Реальность поэтического приёма. Лекция
Поэзия – это сочетание образно воспринимаемой реальности с символизованными образами.
Если реальность – это реальность действительности, сознания, языка, то символизация предполагает духовно-умственное действие характера нравственно-культурного выбора и обозначения.
Если первое – это «тело» поэтического произведения, то второе – его «голова». Тело без головы вызывает недоумение , ужас и отвращение, а голова без тела в лучшем случае предполагает телесность этой головы. Но живое существо, конечно же, представляется полноценным, живым, действующим.
Поэтический приём – это собственно орудие создания стиха или вообще поэтических произведений, к которым я без стеснения могу отнести и прозу, и искусство в самом широком смысле. Поэзия и поэтика - это стихия широкого взаимодействия слова с реальностью, и жанровая форма – это в конечном случае условность.
К такой же условности относятся те поэтические приёмы из общеизвестных, которые образно формируют реальность языка. К таким приёмам относятся, например, аллитерация или рифма. Говорить о реальности такого поэтического приёма примерно то же самое, что рисовать образ кабана по его шерсти. Я буду говорить о реальности образного изображения реальности действительности и личностного переживания как реального события, так и переживания поэта – в самом широком смысле.
Изображая реальность действительности образно - прозревая образ сущности либо наделяя своим образом, - поэт совершает акты воображения и изображения. Это и сравнение, и эпитет, и олицетворение, и метафора. Их реальность видится мне в том, что стих обретает духовную ткань, нити которой, что ни говори, тянутся из древности, из стихии тотальной духовности в поэзии, из религии, мифологии, мистерий духовного общения и откровений, не говоря уже о великой стихии народной сказки. Можно дотошно исследовать генетику древней поэзии в явлении романтизма, собственно и сформировавшего поэтику новейшего времени. Но это занятие для меня неблагодарное. Оставлю его другим. В реальности поэтических приёмов отразилась духовная стихия прошлого, в определённом смысле противопоставляющая поэзию губительному материализму настоящего. Душа, чудо и дух - вот главные темы моего отношение к реальности поэтических приёмов. В принципе, они отражаются и в изображении реальности личностных, экзистенциальных переживаний.
Нельзя игнорировать и христианской ментальности, и библейской поэтики пророчеств, псалмов и притч. Жития Святых наполнили литературу обилием образов и приёмов.
Не секрет, что начало поэзии и поэтики лежит в плоскости религиозного ритуала и откровения. От этого и танцуем, я хотел просто поставить точки над «и», которых так не хватает современному духовно-деградированному человеку в литературе и культуре в целом.
И несколько слов о символизации. Это тоже поэтический приём духовного общения и выбора – поэты меня поймут! Без символизации, которая пронизывает все составные реальности поэтического шедевра, составляют его телеологию, без понимания этой символизации невозможно восприятие смысла поэтического произведения в принципе.
А. Михаил. Жизнь в литературе.
Свидетельство о публикации №221022601114