Старообрядцы часть 2 Глава 3

                Магическая четвёрка.
      Последний раз Светлана виделись с дедом Феофаном более сорока лет назад, когда в столовой Абаканской трикотажной фабрики, училась на курсах поваров. Тогда из Москвы по регионам направляли артистов для организации драмкружков, хоровых и танцевальных коллективов. Занятия завершались отчётными концертами в отдалённых деревушках. Была это общественная нагрузка артистам, или другая акция – не известно, но она в корне отличалась от безнравственных шоу: «Алло, мы ищем таланты».
      В простых деревенских девчонках и мальчишках, не будили тщеславия, а прививали культуру. Двери клубов  были открыты для общения с единомышленниками. Светлана трижды попадала в такие коллективы. Они были яркими, запоминающимися. Что только не случалось в многодневных поездках! На четвёртом, знаковом участии в драмкружке, перед декретным отпуском, будет поставлен крест на артистической карьере.
         Она уже не помнит фамилию артиста при Абаканском тресте столовых, но восхищение его талантом, целеустремлённостью, упорством, памятны. Тогда патриотизм и целомудрие  прививали со школы. Любимым поэтом был Маяковский. А вот Есенин!..  Её коробила свободная любовь  даже в тех немногочисленных произведениях, доступных для школьников настолько, что не могла нормально прочитать даже отрывок из поэмы «Гуляй поле».  Сколько было курьёзов, казусов, слёз, просьб избавить от мук, всевозможных шпилек с её стороны, до обсуждения которых наставник не опускался! Важен итог: она освоила искусство чтеца, переворошила в областной библиотеке всё, что было связано с именем Есенина, и полюбила его навсегда.
       Лютой сибирской зимой проходили отчётные концерты, но добродушные хакасы встречали очень тепло. Последний концерт был в селе Таштып, от которого рукой подать до Абазы с бабушкиными пирогами. Как удержаться от искушения, хоть на ногах туфельки, на дворе ночь,  до города тридцать километров и не известно будут ли попутки?
        Немало потратили поэты чернил и бессонных ночей в поисках вычурных образов для звёзд. Для неё в ту ночь эти пересмешницы ассоциировались со Снежной королевой. Они тянули холодные, бесстрастные лучи к её горячему сердцу, но промахнулись! Вообще-то нет. Укольчик был. Но занозы тщеславия не осталось.
        Не из-за ночных мучений, а из-за знакового числа "четыре" запомнился тот случай. Когда дед Фаня воскресил его в  памяти, оказалось, что тогда по морозу босиком она шла в третий раз!
        В первый раз пожар вынудил выбить окно и босиком бежать к матери на работу во втором классе.
        Второй раз, студенткой, шла через тайгу, по сугробам в туфельках, в гости к сокурснице, мимо дома матери. Домой подругу завести не отважилась. За туфли ничего, кроме нагоняя, не получила бы, а за то, что пришла с гостем, которого надо было посадить за стол...            
       Через несколько лет выпадет ногам четвёртое испытание морозом
с обжигающим ветром, из-за духовных убеждений. Тогда приоткроется истинное лицо  иерархов главенствующей церкви, и крутой жизненный вираж подтолкнёт к изучению истоков древлеправославной веры.
        А пока легкомысленная атеистка то плелась, то бежала, переругивалась со звёздами, крутила им дули, а они ехидно перемигивались. Когда за спиной осталось километров пять, догнал лесовоз и гостеприимно распахнул дверцу вымороженной кабины. Водитель укутал ноги кожушком и остальной путь был преодолён в более сносных условиях. В городе, он свернул на лесопилку. Она не смогла добежать на другой конец города к бабушке. Сил хватило на последние два километра до деда Феофана. Нескоро улеглось изумление дедули, разбуженного в два часа ночи. Ноги растёрты, горячий ужин исчез в один присест, получены в подарок валенки и покатились кривыми дорожками минуты, слагаясь в сорокалетний разрыв до сегодняшнего вздоха калитки, с объятиями дедушки.
