Избранные комментарии к стихотворениям. Свя-Сиз

Избранные комментарии к стихотворениям. Книга 3. «С» - «Я» / Виталий Иванов и друзья. – СПб.: Серебряная Нить, 2020. – 228 с.
http://russolit.ru/books/download/item/4161/

Листалка. Читать:
https://pubhtml5.com/ccwf/zxcs/
---------------------------------------------

Избранные комментарии к стихотворениям. Свя-Сиз


Святое зачатие
http://www.stihi.ru/2002/10/09-261

Изнемогаю в поцелуях света,
Вдыхаю жаркий шепот: «Я люблю!»
Не рассуждаю, не ищу ответов...
И - обладаю! И - бого(а)творю!

1998

_________________________________________

Изображение Марии – в душе.
Нет, я не атеист, но и не верующий. Я - ее брат. Все мы - дети Единого.

Не обижайся. Ты – тоже ее брат.
А к Богу и Миру отношусь с бООльшим уважением. Не богохульник я, честное слово. Наоборот!
Каждый творец славит Господа. А мы (я и тебя имею в виду) все-таки кое-что – натворили!

Ситуация запутанная и сложная… Есть некое противоречие. С одной стороны, все мы – дети Единого Бога и в этом смысле – братья и сестры. Т.е. у всех нас общий Отец – Бог Отец. (Троица, как известно, - Бог Отец, Бог Дух Святой и Бог Сын.) С другой, ниже уровнем, у каждого есть земные родители – мать, отец, а также есть или будут дети.
Речь в стихотворении идет о Богородице, матери Бога Сына Христа. Она тоже дочь Бога Отца и в этом смысле – наша сестра. И даже сестра своего Сына Христа. Все мы за все времена, бывшие, настоящие, будущие – дети Отца своего, братья и сестры.
Жарко шепчет Марии, что любит ее, конечно, опять-таки, - Бог Отец. Он любит Богородицу еще и любовью Супруга.
Это чисто мои рассуждения. Так вот мне представляется… Надеюсь, это не воспримут как кощунство к религии. Я не утверждаю, но размышляю, сам пытаюсь понять…
Возможно, путаница возникает здесь еще оттого, что рядом встают понятия временного и вечного.

Виталий Иванов
------------
_________________________

- «Передай Марии, что я её тоже полюбил!»

Annikov
------------

- Обязательно передам твой привет – и матери, и ребенку… На днях. Если выйдут на связь… :)

Виталий Иванов
------------


~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Сгоревшие одежды желаний
https://stihi.ru/2002/02/04-381

Ночь. Тихо. Тоска ночью
Душит в кромешной мгле.
Холодно, холодно очень
Сердцу в остывшей золе.

И не во что сердцу одеться.
Но вот ты опять позвала…
. . . . . . . . . . . . .

Я к людям выхожу погреться
От их животного тепла!

1971
_________________________________________

- Мы так стремились во дворец желаний…
Пленила нас фасада красота.
Войдя туда, мы заблудились в зале.
Где нас встречали мрак и пустота…

Aurora
---------------

- Этот мир, который я ношу на себе,
заношен до дыр.

Виталий Иванов
---------------
__________________

- Уважаемый Виталий! Что-то дремучее таится в Вашем стихотворении! Какое-то язычество! Почему Вы не пишете о чем-то важном, нужном, волнующем! О России, о Боге! И о Любви у Вас намек, но какой-то безрадостный! Я думаю, что любовь должна быть такой: http://www.stihi.ru/2002/01/28-164
 как в моем стихотворении «Хочу я чистой любви!»! Всего Вам доброго!

Настенька Михайлова
---------------

- Любовь бывает только чистой, Настенька. То, что не чистое, - не любовь, называется как-нибудь по-другому. Так что будьте смелее, не сомневайтесь, у Вас получится!
Когда будете любить, не забывайте о Родине, надо успеть родить как минимум десять детей, иначе нас победят китайцы.
А стихи у меня разные о любви. Почитайте из циклов «Сказка», «Выпускной бал». Например: «Я Вас люблю. – Три этих слова…», Лунное вино, «Снятся сны… Конечно, не запомнить каждый…» - может, они Вам понравятся больше.
Всего Вам самого доброго!

Виталий Иванов
---------------

- Уважаемый Виталий! Я могу рожать детей только от любимого человека! Об этом - мое новое замечательное стихотворение «Береги честь смолоду!»! Но китайцы все равно нас не победят, ведь за нами - Россия. а что за ними?! Пустыни! Гоби и Сахара! Я обязательно прочту Ваши стихи, обязательно! С Россией и Православием, Настенька!

