Асы кубанского неба ч. 27
Он так и не стал Гвардейским... За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом ПВС СССР от 15 мая 1946 г. Манукян Акоп Балабекович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 7017). Награждён также тремя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й ст., медалями. После войны ветеран служил комэском своего 402-го ИАП в Группе Советских Войск в Германии, стал майором. Однако ранения и перенесённые операции дали о себе знать - в 1949 г. Манукян вышел в запас. На "гражданке" Акоп Балабекович вернулся к своей довоенной "хлебной" профессии. Жил в Ереване, затем в Харькове. Окончил институт пищевой промышленности, работал директором хлебозавода. Хлеб и сдоба, произведённые на его предприятии, были такими же мягкими и добрыми, как и заслуженный ветеран войны. Последние годы возглавлял Харьковскую фабрику вторсырья. Скончался 15 декабря 1981 г. Похоронен в Харькове на кладбище № 2.
МАКОВСКИЙ СПАРТАК ИОСИФОВИЧ
Родился 27 ноября 1920 г. в г. Павлодар (Казахстан), в семье рабочего. Окончил 7 классов в г. Запорожье. Работал на заводе "Запорожсталь", учился в аэроклубе. С 1937 г. в рядах Красной Армии. В 1939 г. окончил Качинскую военную авиашколу лётчиков. С апреля 1943 г. ст. лейтенант Маковский в действующей армии. Некоторую информацию о фронтовой деятельности С. Маковского можно найти в книге А. Е. Чернаткиной - "От Кавказа до Берлина" (боевой путь 43-го ИАП в годы ВОВ. Вот что она пишет: "18 февраля 1943 г. полк выехал на фронт. Расстыкованные самолёты закрепили на платформах, а личный состав ехал в вагонах - теплушках. В конце состава прицепили вагон с замороженными пельменями - подарок сибиряков. 3 марта состав прибыл в подмосковные Люберцы, где самолёты собрали и облетали. А 9 апреля начали перебазировку техники и личного состава на аэродром Кленовец близ Старого Оскола. Аэродром был плохо оборудован, что затрудняло посадку самолётов. Почти не было капониров и выкопанных в земле щелей на случай вражеских бомбардировок.
Несколько дней ушло на подготовку к боевой работе. Комполка капитан А. А. Дорошенков сразу организовал службу ВНОС, установил 2 пункта наблюдения с телефонами. На старте дежурил самолёт на случай внезапного нападения вражеских самолётов. 15 апреля 1943 г. над аэродромом на высоте примерно 2000 м появился Ме-110. Лётчик А.В. Кочетов мгновенно поднялся в воздух и погнался за "Мессером". Поняв, что его преследует опытный пилот, противник увеличил скорость и скрылся. Но обнаружив аэродром, немцы уже не оставляли его в покое. Вскоре послышался гул вражеских самолетов и на фоне облачности показалась девятка Ме-110, а за ней ещё... Посыпались бомбы на стоянки. В следующие мгновения после разрывов первых бомб взлетели капитан Шепель, лейтенанты Маковский, Осадчиев и др. лётчики. Благодаря их мужеству и решительным действиям враги не сумели нанести большого вреда. Во время атаки неприятельских самолётов Маковский одного сбил". Через 3 недели после прибытия на фронт - 8 мая 1943 г., вблизи станицы Крымская Краснодарского края командир звена 43-го ИАП Маковский таранным ударом на встречном курсе сбил истребитель врага. Точнее, он его таранил и на сильно повреждённой машине сумел совершить посадку. В тот день 6 истребителей 43-го полка вели воздушный бой. Находясь сверху, Маковский наблюдал за боем и следил за небом. Вдруг со стороны солнца показался ещё один Ме-109. Маковский набрал высоту, бросился навстречу врагу. Самолёты сближались с огромной скоростью. ...700, 500, 300 м... С бешеной скоростью пожирали оставшееся между ними расстояние немецкий "Мессер" и советский "Як".
Что испытывает лётчик в эти последние мгновения, какие мысли проносятся в мозгу перед лобовым тараном ? Не будем гадать и строить предположения. Предоставим слово оставшемуся в живых пилоту того самого "Яка" - лейтенанту С. Маковскому: "Думал ли я в тот момент о своей жизни, понимал ли, что столкновение может быть гибельным ? Нет, не думал. Я знал, что внизу бьются мои друзья, что им тяжело, и если враг прорвётся туда, им станет ещё тяжелее. Значит, надо уничтожить его любым способом. И если я вообще о чём-нибудь думал в эти секунды, когда дистанция между нами сокращалась, то только об одном: не дать врагу подойти к месту воздушного боя". В последнем мгновении "Мессер" немного отклонился влево, но удара избежать не удалось. Оба самолёта перевернулись и полетели вниз. Вражеская машина начала разваливаться на лету, но и перевернувшийся от столкновения "Як" свалился в штопор. Первая попытка спасти самолёт окончилась ничем. Выбрасываться с парашютом тоже было нельзя: бой разыгрался в районе станицы Крымская, где ещё хозяйничали оккупанты. После нескольких попыток, в 800 метрах от земли, Маковскому всё же удалось вытащить машину в горизонтальный полёт. Растерзана она была до неузнаваемости: в плоскостях зияли рваные дыры от пулемётных очередей, половина правого крыла отсутствовала. Маковский взял курс на свой аэродром и увидел приближавшийся вражеский истребитель. Под угрозой потери управления и нового штопора Спартак был лишён любой возможности маневрировать и представлял собой идеальную мишень для упражнения в стрельбе.
