Рок-группа Машина Времени. Альбом В метре. 2020

Несколько слов об альбоме рок-группы «Машина Времени» (СССР, Россия/Российская Федерация, 1969 – наши дни) «В метре» (2020, 13-й официальный, студийный альбом).

«Просыпается ветер,
Он ещё, где-то там, за горами,
И всё выглядит так,
Будто нам не грозит ничего.
Он ещё молодой,
Он покуда не властен над нами,
Только ветви деревьев
Чутко ловят дыхание его»… 

Ух, ты! У «Машины Времени» новый альбом вышел! Э-э, 6-го ноября 2020-го года…


Здравствуйте!

Если бы я был блогером или профессиональным музыкальным обозревателем, посвящающим всё своё время изучению различных групп (как рок, так и не рок жанра), то мне сейчас было бы стыдно за то, что я пропустил новый альбом первого собранного мною когда-то коллектива (ещё на кассетах дело было). Но, так как я всего лишь навсего любитель со стажем (писать о группах начал в 1997-ом году, то есть, в 16 лет), а Музыка – это одно из пяти моих главных увлечений жизни, то - всё путём. Вдобавок, именно в ноябре 2020 – я был занят на работе, ну, и освободился лишь к середине декабря. А там, сами понимаете, не до увлечений было…

Однако сказать, что я совсем ничего не слышал из этого диска, не могу. Это было бы ложью. Песни четыре мне знакомы точно... Но, давайте обо всём по порядку...

Итак. У советско-российской рок-группы «Машина Времени» - 13 официальных, студийных альбомов. Однако, если копнуть поглубже и посчитать записи с момента начала творчества данного коллектива, то получим не менее 20 дисков. Стало быть, в наших руках, примерно 20-е творение старой команды. 20-е, вышедшее в 2020. Хм… Милое совпадение. С праздником, музыканты!..

Бессменным лидером группы является певец, гитарист, композитор, автор большинства песен - Андрей Вадимович Макаревич. Сойдя с ума в своё время от английской классической рок-команды “The Beatles”, он, с некоторыми сотоварищами, 50 лет назад захотел создать нечто подобное на русском языке, но в силу своей любознательности, образованности и огромного желания творить, пошёл дальше. И «Машина Времени», в разный период своего существования, стала похожа на половину прославленных англо-американских коллективов, где сильно выделялось слово – тексты Андрея Вадимовича.

Кстати, о птичках. Можно по-разному относиться к этому человеку, но я, прежде всего, уважаю его, как музыканта. Что же касается его личной жизни, то… Кто я такой, чтобы судить тех, кто смог вылезти из простой московской коммунальной квартиры и стать рок-легендой, удержав на плаву группу более 50 лет? Когда повторю подобное (не в этой жизни), тогда и покритикую его, сидя на диване с кубинской сигарой в зубах, бокалом французского коньяка, и розеточкой чёрной икры. А пока… Пока могу лишь поаплодировать стоя за сильные, социально-бытовые, лирические, романтичные, поэтические и литературно богатые тексты песен. Тексты обо всём, про всех, и даже немного больше (цикл морской тематики, к примеру)… Браво, Андрей Вадимович, браво…         

Это что касается короткого вступления. Теперь же, давайте послушаем сам альбом «В метре», чтобы понять, мол, что, к чему. И тогда сможем расставить все точки над «i».

Итак, «В метре». Сначала обложка. Обложка необычная, но сделанная чисто в духе «Машины…», с лёгкой долей недосказанности, таинства и многоточия. Хотелось бы смело сказать, что это связано с коронавирусом, но… Музыканты – народ непростой. Уверен, что здесь не только это. Хотя линейка чётко показывает, что тут именно о тесных рамках и говорится... Знаете, вот, если бы это были “Pink Floyd”, то я бы ни на секунду не сомневался, что да, это связано с COVID-19. У русских же всегда есть что-то ещё. Слишком богатая литература, слишком многогранен язык, чтобы утверждать, что белое – это белое, а чёрное, это чёрное. Если бы я делал обложку, то изобразил бы музыкантов, идущих по улице, рядом друг с другом, в масках. И прохожих, в 2,5 метрах от них, спешащих по своим делам. Нарисовал бы кружочки, пунктиры, (ну, как на диаграммах, графиках). Может даже и линейку бы оставил, как в оригинале. И надпись в письменном, наклонном виде: «В метре» (где над «т» - чёрточка). Но я не оформитель обложек. Мы имеем, то, что имеем. И в этом оригинале, в этой простоте, всё же, что-то есть… Идём далее.
 
