Олеся о матушке Секрет обольщения

А матушка моя, дорогая Муся, была ведунья! Говорила:" Кто моего сынка Мишу обидит, тому не поздоровится!" Так и было"
"Что Вы имеете в виду? -  пугалась Муся.
" Все, кто причинял мне какое-то зло бывали наказаны. Иногда - чересчур. Когда я понял, что так и не смогу жениться, поскольку нет на это воли моей матушки, я решил удалиться в монастырь. И стал там подвизаться простым трудником, хотя до этого учился в Гнесинке, пел несколько лет на клиросе, недурно рисовал картины, писал иконы и готов был принести пользу на более сложных работах. Да и молитвенный опыт у меня был, когда во время горячей молитвы как бы приотворялись небеса и я получал оттуда известия в виде образов. И вот как-то раз, когда я подметал монастырскую площадь перед собором, смотрю я, как вышагивает  по ней наместник и ряса его его развевается на ходу, а за ним вьется клубами нечисть. Бесы семенят. Я и крикнул ему:"Отец архимандрит, за вами бесы!" И кинулся их разгонять своей метлой. " Кыш,  - кричал, - кыш! Кыш!"  Но наместник, который их не замечал, решил, что я в прелести, и он меня за такое тайнозрение выгнал из монастыря. Матушка очень была расстроена, и вскоре архимандрит выпал из окна своей кельи и разбился. То ли сам ,то ли его кто выкинул.
[( Сам, спасаясь от бандитов в рясах. И выгнал, и матушка огорчилась, и выбрасывался.  - примечание переписчика)]

Кое-где автор намекает, что мать состояла в сговоре с некиими мистическими силами. И всякий раз, когда он пытался вырваться из под её опеки, она пускала их в ход. Так, сердце  его несколько раз воспламенялось страстью к какой-нибудь барышне или прекрасной даме, но все вдруг рушились самым непредсказуемым и нелепым, а то и унизительным для него образом

**

11

- Ну вот, Миша, - удовлетворенно вздохнула матушка, когда он поставил перед ней картину, подаренную ему Пиковой Дамой. - Кто-то вот так пытается, как патологоанатом, разъять и уничтожить красоту, а кто-то добывает и выносит её из клоповника. Повесь ее у себя над столом и никогда не пробуй испытывать тайны.
По словам Михаила Андреевича, матушка его была связана с таинственным мистическим миром, и он был уверен что она этим пользовалась: как обидчики подвергались показательном остракизму, так и те, кто благотворил ей и её Мишеньке, получали неожиданную награду.
[( На самом деле матушка очень добро относилась к людям.И перекрыла все каналы с мистикой, чтобы не повредить им. Но люди, серьезно  обидевшие нас, через год умирали. Это заметила моя кузина, тоже обладавшая такими способностями. Матушка очень огорчилась за архимандрита выгнавшего меня из монастыря.  "Он выгнал Божьего человека! " Через месяц архимандрит выбрасывался из окна покоев митрополита, сломал позвоночник и через год умер. Я насчитал четыре смерти обижающих,  иногда угрожавших убить  -( за квартиру))]
У неё бывали истории, связанные с явлениями иного порядка. Так, например, к ней, когда она работала в Доме-музее Чехова на Садово-Куринской, [(Мы там жили.)]  явился сам Антон Павлович. Это было, когда она припозднилась после литературного вечера, который проходил в этих стенах, и осталась одна, убирая после чаепития чашки. И вдруг прямо на лестнице появился он, Доктор. Он был сумрачен и явно чем-то недоволен.
-Может быть, вам не нравится, что до сих пор у меня дома хранится ваш саквояж? - спросила его матушка?
[(Кофр, с которым Чехов ездил на Сахалин. Один из трёх. Потом матушка передала его в Мелихово, где находились два других.)]
Он махнул рукой так, словно не стоит даже и говорить о таких пустяках.
- Что же тогда?- набравшись духу, спросила она.
Он тяжело вздохнул и произнёс:
- Не держись за тень уклоняющуюся...
И добавил пред тем как исчезнуть:
- Здесь все серьезнее.
По совпадению ли, по высшему ли замыслу, но весьма скоро у матушки вышел конфликт с директором, который на неё накричал, стоя наверху той самой лестницы, на которой было явление Антона Павловича И вдруг он покачнулся и, не успев договориться фразу, явно обидную по самому тону, покатился вниз, боясь головой о ступеньки, пока не растянулся у самых ног матушки. Оказалось, его хватил удар, отягченный эти травматических падением.
Но матушка не стала праздновать победу. Вскоре она уволилась. Не стала держаться за эту " уклоняющуюся тень".  Хотя, возможно, Чехов имел в виду совсем, совсем другое.
***
[( * Сноска
Явление Алексея Максимовича Горького во время застолья после концерта цыганской песни, проходившего в музее на Малой Никитской 19 декабря 2002 года.