Настенька Михайлова
---------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Сгоревшие одежды желаний. Подборка 
https://www.stihi.ru/2006/11/17-1194
* * *

Ночь. Тихо. Тоска ночью
Душит в кромешной мгле.
Холодно. Холодно очень
Сердцу в остывшей золе.

И не во что сердцу одеться.
Но вот ты опять позвала…
. . . . . . . . . . . . .

Я к людям выхожу погреться
От их животного тепла!



* * *

Безумный!.. Днями и ночами,
Один и в гуще суеты,
Повсюду жадными очами
Твои встречаю я черты.

Твои срываю я одежды!
И пью… нагое бытиё…
Как будто… странную надежду
На счастье… Или - забытьё!



* * *

Я повстречал тебя нежданно
Среди кричащей пустоты.
Глаз голубая панорама
Мне подарила вдруг мечты.

Кругом - заношенные лица…
А ты - любила, ты - жила!
И я решил в тебя… влюбиться.
Но долго думал… Ты – прошла!

_________________________________________

- Ну, а здесь – подборка, близких и дополняющих друг друга стихотворений.

Виталий Иванов
-------------

- Конец первого стихотворения- совершенно иного размера. Я не вижу причины для этого, а когда читаешь - запинаешься.

НН
-------------

- А вы еще раз прочтите, не торопясь. Ничего страшного. Все читается… Да, смена ритма. Так это же только украшает стихотворение, дает ему объем дополнительный, подчеркивает важность заключительных строк! К тому же, отточие – специально поставлено!
Если, конечно, читать стихи по диагонали… методом быстрого чтения, сбиваешься, да… Но вы ведь стихи пишите не для таких читателей… которые быстро читают?

Виталий Иванов
-------------

- Во втором стихотворении запнулась о слово «очами». В современном языке мы его уже давно не употребляем. Попробуйте сказать, например: «Ой, а очи-то я не умыл!» Звучит?

НН
-------------

- Одни не употребляют, другие – употребляют… Некоторые говорят на других языках.
Открою секрет, это стихотворение написано лет сто назад. Ну, и что?

«И пью нагое бытиё,
Как будто странную надежду
На счастье… Или забытьё!»

Виталий Иванов
-------------

- «Почему «бытие»? Кто знает, что такое «нагое бытие»?»

НН
-------------

«Нагое бытиё» - это нагая женщина… ее нагой облик. Теперь вы знаете. Но разве тяжело догадаться? Я просто говорю на поэтическом языке и… вот, не все понимают.
В стране Поэзии самая неблагодарная работа – быть переводчиком… у иностранцев, которые не понимают местного языка.

Виталий Иванов
-------------

- И дальнейшие две строки мне показались искусственно созданные, они никак не связываются по смыслу, как-то пристегнутые сбоку. Хочется сказать: «Не верю!»

НН
-------------

- Хочется сказать? – не молчите!
Спасибо за мнение. Все в порядке. Безусловно, стихи не могут нравиться все и всем одинаково. В чем-то вы правы, стихи эти, действительно, достаточно спорные. Так это, может, и хорошо?

Что значит «профессионал»? Я поэзией денег не зарабатываю. Спасиб, тем не менее! За оценку моих трудов.
У этой строчки, на самом деле, было, наверное, сто вариантов. Начиная от чего-то типа:
«Глаз голубая панорама
Дарила синие мечты.»
Но что за «синие мечты»?
А потом – много вариантов одного и того же… Кстати, с изменением и предыдущих строчек. Я уж не буду приводить все варианты в целом по четверостишию. Первые три строчки мне нравятся, и я остановился на них. По последней, вы правы, можно еще поискать. Я и ищу…
Но не вижу большой разницы между: «Мне возвратила вдруг мечты.» и «Вернула вдруг мои мечты».
В моем варианте – панорама пошире. За счет большего растягивания слов, пауз, которые при чтении возникают между словами. Это сделано специально.
Можно еще:
Мне подарила вдруг мечты
Мне вдруг напомнила… мечты
Вернула детские мечты
Дарила желтые цветы
Дарила синие цветы…
Вернула вдруг мои мечты… (ваш вариант, он тоже у меня был)
Продолжать можно бесконечно.
Стоящий сейчас вариант устраивает меня больше всего – по звучанию и по смыслу. Но!.. резерв именно в этом месте я ощущаю. Рад, что и вы заметили. Спасибо! Буду думать еще…

Так если б она не позвала, я к людям бы и не вышел. Лирический герой, в смысле.
В этом вся соль.

