Как святой земли русской попал в Латгалию

В один из своих приездов  в Прейли из Лондона я, как обычно, заглянула в Прейльский музей истории и прикладного искусства. После обмена новостями со знакомыми сотрудниками, историк музея повела меня в зал экспозиций. Она очень хотели показать выставку, посвященную Прейльским староверам. Там были использованы мои материалы, а также собранные учениками 2-й средней школы. А еще - моих родственников из деревни Санауже. После долгих обсуждений и воспоминаний, повернулась я к другим стендам, находящимся у противоположной стены. Мои шаги были направлены к фотографии народного композитора Яниса (Ивана Андреевича) Иванова, о котором когда-то написала статью про его старообрядческие корни. Но яркий луч солнца прямо как бы указал мне путь к фигурке, стоящей за стеклом. Это было изображение сгорбленного монаха.
- Откуда он у вас? - спросила у сопровождавшей меня Наташи. - Что это за монах?
Глаза уже нашли маленькую надпись подле фигуры -"о. Нил Стоболовский".
- Эту фигурку привезли староверы из Сибири, а к нам попала из Рудзатской стороны.
- Знаешь, Наташа, что-то мне подсказывает о неправильной информации. Во-первых, такие одежды носили монахи из Псковско-Печерского монастыря. Первая моленная в Рудзатской стороне, точнее в имение Элеонорвиле, была создана купцом из Псковской губернии Петским, много позже и дальше появилась другая моленная - в деревне Разбегаевка (Малоколны). 
Как-то Петр Иванов из деревни Ренгетова показывал мне старинные фотографии псковских купцов. Во второй половине 19 века приезжали они в Латгалию за льном. И однажды один из них присмотрел нашу староверочку Марину. Из богатого рода она была, дочь Василия Ларионовича Друговейко, одного из руководителей Москвинской старообрядческой общины. Присмотреть-то присмотрел Афанасий Филиппович Петской себе невесту, так еще и в жены позвал. А Марина с батюшкой разлучаться не хотела. Вот жених с помощью будущего тестя и купил землю в Рудзатской стороне. Там строил и развивал свое хозяйство. В их большом доме долгое время была домашняя моленная. В главной зале молился сам хозяином с семьей, а вот во второй комнате - другие староверы. Иконостас состоял из больших и дорогих икон. Ходит молва, что даже духовного наставника привезли из Псковской губернии. (А может и не молва, ведь на Москвинском старообрядческом кладбище в одной оградке с Петскими покоится духовный наставник Москвинской общины Василий Антонов, служивший с 1860-х по 1880-е.)
Афанасий Филиппович со времен заслужил не только уважение людей, но и высокого положения в обществе. Он был земской гласный или член Двинской уездной управы по делам земского хозяйства.
Сам ли Афанасий Филиппович или его наследники, наверное, и привезли фигуру известного монаха. Связь с родными местами они не теряли, помнили свое имение в Большой Петской волости Славковcкой волости Псковской губернии..
Вот так мог попасть в Прейльскую сторонку образ святого Нила Столобенского.
- А давай-ка заглянем в Интернет! Может там что интересное и найдем.
Мой "друг и помощник" выдал нам несколько ссылок. После прочтения и сравнения мы остановились вот на этом материале.   
"Краткое житие преподобного Нила Столобенского."
http://akafist.ru/saints/nil-stolobenskij/kratkoe-zhitie

* Латгалия, Латгале - восточная часть Латвии, когда-то входившая в состав Витебской губернии Российской империи.
 

© 2018 Tatjana Kolosova-Peresta All Rights Reserved


Рецензии