Цель науки как ценности

Наука с ее особой рациональностью – это феномен западной культуры XVII в. Чтобы осознать цель науки как ценности, интересно сравнить ее с системой знаний Востока.  И рассмотреть сначала, для примера, систему знаний Тибета до 1950 года.
В соответствии с книгами Лобсанга Рампы, в Тибете до 1950 г. наука равнялась религии. Она рассматривала цели человеческой жизни в соответствии с индийской метафизикой и выделяла четыре основные цели: дхарма – исполнение долга, кама – облагораживание желаний, артха – достижение материального благополучия и мокша – освобождение от иллюзий. В соответствии с этим, целью науки-религии в Тибете была помощь человеку в проявлении своей природы (которая считалась божественной), исполнении долга, достижении материального равновесия, в самопознании и саморегуляции. Наука здесь считалась основой для достижения счастья и покоя, к которым стремится человек. Функции такой науки-религии основаны на знании природы человека и законов этого мира, включенных в тибетскую метафизику. Необходимо подчеркнуть при этом, что религия в Тибете как и на всем Востоке, не являлась делом навязывания. Она была делом добровольным и личным. Всегда применялась человеком для решения жизненных нужд и по мере личного развития.
Показатели успешности такой науки:
Удовлетворенность, энергетическая бодрость людей
Духовная и материальная гармония общества
Успехи в самопознании
Политическая стабильность
Экологическое равновесие.
Физическое здоровье людей (по свидетельству Панчен-ламы (Петиция 70000 символов), только социальные реформы Китая в Тибете принесли в эту страну путаницу и несостыковки, повлекшие голод и недостаток, народное бедствие, унесшее много человеческих жизней в 1959-1961 гг. Тибетская система позволяла процветать обществу вплоть до 1950 года)
Как обстоит дело с западной наукой?
Если смотреть по этим же показателям, то мы не сможем сказать, что западная наука успешна. Политическая нестабильность, экологическая катастрофа, отсутствие духовной и материальной гармонии… Но западная наука развивалась совсем в других условиях. И, возможно, преследовала иные цели. В таком случае, чтобы оценить ее ценностное значение, необходимо проследить ее историю и современные социальные роли.
В общем и целом, целью западной науки при ее формировании было освобождение от догматов церкви и отвоевывание права иметь свои суждения и самостоятельно познавать мир. И чем сильнее была диктатура церкви в средние века, тем сильнее возникало у людей желание все доказать, доверять только рациональному разуму и опираться в выводах только на факты, избегая любого вмешательства со стороны в процесс заключения этих выводов. С данной точки зрения западная наука достигла своей цели. Государство и наука отделены от религии, человек освобожден от власти догмы. Наука имеет право идти своим путем, имеет свой метод и основания. Но, как ни странно, при этом не все люди запада отличаются еще именно самостоятельностью мышления. Протест науки был направлен именно против догматичности церкви, а не на право человека все решать самостоятельно. Люди запада все еще стремятся быть в «безопасном большинстве», они любят навязывать свои идеалы другим, как будто ища одобрения и поддержки своих идей. Таким образом, корень этой науки все еще не глубок, если личную самостоятельность каждого считать ее искомым идеалом и вернейшей основой.
Тем не менее за последние четыре века наука Запада сделала колоссальный прорыв в изучении законов природы. Она имеет колоссальную перспективу описать картину мира через математические или физические законы, помочь человеку сделать выводы о жизни и должном поведении через свободное сознание. Как утверждал М.Вебер в работе «Наука как призвание и профессия», ученый не имеет права навязывать свое мнение тому, кто не может оценить его критически. И это очень соответствует тибетскому принципу гуманизма: уважать личное пространство других, давать другому только то, в чем он нуждается, о чем он просит, учитывать уровень развития другого человека.  Можно сказать, что наука выбрала правильный путь.
Однако проблема западной науки в том, что некоторые  знания, например, знания по этике, человеку нужны уже сейчас, чтобы передать их детям, а наука их еще не обосновала. Отказавшись от всего недоказанного и необоснованного знания, наука отвергла в том числе и этику как составляющую религии. Современная тенденция возвращения этики в науку обещает многого, но это все еще несвоевременно. Наука не может дать ответы на эти вопросы до тех пор, пока она их не знает. В том же докладе М. Вебера говорится, что отвечать на подобные вопросы: как нам жить? – все еще должен пророк и спаситель.