     Поездка на малую родину снова из-за четвёрки.
     «Книгу царств» красной чертой прошила мысль о том, что не искупленный грех тяготеет над родом до четвёртого поколения. Дети Светланы были четвёртым роковым поколением. Со смертью бабушки, пробелы в летописи предков мешали осмыслению и анализу корней духовного рока.
       Рассказы матери не отличались объективностью. По её убеждению Светлана сама источник проблем. Но, невзирая на клевету, из которой приходилось карабкаться с детства, Светлана гордилась детьми, которых тоже четверо, плодотворной жизнью, насыщенной важными историческими событиями, интересной друзьями.
         Это и ярмарка детских поделок с переводом средств от продажи в «Фонд мира», и участие делегатом в работе съезда главенствующей церкви, и окончание миссионерских курсов, и организация воскресной
школы, и  вмешательство в решение вопроса о месте для храма. Везде чужую беду разводила руками, а своей не могла дать ладу по той простой причине, что корень зла по круговому заговору скрывался и оказался до банальности примитивен – незаконнорожденная. Самая жуткая четвёрка связана со Сталиным, который через сорок лет после смерти на телепатическом уровне, обратился  с просьбой о молебне...
        6 апреля 1996 г. она дошивала из парчи новое облачение для аналоев и престола. От ткани истекал едва уловимый запах ладана и свечей, которым пропиталась в Церкви. В душе светлое ликование, тихая радость от причастности к делу, прославляющему Бога. Так и работать бы для Него не спеша, добротно, с любовью, отрешившись от мирской суеты. Но грядущие хлопоты на даче, забота о малышах, заставляют спешить, разгоняя благодатное умиротворение. Осталось пришить тесьму. Её купили вечером. Вояж за ней обернулся бессонной ночью, и совесть властно понуждает исповедаться батюшке о случившемся. Но как повторить то, что велено передать священникам? Как мы близоруки! Как терзаем Бога, если нет покоя усопшим, и они являются с жутким предостережением!  Молчать – нельзя! Долой сомнения – она отправилась на исповедь! Сама себе противна: на словах – «христианка», коснулось дела – заячья болезнь!
      Пока шла в Церковь, петляли, бежали, ползли, замирали и вновь пускались вскачь мысли о прошедших сутках. Когда ездили по магазинам в поисках тесьмы, батюшка сокрушался из-за нехватки времени, бесконечных проблем и прорве хозяйственных дел.
       - Почему не возьмёте управляющего, чтобы больше внимания уделять духовному окормлению паствы? К вам не пробиться, а у людей столько вопросов.
        - Кому доверить такое попечение? Разучили народ работать.
         - Вы не совсем правы. Есть много безработных специалистов-
хозяйственников.
         - Хорошему специалисту надо хорошо платить, а где взять деньги? Требы справляю один, а за свет платить надо; котельную переоборудую; сторожам плачу; к строительству нового храма готовлюсь, уголь покупаю; сколько бензину сжигаю. А нуждающиеся: тому на лечение, этому на хлеб, не перечислишь всё, а мне о семье позаботиться надо. Смутные времена грядут!
       Последние слова, точно кипятком обдали! Зиму Светлана болела. Картоха закончилась, семенной мало, муки – крохи. Зарплату за декабрь будут давать, а больничный сдала в марте, значит, ей ничего не светит. Чем кормить ребят?!
        Поздний час смахнул свет в окнах полуночников. На дворе, в буйстве лунного света, совершается таинство весеннего пробуждения. На часах без четверти три. Распрямила ноги, затекшие за швейной машиной. Всё, спать! Завтра надо в храме утрясти вопросы по воскресной школе, но сон растворился в ярком лунном свете, только тело наслаждается покоем.