Подумалось почти обречённо: "Сейчас меня будут добивать..." Он казался им лёгкой добычей. Но сработала заповедь фронтового братства. Его напарник Лукьян Каширин, неотступно следивший за командиром, был начеку. Ведомый вырвался на перехват и пробил очередью мотор Ме-109. Дорога на родной аэродром была свободна. На своих полутора крыльях Спартак кое - как дотянул до посадочной полосы. Нормально совершить посадку он не мог, отказал мотор. На большой скорости сел на фюзеляж прямо в поле. Сильный удар вдребезги разрушил кабину, а самолёт, к счастью, не загорелся. Подоспели товарищи, хотели отвезти в госпиталь, но Спартак отказался, остался в полку. Он пролежал в санчасти 10 дней. Удар не прошёл бесследно... Он даже на несколько дней лишился речи. Молодой организм и страстное желание снова летать, бить врага победили. К январю 1944 г. комэск 43-го ИАП (278-я ИАД, 8-я ВА, 4-й Украинский фронт) ст. лейтенант Маковский совершил 92 боевых вылета, в 49 воздушных боях сбил лично 18 (в том числе 1 - тараном) и в группе 1 самолёт противника. В январе 1944 г. страна услышала в сводке Совинформбюро это гордое имя - Спартак. 3 января 1944 г. командир 1-й эскадрильи 43-го ИАП лейтенант Маковский повёл группу на штурмовку вражеского аэродрома в районе Апостолово. В своей книге "Полвека с небом" Маршал авиации Е. Савицкий писал, что специалистами по штурмовке считались 812-й и 43-й авиаполки. Именно им чаще всего поручали наносить внезапные удары по вражеским аэродромам. В воздушном бою над аэродромом Апостолово было сбито 4 и на земле во время штурмовки уничтожено 3 самолёта противника.
Потом атаковали переправу на Днепре. Зенитки открыли сильный огонь. За самолётом ведомого командира, мл. лейтенанта Виктора Кузнецова потянулся шлейф дыма. Подбитая машина падала на территорию, занятую противником... Кузнецов пошёл на посадку и с трудом посадил самолёт в развилке двух дорог. По этим двум дорогам, примерно в 1,5 - 2 км от места посадки самолёта пешком двигались немецкие войска. Они побежали к самолёту и даже не стреляли - добыча была очевидной. С высоты Маковский видел, как Кузнецов выбрался из самолёта. Времени на раздумья не оставалось. Он понимал, что рискует жизнью, но иначе поступить не мог. "Сам погибай, а товарища выручай !" - словно приказал Спартаку властный внутренний голос. Он сделал круг на малой высоте, ударил по бегущим немцам из пулемётов и заставил их залечь. Зашёл на посадку, чтобы приземлиться рядом с Виктором, но вдруг увидел, что поле пересекает линия связи. Быстро сориентировался, пошёл на второй круг и совершил посадку рядом с Кузнецовым. Крикнул: - Садись быстрее ! Левую ногу - в кабину, голову - под козырёк. Да крепче держись руками за поручни прицела. Быстрее, Витя, иду на взлёт! В тесной одноместной кабине поместилась только одна нога Виктора. Его голова закрыла Маковскому приборную доску. Вражеские войска приблизились и открыли по ним автоматный огонь. До самолёта оставалось не более 100 м. Надрывно гудя, перегружённый самолёт с трудом оторвался от земли и взлетел над головами немцев, унося двоих пилотов на свой аэродром.
Оставшиеся 6 самолётов эскадрильи совершили посадку без командира и его ведомого. Люди на аэродроме в тревоге вглядывались в небо. Потом послышался гул и показался самолёт. Когда Маковский заходил на посадку, трудно было понять что с самолётом. Высказывали предположение, что в воздухе сорвало капот. После посадки всё стало ясно. Самолёт ещё не успел подрулить к стоянке, как был окружён чуть ли не всем личным составом полка. Боевых друзей вынесли из кабины на руках. Виктора, получившего ушиб ноги, отправили в санчасть, а Спартака бросились обнимать и долго качали. Вскоре на аэродром прилетели комкор ген. Е.Я. Савицкий и комдив полковник В.Т. Лисин. Построили полк. Генерал с восхищением говорил о совершённом подвиге. Затем, вызвав Маковского из строя и крепко обняв, Евгений Яковлевич сказал: - Ваш подвиг не забудется. Преклоняюсь перед вашей храбростью и представляю вас к высшей правительственной награде - званию Героя Советского Союза. ПВС СССР утвердил 13 апреля 1944 г. представление фронтового командования. 14 апреля 1944 г. в полк приехал комдив полковник В. Т. Лисин. Перед строем личного состава был зачитан Указ о присвоении старшему лейтенанту С. И. Маковскому высокого звания Героя Советского Союза. Евгений Яковлевич Савицкий, уже будучи Маршалом авиации и дважды Героем Советского Союза, часто вспоминал добрым словом о Спартаке Маковском: "Это был талантливый лётчик. И не просто лётчик, а командир, организатор боя.
Продолжение следует в части 28 http://proza.ru/2021/02/02/1706
Свидетельство о публикации №221022601174