Главной ценностью науки сегодня является человек. Но сам человек, его ценности и потребности недостаточно изучены. Хотя, по аналогии с тибетской метафизикой, цели человеческой жизни, коль они установлены, могли бы стать гармоничными основами целей, к каким должна идти наука. Неслучайно в истории и философии науки происходит путаница: что движет наукой – материальные потребности общества или внутренние законы познания, как они соотносятся? Ответ может быть таким (если то будет доказано): наукой движет соответствующие 4-ем целям жизни потребности человека в исполнении долга, в материальном и духовном равновесии, в познании истины. Тогда картина станет яснее.
Западной науке удалось сделать много уверенных набросков на общей материальной картине мира. Но наука все еще не знает ничего о «Перводвигателе». Она ничего не может сказать об энтелехии души, о которой говорил Аристотель, ее основатель. Как бы то ни было, с моей точки зрения, современные синергетические исследования способны заглянуть в тайны мироздания и подтвердить и показать, что человек – духовное существо. По всей логике, они также покажут, что каждый человек имеет совершенный познавательный аппарат, он может различить истину, что душа вечна. И так как ценность представляет сам человек, а для человека ценностью является собственное постижение и свершения, то целью науки станет помощь человеку в проявлении его духовной природы, исполнении долга, достижении материального равновесия, самопознании и саморегуляции. И таким образом, западная наука в итоге тоже сможет воодушевить каждого человека на самопознание и саморазвитие. И таким образом наука сможет стать цельным мировоззрением, включающим и религию, и искусство, и теологию, и этику, и технику, и философию. (см. в киберленинке Бочкарева В. «Самоорганизация человека как формообразующая основа гармоничной цивилизации» )
Одним из издержек «бунтующей» рациональности Запада стало создание различных изобретений на основе недостаточного и несовершенного знания о мире. Поражение озонового слоя Земли – тому пример, когда человек узнает о последствиях уже после того, как беда случилась. Издержками неполного, материалистического взгляда на вещи стали и многие другие хорошо известные всем явления, приведшие к парниковому эффекту, разрушению экологии на Земле. Конечно, опасно изобретать, пока не познан весь мир от начала и до конца, пока мы не убедились, что изобретение действительно безвредно. Еще опаснее изобретать, пока мы не убедились, что контролируем свои собственные желания и знаем свой путь, потому что даже самое хорошее изобретение не контролирующий свои действия человек может использовать во зло. Но это все уроки нашего времени. И поистине, западная религия могла бы уже давно смягчить все эти последствия, разрешив человеку быть свободным, перестав довлеть над ним. Начала неправильного использования науки лежат именно в неправильном использовании религии. Восток этим не страдал, поэтому у него отсутствует материалистическая рациональность и также долго отсутствовало давление на природу.
Таким образом, пока что главной ценностью западной науки является освобождение от давления религиозной догмы и позволение человеку делать собственные выводы о мире, познание объективной реальности. И целями такой науки, как и определял М.Вебер, являются:
1). техника  овладения  жизнью --  как внешними вещами,  так и  поступками людей --  путем  расчета.
2). разработка методов мышления,  рабочих  инструментов  и  выработка навыков обращения с ними
3) обретение ясности, то есть познание Истины.
Если хорошенько подумать, Церковь никогда не "отпустит" человека на волю. Поэтому, чтобы выбраться из порочного круга и избежать отрицательных сторон как религии, так и науки, человеку просто нужно активнее заниматься самопознанием. Именно пренебрежение самопознанием на Западе позволило Церкви взять такую власть: ведь может сведущий человек дать отпор любому догматику. И именно то же пренебрежение самопознанием разрешает сегодня науке доходить до того же тоталитаризма, которым некогда страдала Церковь. Больше доверяя себе, своей природе, человек и сегодня мог бы с помощью спокойной улыбки победить перекосы религии и науки и достичь той желанной самостоятельности и независимости, которых так и не достиг, сколько ни развивал науку, сколько ни убегал от религии.
Подумайте вот еще о чем: даже если наука докажет существование Бога, какая от этого польза каждому отдельному человеку? Ведь каждый человек хочет и должен познать Бога сам, для этого он имеет все необходимые способности (см. там же), для этого он живет. Ему будет просто обидно от того, что кто-то захочет залезть в его душу, наступить на его мысль. Это лишний раз показывает, что наука должна именно помогать человеку в самопознании, в других нуждах его жизни, учитывая особенности его самоорганизации, а не существовать для вручения дипломов и наград, раздачи званий и титулов под апофиоз аплодисментов. И что самоорганизация человека является важной, решающей областью знания для установления цели науки как ценности.


Рецензии