Из файла "Воспоминания в деревенской глуши Угличского уезда"

После выхода на пенсию, матушка стала работать смотрительницей в музее Горького на Малой Никитской, это бывший особняк Рябушинского построенный Шехтелем. Первое время ей было очень трудно, поскольку она принадлежит к стихии огня, а интерьеры Шехтеля это подводное Царство. Тем более она располагалась в комнате секретаря Горького Крючкова агента НКВД. В своем доме, который Алексей Максимович не любил. Горький оказался как в золотой клетке. Кажется, Набуюки Накомото побывал в музее Горького на концерте японского пианиста, и они встретились вновь.
Незадолго до прихода матушки в музей там работала уборщицей некая татарочка Фатима. Предание повествует, что как-то утром перед открытием музея,
Фатима с ведром и шваброй поднялась по знаменитой мраморной лестнице и на площадке второго этажа увидела перед собой даму в дореволюционном наряде, она смотрела прямо на Фатиму. Фатима, поняв, что видит перед собой призрак хозяйки дома*, страшно перепугалась. Заикающимся голосом она обратилась к ней: «Я-я  тебя не трогаю, и Ты меня не трогай», - и бросилась бежать вниз, бросив ведро и швабру. Призрак исчез. Когда наверх поднялись сотрудники музея, там уже никого не было. Но перепуганная Фатима не захотела больше работать в музее, и скоро уволилась.
(*Хозяйка дома - Рябушинская)

Когда в музее состоялся вечер цыганской песни, то во время последующего за концертом застолья в молельной башне Рябушинского произошло явление Горького. Он был выше входной двери в зал, и из потусторонности с удовлетворением взирал на гостей, попивающих вино и ведущих душевные разговоры о цыганской жизни. Среди нас был некий писатель Адольф, который ушел за женой в цыганский табор, и пробыл там пять лет. После чего составил цыганскую энциклопедию. Я сказал матушке, что вижу Алексея Максимовича взирающего на нас, матушка ответила, что Горький очень любил, когда в его доме собирались гости и происходило застолье. ... ... и тд.. )]

Потом, когда матушка сломала шейку бедра и в три месяца сгорела от вспыхнувших вдруг метастазов, а Михаила Андреевича поразил инсульт, в Имении сделалось так тоскливо и мертво, что сын Старушки сам, бросив дела, ездил в Москву и просил дорогого Мишу Таганцева вернуться к ним - на сей раз просто как члена семьи, как друга. И он вернулся

***

Ответ Георгию Горгадзе

Олеся с меня написала повесть "Секрет обольщения", хотя не хочет, признавать эту "версию". Но мне говорят друзья, что меня невозможно не узнать. Повесть гениальная, все из жизни. И в будущем обязательно по ней будет снят фильм, как сняты фильмы по рассказам Чехова.

Повесть Олеси Николаевой" Секрет обольщения" перепечатана на Проза. Ру Федоров Мистик.


Рецензии