Песни.

1. «Просыпается ветер» (А. Макаревич) - 4:08.
2. «Пой песню, пой, дульсимер» (А. Кутиков – А. Макаревич) - 4:33.
3. «Мы рядом» (А. Кутиков – А. Макаревич) - 4:33.
4. «Свет рождает свет» (А. Кутиков – А. Макаревич) - 3:02.
5. «Стена» (А. Макаревич) - 3:27.
6. «То, что всегда с тобой» (А. Макаревич) - 4:52.
7. «Все корабли сегодня вернутся домой» (А. Макаревич) - 4:26.
8. «Часы» (А. Макаревич) - 3:15.
9. «Зона» (А. Макаревич) - 4:23.
10. «Время ходит на мягких лапах» (А. Макаревич) - 1:45.

Общее время альбома: 38:00 минут.

Так-с, друзья. И что же мы видим? А видим мы, что ветераны рока ещё живы и могут что-то сочинять. Шутка… Видим мы, что в альбоме ровно 10 песен. Нет долгоиграющих композиций, превышающих пять минут… Только три песни Андрей Вадимович написал вместе со старым другом, коллегой и ветераном советско-российского рока Александром Кутиковым. Остальные семь – сам, один, без чьей-либо помощи. Короче, всё, как и всегда.

Как я и говорил выше, четыре песни уже слышал раньше. Это: «Пой, песню, пой, дульсимер», «То, что всегда с тобой», «Все корабли сегодня вернутся домой» и «Просыпается ветер». Первые три выходили в мини-формате (в миньоне) ещё в 2018-ом году, а последняя – зазвучала в конце прошлого года (в декабре 2020, если быть точным), в качестве отдельного сингла. Четыре… Вот-с… И это значит, что неизвестными остаются ровно 6 песен. Но так как это не сборник отдельных номеров, а полноценный альбом, то будем изучать его весь целиком, согласно строго установленным правилам. То есть, по три раза, в разное время (один раз в день), при любом настроении и желании (есть оно, нету, неважно. Диск должен быть прослушан).

После пяти прослушиваний (видите, он уже проходит все установленные порядки)…

Что вам сказать, уважаемые. Это «Машина Времени». У них есть свой чёткий почерк, свой стиль, подача, своё собственное, отличительное от других лицо, свой лидер с острым, литературным пером. Если они не сдулись за 50 лет упорной работы, то не сдуются уже никогда. Их может остановить лишь неподвижная старость и неизбежная смерть, а так – это рок-группа на века…

«Просыпается ветер». Если вы хорошо знакомы с творчеством «Машины Времени», как и ваш покорный слуга, то, возможно, вспомните, как начинались концерты данной группы в начале 80-х годов. С песни «Возникает из недопетости…». Во всяком случае, несколько концертов, что записаны у меня и бережно хранятся на аудиокассетах, начинались именно так. Вот что-то похожее углядел я и здесь, отмечая, как всегда, талант Андрея Вадимовича…

«Возникает из недопетости,
На потребу растущим хлопотам.
То, что мы называем зрелостью,
То, что мы называем опытом.
И друзья, оставаясь в наличестве,
Становились другими начисто.
Это мелких потер количество
Переходит подспудно в качество…».

