту для изучения и подготовки предложений.

Для меня это поручение было наградой – недаром до непосредственного поступления на госслужбу в 1997-м, сотрудничая с консалтинговой компанией “Про-инвест консалтинг” Идрисова, я разработал десяток бизнес-планов и программ реформирования предприятий. Самыми интересными были проект реструктуризации Красногорского механического завода и бизнес-план под строительство ГФУ на Минибаевском газоперерабатывающем заводе в Татарии.

Концепция реформирования от Минэкономики не касалась финансово-несостоятельных предприятий, а тем более – полных банкротов. Но таких было большинство. И потому концепция, фактически, оказалась безадресным и бесполезным заклинанием.

“Позиции министерств по вопросам реформирования предприятий различалась. Я был солидарен с позицией Минэкономики. Там работали понятные мне специалисты Андрей Шаповальянц, Николай Косов, Андрей Свинаренко, Аркадий Самохвалов и другие. Но все они шли в фарватере у финансовых и фискальных ведомств, а их позиции были нацелены на сиюминутные выгоды. Именно по этой причине Минфин не препятствовал развитию банкротств, не понимая масштабность этого бедствия, не понимая, что тем самым уничтожались налогоплательщики.

В те годы, будучи оторван от исполнительной власти, я мыслил депутатскими категориями и не вполне понимал, чем она занята. Чтобы увидеть из стен Госдумы всю картину с банкротствами следовало, во-первых, поставить перед собой именно эту цель – увидеть. Во-вторых, у меня не имелся доступ к внутренним документам исполнительной власти на эту тему.
 
В Госдуму лишь иногда в адрес депутатов приходила письма директоров и трудовых коллективов с криками о помощи. Статистика банкротств была неизвестна, Руководители ФСДН в Госдуме не отчитывались – появляться там они боялись. Но у руководителя ФСДН Георгия Таля был свой взгляд на всё это” .

10.12.1997 г.

В Госдуме принят новый вариант закона "О несостоятельности (банкротстве)". В законную силу он вступил 08.01.1998-го.
“Вопросы банкротств долгое время казались мне малоинтересными. Меня больше вдохновляла методология реформирования предприятий, бухгалтерский и управленческий учёт, стратегическое планирование. Но вскоре пришло озарение - главными для России стали проблемы выживания.
Госдума прошляпила критические события – создание подзаконного нормативно-правового законодательства о банкротствах и бурное развитие практики его применения. Всё это творила исполнительная и судебная власть, без оглядки на Госдуму и опережая её, применяя Указы Президента, постановления Правительства, приказы министерств и ведомств, определения Арбитражных судов” .

Обстановка в обществе была накалена. Назревал русский бунт. События напоминали времена русской революции 1905-го года. Рабочие объявляли забастовки, голодовки, перекрывали магистрали, маршировали на демонстрациях, толпились на многотысячных митингах. Среди их лозунгов были и такие: “Власть долой ”, “Президента и Правительство – в отставку!”, “Товарищ, смелее, гони Бориса в шею!”
Бывало и настоящие бунты. Рабочие прогоняли новых хозяев и захватывали заводы, запускали производство. Новые хозяева приглашали полицию и спецназ на усмирение бунтов, случались рукопашные схватки, стрельба.
Российская власть затрепетала, понимая, что сама спровоцировала это.

25.12.1997 г.

Министр экономики Евгений Ясин  письмом № П47-157 пригласил Ю.Д. Маслюкова, Председателя комитета Госдумы по экономической политике, дать согласие на вхождение в состав Общественного Совета по реформе предприятий при Минэкономики РФ. 
Это письмо с красным уголком, как особо важное, было расписано мне и Альберту Агееву, быв. физику и госплановцу, Мишей Синелиным, руководителем аппарата комитета. Синелин также сообщил нам, что он, по телефону, дал подтверждение ЮД на вхождение в Совет. Позже, 09 января 1997 г., Синелин направил Эльвире Набиулиной, зам. министра, ответ, что ЮД согласен войти в совет, а для обеспечения его деятельности в совете назначен зам. руководителя аппарата Ржевский Е.С. Мой жизнь в Госдуме становилась час от часу интереснее.

Продолжение см.

Драма российской промышленности 90-х. 1998г.
http://proza.ru/avtor/evgueni&book=14#14

Драма российской промышленности 90-х. 1999г.
http://proza.ru/avtor/evgueni&book=16#16

Власть либералов уничтожает промышленность России
http://proza.ru/2021/01/08/2190


Рецензии
Уважаемый Евгений Семенович!
Спасибо за этот аналитический труд!
Хотя он предназначен для историков и юмористов,
я - простой колхозник, тоже хотел бы выразить свое
мнение..
Во-первых, по содержанию и хронологии это сочинение
после гос.переворота 1991 года должно войти в новый
учебник истории нынешней России - как этап её поворота
вспять, т.е. от социальной справедливости к крепостному
праву XIX века!
2) Драма рос. промышленности - это все-таки не драма
экономики, но и сельского хозяйства, науки, медицины,
образования и психологии..
А где же Швейцария - без природных ресурсов?..
Но в целом сочинение достойное и заслуживает выдвижения
на Пулитцеровскую премию.. Я готов поддержать!
С уважением

P.S. я написал более развернутый отзыв,
но, к сожалению, все пропало..

Валдис Хефт   09.09.2023 05:26     Заявить о нарушении
тронут вашим вниманием. но мне уже на всё начхать.

Евгений Семёнович Ржевский   11.09.2023 20:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.