Ах, эти летние дожди!
Эта фраза из старой популярной песенки вспоминалась в последние дни не раз. Но не с лирическим оттенком, а с грустью, доходящей до раздражения. С начала думалось с сожалением, что тем, у кого малые дети, сложно высушить белье. Потом стало уже не до чужих бед, глянула на грядки и клумбы — ну когда же я их прополю! А второго июня, выходя утром на работу, обнаружила, что канал у дома вот-вот переполнится через край. Так и произошло к обеду: вода вошла во двор и уже подбиралась к крыльцу. Перепугались не на шутку. Давай вновь, как и вчера, прочищать трубы под мостком, ведущим к дому. К выловленным накануне коробкам от сигарет и шоколада добавились стеклянная бутылка и металлическая банка из под пива. Почему-то прохожие и клиенты народного суда, ожидая в припаркованной к обочине машине, обожают выбрасывать все, что мешает им в транспортном средстве именно в канал. Кто должен за ними убирать, - не задумываются. А жильцам ближних домов, как и мне, приходится заниматься уборкой, если не каждый день, то через день.
А где-то еще хуже
Инстинктивно посетовав на любителей мусорить везде и всюду, обнаружила, что дождь прекратился. Вода начала спадать. Настроение улучшилось. Тем более, что по телевизору в новостях увидела, какие беды в других населенных пунктах края: «В столице Кубани за два часа выпало больше месячной нормы осадков – 96 мм. Поток воды втрое превышал пропускную способность ливнеотводных систем, проезжие части были залиты. Из-за сильного ливня в Краснодаре подтопило 73 частных домовладения. В результате сильных ливней первого июня произошли отключения электроэнергии и подтопления в Брюховецком, Тимашевском, Динском, Кореновском районах, а также в ряде микрорайонов Краснодара. Пострадала от ливня и сама краевая столица. Вода, затопившая улицы, привела к остановке движения общественного транспорта. Для ликвидации последствий ливня на улицы города вывели технику,откачивающую воду...». Радовало, что у нас свет не отключался и автомобильное движение не останавливалось. А что там во саду и в огороде, глянуть мне было не досуг.
Ну, просто Сизифов труд!
Между тем, дождь время от времени опять начинался. С пятницы на субботу он, кажется, лил всю ночь. На утро, выйдя в сад обнаружила, что любимая ранняя яблоня, плоды на которой уже начали розоветь, стоит в воде. Рядом — того и гляди «поплывут» виноград, и, что поодаль, груши, вишни, сливы, красная смородина, малина и крупный, без колючек крыжовник. Метнулась за лопатой, попыталась отвести воду от яблоньки. Два часа рыла канальчик. Отвела воду сантиметров на 10. Едва разогнув спину, пыхтя, как паровоз, принялась спасать виноград. Но сколько ни капала, вода все прибывала. Пригляделась, а там весь огород в воде! Кое-где целые мини-озера! Вновь начался дождь, и убедившись, что все мои старания ни что иное, как Сизифов труд, присела в растерянности на диван под навесом. Грустные мысли навевал стук капель по цинковой крыше.
То-то будет вкусным сок!
Что же делать? Надо спасти, хотя бы поспевшие ранние вишни! Надев дождевик и обув резиновые сапоги, которые не доставала из ящика уже несколько лет, взяла маленькое пластмассовое ведерко. В таких экстремальных условиях я еще никогда не собирала урожай! На первой вишне было проще, а на двух дальних — уж больно тяжко. Там вода стояла сантиметров на 30-40, а то и больше. Устроишься поудобнее на кочке, выступающей из воды, а через несколько минут едва вытягиваешь ногу, затягивает, как в болоте. На какие-либо эмоции уже не было ни душевных, ни физических сил. Убеждала себя, что у природы нет плохой погоды.
Собранную вишню перебирала до самого позднего вечера. Многие ягоды полопались от переизбытка влаги. На следующий день закатывала вишневый сок. То-то вкусным он покажется зимой, когда вспомню, в каких условиях его закрывала. Поинтересовалась, как дела у соседей? То же самое. Одни, как и я под дождем спасали вишни, другая пожаловалась, что ей разрыли немного канал и повредили телефонный кабель. Вызвала монтеров, ведь у нее телевизор подключен к телефонной сети (чтобы не устанавливать спутниковую тарелку).
