Приказы НКО. Не забудем про овраги..

Итак, как-же Приказ НКО № 0685 исполнялся на практике? Посмотрим архивные документы…

По истечении каждого месяца, каждая авиадивизия составляла отчёт. В таком отчёте, помимо прочего, имелись сведения о сбитых самолётах противника, а также указывалось, каким образом происходило подтверждение. Составляла такие отчёты и 216-я сад, в которую входил 16-й гиап. Помимо 16-го гиап туда входили 42-й гиап, 57-й гиап и 45-й иап. «Отчёт о боевой работе 216 сад» был составлен 04 мая 1943 г. и подписан начальником штаба 216 сад, подполковником Абрамовичем.

В этом отчете числится 123 сбитых самолёта противника за апрель 1943 г. [при ручном пересчёте]. Однако только 10 из них имеют подтверждение «земли». Вот эти случаи:

02.04.43   42 гиап (Як-1)   Горбунов   ФВ-189   Начштаба 11 ГСК 9 Армии
02.04.43   42 гиап (Як-1)   Коса      2 Ме-109 Начштаба 11 ГСК 9 Армии
11.04.43   16 гиап (Аэрокобра)Фадеев Ме-109 Наземная радиостанция
11.04.43   16 гиап (Аэрокобра)Крюков  3 Ме-109 Наземные войска 56 Армии
12.04.43   42 гиап (Як-1)  Виноградский Ю-88 1 БАТ 6 автополка
15.04.43   16 гиап (Аэрокобра)Крюков Ме-109 Представитель 56 Армии майор Молчанов
29.04.43   57 гиап (Спитфайр) Серебряков Ме-109 Наземные войска 56 Армии

Остальные 113 подтверждены исключительно экипажами. И зачтены как сбитые. И что-же получается? А получается, что во вполне себе официальном документе, составленном начальником штаба целой дивизии, фактически прямо сказано, что плевать мы хотели на ваш Приказ НКО. Самолёты противника мы будем засчитывать не как вы нам указали, а по собственному разумению. А мы разумеем так, что подтверждение экипажей вполне достаточно.

Понимаю ваше удивление. Оно никак не меньше моего, когда я это обнаружил. Это просто фантастика! Кто бы мне сказал об этом ранее, и я бы тут же посоветовал человеку либо подучиться, либо подлечиться. Но таки да, представьте себе. Жёсткий, тоталитарный режим, в любой момент можно быть репрессированным без особых формальностей, страшная война (с пока ещё непонятным исходом) при этом сам Приказ НКО № 0685  написан предельно конкретно, со злобой и негодованием, и вот несмотря на всё это, все без исключения, от простого пилота до начальника штаба дивизии (а дальше наверняка и фронта), как сейчас бы выразились: «..живут не по закону но по понятиям..». Потрясающе! [вот какие иногда удивительные открытия ждут человека, который не употребляет суррогат в виде фильмов, роликов, статеек и проч. заранее обработанного и подготовленного для обывателя по заветам Г.Грефа]

Поэтому все разговоры о том, что от советский пилотов, требовались какие-то неимоверные усилия чтобы доказать факт уничтожения самолета противника-всё это чушь. Реальную ситуацию которая сложилась по части принципов фиксации сбитых самолётов (и подсчета боевых вылетов) можно охарактеризовать двумя хорошо известными пословицами: «..Гладко было на бумаге да забыли про овраги..» и «..Строгость местных законов, компенсируется необязательностью их исполнения..».

«..Сбит..», «..Упал..» или «..Ушёл..» «..Падения не видел..». Да какая разница!? Рисуй сбитый.

Приказ НКО № 0685 не исполнялся не только в части способа подтверждения. Он не редко не исполнялся и в самом главном. Согласно Приказу, фиксироваться должны только сбитые, а не обстрелянные самолёты. И в большинстве случаев, мы видим именно такие формулировки как: «..сбит..», «..упал..», «..взорвался в воздухе..», «..врезался в гору..» и т.д. Но периодически пилоты докладывают, что атакованный самолёт противника «..ушел..» и «..падения не наблюдал..». Но такие самолёты тоже часто засчитывались пилотам. В качестве нескольких примеров можно привести Ме-109 засчитанный Покрышкину 21 апреля 1943 г., где последний «..падения не видел..», самая первая победа 16 гиап в апреле 1943 г., где Степанов доложил что Ме-109 «..задымил и ушёл..», Бережной (10 апреля) его Ме-109 тоже «..задымился и ушёл..», и таких случаев будет достаточно.