Виталий Иванов
-------------
________

- Вит! Объясни бестолковой! Зачем Она звала-то???.. Я ставлю себя на ее место и напрашивается только одна мысль... и причем здесь «люди»?????

ИС
-------------

- Ну, во-первых, Она – это тоже «люди». Заодно уже с ней, и от других тоже - погреться. А иначе б, не вышел. Это намного круче, чем просто так… чем ты думаешь.)

Виталий Иванов
-------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Сердце во тьме
http://stihi.ru/2002/04/17-450

Нагая ночь. Живая пустота.
Голодная, как тигра, неизвестность.
Подкралась незаметно темнота
И разом проглотила всю окрестность…

Куда ступить? Большой ли сделать шаг?
Не потерять бы точку мне опоры!..
Вот так мгновенно обступает мрак
В минуту глупой, беспричинной ссоры.

Не вижу лиц любимых впереди…
И позади - лишь тусклые предметы.
Совсем один. И прячется в груди
В потёмках сердце… И боится света.

1979
_________________________________________

- Боязнь света... Это меня иногда начинает пугать...

Полякова Татьяна
------------------------

- Очень верно Татьяна подмечено. Боязнь света Любви… :( Собственно, в этом смысл сокровенный. Вы только заметили. :) Спасибо!
Было у меня нечто такое. Даже в юности. Да и не только у меня, вроде бы…
Это, действительно, страшно. На самом деле…

Виталий Иванов
------------------------
________________

- Виталий, в строке «Не потерять бы точку мне опоры» - мне мешает слово «мне». Может быть, там что-нибудь другое сделать?

Татьяна Юфит
------------------------

- Есть небольшая шероховатость. Эту строчку желательно читать медленно, она по смыслу акцентная. Тогда все в порядке. А вообще-то, это ямб с произвольно расставленными цезурами. Именно они (цезуры) создают индивидуальный рисунок стиха. «мнЕ» - получается здесь как бы полуударным. И… повторюсь, лучше читать это место медленно, тогда все нормально. :)

Виталий Иванов
------------------------
________________

- Здорово!!!!! Прекрасное стихотворение! Только вот непонятно насчет «тигры», как-то, по-моему, не вписывается в общую тему. Это слово дает чересчур легкомысленный настрой, а Ваше стихотворение - серьезное. Может, хотя бы букву «а» убрать?

Светлана Кулинич
------------------------

-Трагическое иногда неплохо разбавить легкой иронией. А ирония – пуста без трагизма.
Спасибо, Светлана! Я подумаю…

Виталий Иванов
------------------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Сизифов труд
https://stihi.ru/2002/11/25-490

На Фудзияме
Саке вчера забыли...
Снова мне в горы!

2003
_________________________________________

- Поднялся на гору,
Закуска осталась...
Снова спускаться!

Константин Куроширо
----------------------------

- Вся жизнь так прошла…
Чем занят был? – Спускался
С горы… И опять
Поднимался на гору…
Не заметил, как умер.

Виталий Иванов
----------------------------
____________________

- А мне бы надо сало перепрятать
А то сожрут! Прожорливы ребята.
_______________________________Виталик!
Ты в горах поосторожней!
Особенно с саке...

Annikov
----------------------------

- Саке и сало,
Вершина Фудзи вдали…
Что еще надо?
Перепрятать? Нет. Лучше
Выпью, закушу другом.
:)

Виталий Иванов
----------------------------
____________________

- Нашел саке на
Фудзияме... и отнес
Вниз, к Виталию.

Александр Павлов
----------------------------

Спасибо! С утра
Очень кстати. Жаль только
Пить утром нельзя -
Работа! Но вечером
У компьютера – выпью.
:)))

Виталий Иванов
----------------------------
____________________

*****
- Когда идёшь на Фудзияму,
Смотри под ноги!
Там же ямы! =))

*****
Японские простые души
Хранят идею в черепке,
Что треть Земли у них из суши,
Ну, а две трети из... сакэ! =))

*****
Я знал японца,
Кулаки как гири!
Он - чемпион по харакири! =))

Анатолий Зайцевский
----------------------------

- Японские танки
Завладели умами
Русских поэтов :)

Виталий Иванов
----------------------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


Рецензии