       - Господи, укрепи! Какое право имеют родственники терзать за приобщение к вере?! Незаконнорожденная – лишена всех прав имущественных и элементарного уважения.  Раздаёт свои ковры, золото, хрусталь… За что травить – никому в карман не лезла. Но священник и тот печётся о будущем, а она всё во славу Бога раздаёт. У него есть хлеб на завтрак, но думает о запасах, а она каждую неделю клянчит зарплату на хлеб, но как курица гребёт от себя – ищет жемчужину, оброненную предками… Хочется сном отгородиться от тягучих мыслей. Нет сил повернуть голову, свинцовую от переутомления. Давит, тревожит водопад лунного света…
       Вдруг почувствовала необыкновенную ясность мышления и ощутила чьё-то духовное присутствие. Недавно читала о Соловецких святых и запомнила слова старца:
        -  Видения бывают от Господа. Они для созидания: от них на душе великая, неизречённая сладость. Бывают и от лукаваго, их цель - сеять раздоры, вводить в заблуждение. От них в душе тревога и бесовская гордыня поселяется. Чтобы не запутаться в сетях «врага», Господь советует осенять явившегося Крестом. Не думайте, что посланника Бога оскорбите этим – напротив, порадуете. И посланник явится снова. Но не спешите - так поступали все Святые: снова защититесь крестом. Если видение повторится третий раз, тогда запомните его и поделитесь с духовным наставником".
       Светлана оглядела комнату – никого! Но он рядом! Этот Некто в нерешительности ожидает движения её души. От него веет мольбой, незащищённостью, страхом, что от него отгородятся равнодушием. Светлана затрепетала от жалости и поняла, что рядом Сталин.
       Молнией мелькнуло в сознании безнравственное шоу, в котором телеклоуны, сделав из соломы чучело Вождя, трепали по улицам, приставали к прохожим, выпытывали их мнение. Из-за жалости поборола сомнения - не стала защищаться Крестом.      
       Он понял её состояние, обрадовался, и его мысли непостижимым образом потекли в мозг. Она не слышала звуков, но хорошо понимала.
        - Скажи, батюшкам, что я тоже мечтал о большом и богатом приходе. Но с последнего экзамена ушёл, чтобы исполнить наказ Архимандрита Илии. Знал время начала войны, но солдат от границ отправили на полевые работы, чтобы очистить землю от предателей, и ввести в заблуждение врагов. Знал, что Господь явит миру могущественное государство и Он по молитвам нашим, не допустит иноземного рабства, сохранит самобытность России. Но грех за гонения на старообрядцев, за отречение от престола, требовал отмщения и покаяния. За предательство целое поколение, очищало поруганную землю в жестоких репрессиях и войнах. Сбылось пророчество Достоевского: в 1891 г. он предупреждал: «Если дело допустить до богоборной революции в России, она обойдётся стране в 100 миллионов «голов». В 1953 г. потери составили 110 млн. человек. После войны я уже не был одинок среди правящей верхушки. Пока на юге расстреливали последних георгиевских кавалеров, на севере расстреливали народных мучителей в кожаных пальто, с которых легко смывалась кровь. Мои убийцы смыли с меня грех, возложили на свои головы, но хуления людей не дают упокоения душе. Господь простил меня, помолись обо мне…      
      Общение оборвалось…      
     Лунный свет больше не тревожил и она уснула. На исповеди батюшка был поражён необычностью просьбы, но промолчал, однако молебен отслужил. Она была поражена ещё тем, что явление
произошло накануне Лазоревой субботы. Лазарь воскрес через четыре дня, Сталин через 40 лет. Если это совпадения, то не слишком ли жуткие?!
       Испугало Светлану не явление, а те разоблачения, которые должна передать священнику. Кто она, чтобы обличать иерея? Если промолчать, как можно считать себя миссионером, а не жалким Иудой? Это была труднейшая  битва с  собой, со своей трусостью, с чувством самосохранения, с тем, что обыватели называют "голосом рассудка". Тогда она вышла из неё победителем, раз и навсегда, поставив крест на доводах личного порядка.