С тем лишь отличием, что переход и гитарное соло в «Просыпается ветер», знаменующие собой начало бури, катастрофы, больших разрушений и человеческих слёз (не каждому удастся выжить в стихии), мне напомнили немного стиль легендарной, классической рок-группы “Pink Floyd”. Это был чистой воды подход Роджера Уотерса. И за это – низкий поклон Андрею Макаревичу… Сказать, что песня про COVID-19, я не могу. Но она здорово подчёркивает начало больших перемен. И, к сожалению, перемен к худшему… То есть, то, что мы как раз здесь и сейчас испытываем… Ну, полный зачёт…

«Пой, песню, пой, дульсимер». И-и-и тут сразу напрашивается вопрос от почтальона Печкина, в целях повышения образованности: а кто такой этот дульсимер? Трубадур? Менестрель? Или же речь о чём-то другом… «Википедия», родная! Помоги немощным и обездоленным!.. Ага, вот, есть! Дульсимер… «Дульцимер — струнный инструмент, родственный цитре (струнный щипковый музыкальный инструмент со 17-45 струнами). Чаще всего имеет 3-4 струны, гриф поделен на лады. Известен примерно с 1900 года, появился в районе Аппалачских гор, в Северной Америке»… Понятно. Теперь откроем не менее родной “Youtube” и послушаем этот самый дульцимер/дульсимер… О! Да это похоже на гусли, лиру, кокле (латышский народный инструмент)! Знакомый, приятный звук! Ну, тогда точно, пой, песню, пой, дульсимер – человек, играющий на таком интересном инструменте... Кстати, музыка Кутикова чувствуется. Видно, что это его рук дело. У него тоже особый почерк. А текст Макара, как всегда философский. Сойдёт, хоть песня на сильный хит и не тянет. Ей чего-то не хватает. Чего? Возможно, какого-нибудь перехода, поворота. Но сойдёт.

«Мы рядом». Хм… А эта напоминает «Вверх» с альбома «Место, где свет» (2001). Это неплохо, ибо группа копирует и повторяет самим себя, а не кого-то чужого. Однако, в целом, это одно и то же. Правда хочется отдать должное Андрею. Ведь он спустя столько лет сохраняет и веру в хорошее, и позитив. Так, что… Мы рядом, и это главное… Зачёт.

«Свет рождает свет». Аааааа! Вот оно! Сливаются две медленные, лирические песни, сбавляя темп и настрой альбома! После «Мы рядом» очень не хватает Маргулиса с его задорными песнями, шутками, блюзами для РАЗБАВЛЕНИЯ! А его-то и нету! Вот вам и уход великого музыканта из «Машины». «Свет рождает свет», конечно, милая, душевная, позитивная песня, и всё такое, но она сливается с предыдущей, показывая, в целом, что альбому не хватает ярких композиций. Встряски. Ух, Женю потеряли за зря. Я это говорил, говорю и буду говорить. Он украшал группу, классно и грамотно её разбавлял, вносил что-то своё, блюзовое. Такой «Машину» я помнил всегда…

«Не пил я пива много лет (та-да, да-да),
Но вот сейчас пойду в буфе-е-ет –
Тогда, быть может, ЛЕ-Е-ГЧЕ станет мн-е-е-е!».

Класс. Вот этого мне жутко не достаёт. А Макар и не думает исправлять ситуацию. Ну, вот и поплатился. Минус балл точно, за неплавность и сливание лирических песен. Идём дальше.

«Стена». Но не «пинкфлойдовская»… Если разделить альбом по старинке, как на виниловой пластинке – сторона 1, сторона 2, то «Стена» - идеально подходит для завершения первой части альбома. Да и сама песня классная, выдержанная в фолк-стиле, что очень подходит такой группе, как «Машина Времени». Зачёт.

«То, что всегда с тобой». Повеяло 80-ми. Клавишами и музыкой, в стиле бывшего участника коллектива Зайцева. И только текст песни говорит нам о том, что мы находимся в XXI-ом веке. Грустная, минорная, серьёзная лирика. На злобу дня. Ещё одна характерная черта в «Машине Времени». Зачёт? Конечно, зачёт.