И лишних слов не надо
В понедельник с утра начала выяснять, обстановку о последствиях ненастья. Но все должностные лица, ответственные за это дело находились, кто в отъезде, кто на совещаниях. Заместитель главы Калининского сельского поселения Евгений Ревякин сказал, что сейчас как раз занимается рассмотрением очередной жалобы, то бишь, просьбы о помощи из-за подтопления. Их поступило в администрацию немало. Потом у него два селекторных совещания. Побеседовать договорились вечером. «Да, что тут говорить, воскликнул мой собеседник, - пройдитесь по улицам Пролетарской, Скляра, 40 - лет Октября. Там кое-где и сейчас техника работает, все сами увидите, и слов не надо. Техникой больше выручил Владимир Полторацкий - компании ЖКХ и частник Игорь Финченко. Но за их услуги еще предстоит заплатить. Здорово выручили наши пожарники: поставили машину и перекачивали воду с угла Коваля и Скляра до Самохина. А Цифр назвать еще никаких не могу».
Разговор наш состоялся только в девятнадцать часов сорок минут. Евгений Викторович начал с самого начала нынешней «мокрой» истории:
- Надо учесть, что в ночь с первого на второе июня выпало может больше месячной нормы осадков. Не удивительно, что такое огромное количество воды переполнило каналы. Такого потока не выдержала бы и современная супер — ливневка! Но, чего греха таить, водосбросная система у нас в станице, мало того старая, не совершенная, во многих местах обмелевшая, заросшая травой, так еще и замусоренная! А ведь за ее состоянием должны следить сами станичники: каждый у своего дома. Но у кого-то на это уже и сил физических нет, это в основном одинокие старики и старушки, им простительно. А некоторым просто - не досуг даже трубы почистить, что установлены под проездом в их подворья. В связи со стихийным бедствием пришлось в экстренном порядке это делать нашим рабочим.
- И все же, Евгений Викторович, много беды вода натворила?
- Немало. В дома, к счастью, вода не зашла, а вот в десяти подворьях подступала к самому порогу. Это случаи, официально зарегистрированные. Может, кто-то и не сообщал о подобном. Особенно сложное положение было на Пролетарской 21. Начали там подъезд разрывать, а сосед, шумит, не дает экскаваторщику работать. С трудом убедил его, что потом проезд восстановим. Только немного вода отступила, так и сделали, проложили трубу и засыпали землей.
Сильно, вплотную к порогу подходила вода и на Скляра 92. Похожие истории были и на Вокзальной, где тоже пришлось подъезды к домам разрывать. Сейчас уже все дворы осушили. А жалоб поступило очень много. Огороды у многих были, да и сейчас еще затоплены. Ясно, что урожай погибнет.
Работы продолжаются. Но надо людям понимать, что это стихия, от нее никуда не денешься. Старожилы-то знают, что в станице немало низких мест, где подтопления — не редкость. А чтобы совершенную сбросную систему построить, нужны огромные деньги, что бюджету поселения не по силам. Еще раз повторяю, делаем, что можем, никому не отказываем в помощи. Остается только надеяться на улучшение погоды.
От стихии не застрахуешься, но...
И правда, что тут говорить! Стихия — она и есть стихия, от нее не застрахуешься! Заливает не только Краснодарский край. Разговаривала по телефону со своими хабаровчанами, там такая же история. А во Франции что творится... Тяжело всем. Следует набраться терпения и переждать это лихо. А вообще-то, честно говоря, всем нам, дорогие станичники, надо бы более рачительно относиться к тому, что имеем. В том числе и к каналам сбросным, которые наши предки прокладывали давным-давно. При чем, первые - вручную, когда экскаваторов еще и не было. Дедам и прадедам нашим надо было выживать, вот и не жалели сил. Небось мозоли от лопаты не у одного-двух на ладонях появились.
Между тем, пока писала эту статью, дождь опять начался, хотя и мелкий...
Свидетельство о публикации №221022500880