       «Поставить крест» – на Руси расхожее выражение. Но почему не галочку, треугольник, квадрат, или круг? Если сопоставлять с религиозными убеждениями, то использование «святыни всуе» * – тяжкий грех. Но выражение имеет древние корни, значит за ним скрыто целое учение. Все три креста: четвероконечный, шестиконечный и восьмиконечный – «святолепно» чтутся и прославляются. Но каждому установлено своё место. Восьмиконечный крест совершеннейший – в нём заключена вся полнота христианского учения. Он, по учению церковных учителей, состоит из трёх частей, что является символом Святой Троицы. Прямое дерево из кипариса. Поперечное, на котором были пригвождены руки – из певга. Подножие, к которому прибиты ноги – из кедра.
         Согласно древнему преданию – эти деревья выросли на могиле Адама из семян, принесённых с небес Ангелом, для спасения людей. Очевидно поэтому, когда нашли Крест, на котором распяли Христа и от Него отделяли мелкие частички, для распространения по миру, Он не становился меньше.
         По другому преданию, когда деревья срубили, они много веков лежали во дворе храма. На него садились люди с разными грехами,
которые сделали его таким тяжёлым.   
         Четвероконечный крест считается сокращённым. По-польски именуется крыж. Поэтому применяется, как вспомогательный: используется в миропомазании, елепомазании, осенении себя рукою, на архиерейском облачении, покровцах и других церковных вещах.
           Значение слова «крыж»  - наложить крест на грехопадении,искоренить в себе негативные взгляды, поступки. Для церковных вещей - это своего рода печать, свидетельствующая о принадлежности и использовании данной вещи.  Вот почему сектанты используют четвероконечный крест – они ставят печать на своих клиентах, чтобы другие секты не растаскивали. Никонианство изгнало совершенный восьмиконечный Крест с важнейших мест, необходимых для спасения человека и укрепления его Духом Святым. Сбросили его с Храмов,
просвир*, с артуса*, с панагий*, антиминсов* и, по словам протопопа Аввакума: «Поставили крыж латинский четвероконечный».
       Четвероконечный крест символически несёт в себе две ипостаси*: человеческое под Божьим покровительством. В преддверии земной жизни человек, обретая в делах знания и опыт, должен сопоставить свою жизнь со Вселенским законом. Если что-то идёт вразрез, то каяться на соборовании, и что-то менять.
      Собственная жизнь ассоциируется у Светланы с сорокалетним блужданием в пустыне, которому поездка в Сибирь должна положить конец. Если по упрямству или скудоумию переступить четвёрки и двигаться к зениту земной славы, то не миновать участи многих заслуженных людей, которые прозябают в неописуемой нищете и забвении. Явление Сталина подчеркнуло, как важно оставить на земле, за себя хоть одного молитвенника .
           Всуе - напрасно.
           Просвира -  богослужебный литургический хлеб, употребляемый в православии для таинства Евхаристии и для поминания во время Проскомидии живых и мёртвых.
          Артос - артус "освященный хлеб",
          Панагия - (греч. всесвятая) 1. Просфора, из которой на литургии изъята частица в память Богородицы. 2. Или энколпион - небольшое изображение Богородицы, носимое архиереем на груди поверх облачения.
           Антиминс - четырёхугольный плат, с зашитыми частичками мощей святых, который лежит на престоле в алтаре и на нём совершается Литургия. Последнее время на нём изображают положение во гроб Исуса Христа. Если необходимо совершить Литургию вне храма, то антиминс берут с собой для этой цели.
    Ипостась - Личность. «Во Св. Троице иное есть общее, а иное особенное: общее приписывается существу, а ипостась означает особенность каждого Лица», – учит св. Василий Великий. «Первое, – говорит также св. Григорий Богослов, – означает природу Божества, а последнее – личные свойства Трех». Св. Григорий Нисский разъяснял, что три Ипостаси относятся к отличному в Боге, а Бог есть имя единой и неразличимой сущности. Отождествив Лицо и Ипостась, Великие Каппадокийцы ввели новое понятие – «личность».


Рецензии