Толстой Л. Н. Анна Каренина
Но, перечитав ту прежнюю миниатюру, понял, что она была слабовата.
И решил написать новый текст.
Обычно автор в конце своего произведения подводит итоги той душевной деятельности,
которая вложена им в этот труд. И Л.Н. Толстой поступил так же. В конце романа "Анна
Каренина", одной из самых значительных своих книг, он вкладывает в мысли главного героя
второго плана К. Левина своё понимание человеческого идеала.
И, тем самым, выдвигает его в носители общественного прогресса. Сколь же странным
оказывается этот прогресс?
Приведу мысль автора целиком.
"– Неужели эти сотни миллионов людей лишены того лучшего блага, без которого жизнь не
имеет смысла?
– Он задумался, но тотчас же поправил себя.
– Но о чем же я спрашиваю? – сказал он себе.
– Я спрашиваю об отношении к божеству всех разнообразных верований всего человечества.
Я спрашиваю об общем проявлении бога для всего мира со всеми этими туманными пятнами.
Что же я делаю? Мне лично, моему сердцу открыто несомненно знание, непостижимое
разумом, а я упорно хочу разумом и словами выразить это знание."
И невольно возникает вопрос, а стоило ли убивать главную героиню, чтобы восславить
мысль о том, что её жизнь была предопределена заранее?
Роман велик по размерам, поражает количеством и качеством описанных в нём
человеческих характеров. Но ещё больше он поражает тем, что по ходу описания этих людей,
мы видим, как сам автор затрудняется в понимании того, соответствует ли их поведение его
собственному пониманию соотношения добра и зла.
И тогда возникает мысль о надуманности заключительного итога.
Ибо слишком не соответствуют события романа мыслям Константина Левина.
Но, может быть, моё мнение - ошибочно? Я совсем не исключаю такого варианта.
И ещё я думаю, что сам Л.Н. Толстой не мог себе представить результатов эмансипации
женщин в истории человечества.
Свидетельство о публикации №221022601712