Толстой Л. Н. Анна Каренина

Я уже ранее писал в другой сети об этом романе Льва Николаевича Толстого.

Но, перечитав ту прежнюю миниатюру, понял, что она была слабовата.

И решил написать новый текст.

Обычно автор в конце своего произведения подводит итоги той душевной деятельности,

которая вложена им в этот труд. И Л.Н. Толстой поступил так же. В конце романа "Анна

Каренина", одной из самых значительных своих книг, он вкладывает в мысли главного героя

второго плана К. Левина своё понимание человеческого идеала.

И, тем самым, выдвигает его в носители общественного прогресса. Сколь же странным

оказывается этот прогресс?

Приведу мысль автора целиком.

   "– Неужели эти сотни миллионов людей лишены того лучшего блага, без которого жизнь не

имеет смысла?

 – Он задумался, но тотчас же поправил себя.

 – Но о чем же я спрашиваю? – сказал он себе.

– Я спрашиваю об отношении к божеству всех разнообразных верований всего человечества.

Я спрашиваю об общем проявлении бога для всего мира со всеми этими туманными пятнами.

Что же я делаю? Мне лично, моему сердцу открыто несомненно знание, непостижимое

разумом, а я упорно хочу разумом и словами выразить это знание."

 

   И невольно возникает вопрос, а стоило ли убивать главную героиню, чтобы восславить

мысль о том, что её жизнь была предопределена заранее?

  Роман велик по размерам, поражает количеством и качеством описанных в нём

человеческих характеров. Но ещё больше он поражает тем, что по ходу описания этих людей,

мы видим, как сам автор затрудняется в понимании того, соответствует ли их поведение его

собственному пониманию соотношения добра и зла.

  И тогда возникает мысль о надуманности заключительного итога.

Ибо слишком не соответствуют события романа мыслям Константина Левина.

Но, может быть, моё мнение  - ошибочно? Я совсем не исключаю такого варианта.

И ещё я думаю, что сам Л.Н. Толстой не мог себе представить результатов эмансипации

женщин в истории человечества.


Рецензии