Спор о назначении человека

Пьеса Максима Горького «На дне» занимает особенное место в русской драматургии. В пьесе нет столь привычных для нас социальных типов, с завидным постоянством переходящих из пьесы в пьесу, из романа в роман, из поэмы в поэму. В пьесе нет родовитых дворян, богатых купцов, страдающих интеллигентов... Вместе с тем в пьесе есть и те, и другие, и третьи. Герои пьесы «На дне» – это люди, в силу жизненных обстоятельств опустившиеся на самое дно общества – ниже опускаться некуда! И между этими людьми, чья жизнь осталась в прошлом, а в настоящем им уготовано почти, что скотское существование, разгорается спор о назначении человека, о смысле жизни. Строго говоря, вопрос о назначении человека и о смысле его жизни положен в основу всей серьезной и несерьезной литературы. Редко можно встретить литературного героя, который не ставил бы перед собой вопрос о назначении человека.

Обитатели ночлежки – это люди, которые жили обычной для себя жизнью, и разными путями опустились на дно. Здесь они в значительной степени утратили внешние отличия, а некоторые из них даже утратили свои собственные имена, но при этом сохранили внутреннюю индивидуальность. Например, неизвестно откуда появившийся и неизвестно куда исчезнувший «беспачпортный» странник Лука олицетворяет собой христианское представление о назначении человека. Идея Луки сводится к тезису: «Человек – все может... лишь бы захотел...» Бывший в прошлом служащий телеграфа Сатин соглашается с идеей Луки, но расходится с ним в том, как относиться к человеку: Сатин убежден, что надо не жалеть человека, а учить пользоваться свободой. Жизненные испытания по-разному повлияли на этих разных людей, но привели их в одно место – на дно жизни. Луке близка идея «лжи во спасение», а Сатин видит свою задачу в том, чтобы раскрыть людям глаза на противоречия жизни и на ее часто неразрешимые проблемы.

В споре Луки и Сатина формально побеждает последний. Сам ход событий опровергает мировоззрение Луки: кончает жизнь самоубийством обитатель ночлежки по кличке Актер, лишь однажды вспомнивший свое сценическое имя – Сверчков-Заволжский; ссылка в Сибирь ожидает потомственного вора Ваську Пепла; никому не нужной умирает Анна... Неожиданное исчезновение Луки свидетельствует о его поражении в споре. Но вряд ли можно утверждать, что Сатин одержал победу, или, что истина находится где-то посередине. И Лука, и Сатин – не победители, а побежденные, потерпевшие жестокое поражение от других людей и от самой жизни. Ночлежка представляется нам обществом в миниатюре, но отраженным в кривом зеркале. Здесь есть свои хозяева жизни, и есть те, кто всецело зависит от их воли. Обитатели ночлежки все же гораздо свободнее своих более удачливых современников, которые вынуждены барахтаться из последних сил, чтобы не опуститься на дно жизни.

Обитатели ночлежки не только утратили интерес к жизни, но и разучились работать. Сатин говорит: « Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна – я, может быть, буду работать... да! Может быть! Когда труд - удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство! » Не утративший еще трудовых навыков и своего имени слесарь Андрей Митрич Клещ возмущен поведением обитателей ночлежки; он еще не потерял надежду вырваться отсюда: «Какие они люди? Рвань, золотая рота... люди!.. Живут без чести, без совести...» Диаметрально противоположного мнения придерживается Лука: «Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – черненькие, все – прыгают...» Привычку к праздной жизни сохранил, несмотря на свое социальное падение, Барон. Ведь «барство-то – как оспа... и выздоровеет человек, а знаки-то остаются...»

Появление странника Луки в ночлежке можно сравнить с посещением врачом палаты безнадежно больных: он ничего не может изменить, а может только добрым словом поддержать страдальцев: «Мяли много, оттого и мягок...» Больному алкоголизмом Актеру странник Лука советует лечить отравленный алкоголем организм и даже обещает вспомнить название города, где «от пьянства нынче лечат... Бесплатно... лечат... такая уж лечебница устроена для пьяниц... чтобы, значит, даром их лечить... Признали, видишь, что пьяница – тоже человек...» И для умирающей Анны Лука старается найти слова утешения, хотя и не совсем обычным способом. А Пеплу он советует идти в Сибирь, которую называет хорошей, золотой страной. После смерти Анны Лука говорит, что не за что покойников любить, что «любить – живых надо...»

Обитатели ночлежки не могут смириться с безысходностью своего положения. Пепел обещает Наташе бросить воровать, начать честную жизнь: «...надо жить... иначе! Лучше надо жить! Надо так жить... чтобы самому себя можно мне было уважать... Я – сызмалетства – вор... » Но слова остаются словами, а мечты – мечтами! Монологи Сатина о человеке, о назначении человека, о смысле жизни отражают романтические воззрения самого Максима Горького. Сатин горячо защищает Луку: «...Я – понимаю старика... да! Он врал... но – это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему... я – знаю! я – читал! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут!.. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая... ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего... и обвиняет умирающих с голода... Я – знаю ложь! Кто слаб душой... И кто живет чужими соками, – тем ложь нужна... одних она поддерживает, другие – прикрываются ею... А кто – сам себе хозяин... кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев... Правда – бог свободного человека!»

Человек всегда ищет и всегда находит оправдание своим недостойным действиям, редкий человек обвиняет самого себя в своих собственных бедах. Иначе все люди сошли бы с ума и удавились бы подобно Актеру... Обитатели ночлежки – не лучшие люди своего времени, а слова карточного шулера Сатина о высоком назначении человека звучат прямотаки кощунственно. Но разве менее кощунственно звучали бы эти слова, произнесенные каким-нибудь обленившимся и уставшим от жизни «благородным » героем? Сотни миллионов людей рождаются, живут и умирают, не задумываясь о своем назначении, о смысле своей жизни. Такова жизнь! И все же: «Человек – вот правда! Что такое человек?: Это не ты, не я, не они... нет! –  это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном!.. Это – огромно! В этом – все начала и концы... Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо!.. Чело¬век – выше сытости!»   
               
01 мая 1998 г.

П.С. В первоначальном замысле  это эссе – школьное сочинение по литературе по мотивам пьесы Максима Горького (1868 - 1936), написанная в конце 1901 - начале 1902 г.,  которое было вымучено мною сов¬местно с моим племянником-школьником средней школы. В нём внесены минимальные орфографические изменения!

26 февраля 2021 г.

© Валентин Поляков, Юрий Поляков 2021


Рецензии