Таким образом выявляется три категории сбитых.
1-я категория: Это те самолёты противника, которые по докладу пилота были сбиты («..упал..») и на которые есть подтверждение «земли». Эта категория мала.
2-я категория: Это те самолёты противника, которые по докладу пилота были сбиты («..упал..») и на которые нет подтверждения «земли». Это самая массовая категория.
3-я категория: Это те самолёты, которые по докладу пилота не были биты («..ушёл..»), но такое были засчитаны как сбитые. Эта категория невелика, но присутствует.

Но была ещё и 4-я категория. Самолёты этой категории уже тогда обладали свойствами, которыми обладают современные истребители 5-го поколения. Эти самолёты уже тогда были разработаны по технологии «Стеллс» и были самолетами «невидимками». Их никто не видел ни в «Журнале боевых действий», ни в отчётах авиадивизий, ни в отчётах воздушной армии. Их не видели несколько месяцев. А потом они внезапно появлялись в наградных листах.

Например, пилот Козлов Б.В., был сбит 10 апреля 1943 г., но спасся выпрыгнув с парашютом. Получил тяжёлые ранения он лёг на излечение в госпиталь. Никакой информации в «Журнале боевых действий» о том, что Козлов в этом бою сбил противника нет. Закончился апрель 1943 года, вышел отчёт 216-авиадивизии, и там тоже нет никакой информации что Козлов сбил противника. Вот уже и май закончился, вышел очередной отчёт 216-авиадивии, и там опять нет никакой информации о том, что Козлов сбил противника. Но вот появляется наградной лист от 15 июня 1943 г. (Козлова Б.В. наградили орденом Отечественной войны II степени), и там указано что пилот Козлов совершил таран вражеского самолёта, в результате чего последний упал горящим. И такие случаи уничтожения «невидимок» не были редкостью. Так некоторое число сбитых самолётов Покрышкина обнаруживается только в наградных листах…

Какие же выводы? Они просты. Как-то так сложилось, что в ВВС РККА к вопросу чёткой фиксации сбитых относились с предельным легкомыслием [мягко говоря]. Никто не делал из этого культа, к строгой фиксации никто не стремился. Такой подход настолько укоренился, что фактически превратился в традицию. А традиции как известно очень трудно разрушить, даже если ты Сталин и пишешь суровые Приказы. По сути системы фиксации сбитых не было вообще. Всё записывалось со слов пилота и его товарищей. И в массовом сознании действовал принцип Суворова: «..Чего их, басурман, жалеть. Пиши больше..» [во всяком случае именно ему приписывают это изречение]. Поэтому нет ничего удивительного в том, что результаты советских пилотов-истребителей имеют просто фантастическое расхождение с реальными потерями противников. При таких «традициях» иначе быть и не может.


Вместе с тем, я хочу сделать некоторое предостережение. Оно будет обращено к тем читателям, которые воспылали неприязнью к советским пилотам после прочитанного. Тут важно осознавать один нюанс. Имя ему-смерть. Нужно понимать, что какие-бы «традиции» не сложились в этой среде, как-бы фантастически не отличались реальные результаты от заявленных, боевые вылеты были реальностью. Это не вымыслы. Борьба с более сильным и противником тоже реальность. И смерти пилотов тоже были реальны. Число смертей было ужасающее. Полки буквально умывались кровью. Тот же 16-й гиап за апрель 1943 г. потерял почти 30% состава. Смерти были не всегда быстрыми. Зачастую пилот медленно и мучительно умирал от тяжелейших ран и ожогов, без обезболивающих, прямо в кабине жёстко посаженного самолёта или недалеко от него.
Большинство пилотов были очень молоды, 20-25 лет. Вспомните чем вы занимались в таком возрасте. Готовы ли вы были отправиться в «приключение», осознавая при этом, что примерно через 20 дней, каждый третий из вас закончит свой путь. Пилоты это осознавали. Работу свою делали. Хорошо-ли, или «хотелось бы лучше», но делали. Ну а то что писали сбитые не по закону, а по «традиции» (или по «понятиям» как сейчас говорят), то я вас умоляю, когда на определённых территориях жили иначе?
Отделяйте исторические факты от всего остального. И не воспринимайте всё так, как от вас добиваются элиты. Упрощённо, шаблонно и рефлекторно. И не важно какие это элиты.


Рецензии
Как видим, о подтверждении с помощью фотокинопулеметов и речи не было. А ведь все они поставлялись в комплекте с теми же "Аэрокобрами"...

Олег Каминский   26.02.2021 22:32     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.