«То, что люди поют по дороге домой». Ой, простите. «Все корабли сегодня вернутся домой». Но сути дела это не меняет. Шутка… Помнится, ещё в старых своих статьях про эту группу, я подчёркивал, что МОРСКАЯ ТЕМАТИКА – это особенная глава в коллективе. Здорово, что они смогли найти здесь своё «я» и выдавать нам хиты, ударяя в самое сердце. «Песня о капитане», «По морю плавать», «Полный штиль», «Старый корабль», «За тех, кто в море», «Все корабли сегодня вернутся домой»… Браво! Это вне времени, вне моды, вне шаблонного графика! Хит! Закрепится надолго. Классика старого доброго рока в литературно-поэтическом аспекте!.. С чётко выдержанной тематикой. Андрей, прямо, матрос-рассказчик, юнга, боцман, старпом, ну, и капитан (всё в свой, определённый период)…

«Часы».   

«Ба-Ба-Ба-Бангало Билл спасать народы любил,
За что народы обожали его.
Он спас народ за народом, никого не забыл,
Но позабыл спасти себя самого.

Лётчик Джао Да не унывал никогда,
Он, словно сокол, над планетой летал,
Пронзая синий туман, кружился аэроплан,
Но даже Джао Да однажды упал.

Ты можешь быть кем угодно, 
Ходить, куда угодно,
Взлетать свободно без полосы,
Пить, что угодно,
Топить за что угодно –
Ровно в полночь бьют часы на башне,
В полночь бьют на башне часы!».

Ёкарный бабай! Вот это, кстати, ещё одна особенность «Машины Времени» - рассказывать что-то и шутя философствовать. Поучать любят! Не думал, что сохранят в такое сложное время одну из своих фишек. Ан-нет, сохранили! Молодец, Макар! Э-э, то есть, Андрей Вадимович! Классный, заводной хит!..

«Зона». Ну, наконец-таки! Давно хотелось услышать подобное! Михаил Задорнов уже ушёл в мир иной, и я не смог узнать его мнение о коронавирусе. Всё ждал, когда же какой-нибудь классический рокер скажет, выплеснет, так сказать, боль, обнажит душу, откроет сердце и выдаст ШЕДЕВР. Дождался… Большое спасибо и низкий поклон группе «Машина Времени» за эту вещь. Это настоящий крик души, когда слова подхватывает гитара и начинает неистово «рыдать», «страдать», «метаться» из угла в угол, и проникать в самые чакры нашего тела. Это “Comfortably numb” “Pink Floyd”, это “While my guitar gently weeps” “The Beatles”, “Moonshine” “Free”, это “Dazed and confused” “Led Zeppelin”, это “Crying in the rain” “Whitesnake”!!! Э-э, что? Нет, не по музыке. И не по словам. А по накалу страстей, чувств, эмоций, обнажённой души. Н-да… После 50 лет существования так вдарить… «Машина Времени» - ещё живее всех живых… А ведь уже не 70-80-е. Прошли бунтарские годы, когда пели про «Закрытые двери» или печалились, что друзья находились лишь во мне одном (но были ЧУЖИМИ МЕЖДУ СОБОЙ!!! И соло!.. «Посвящение друзьям»). Это всё было нечто. Но то время прошло. Сейчас же, пандемия, связавшая всем руки, ноги, рот и нос, довела старого, потёртого, но ещё крепко стоящего на ногах рок-музыканта до боли, крика души, что он не выдержал, пригласил группу и… они сказали всё, что обо всём этом думают. Низкий поклон вам, ребята, за это…

«Телевизор включается, где-то вне зоны,
Тут всегда одна программа и одни мудозвоны,
У начальства свои в этом деле резоны,
Нам за нас выбирают кино.
Доктор в маске и погонах из комендатуры
Нам по-прежнему меряет температуру, 
А термометр сломан давно…».

«Время ходит на мягких лапах». Кода, финал, завершение, похожее на «Самую тихую песню», с тем отличием, что в конце играет приятная, лирическая мелодия (напоминающая французские мотивы композитора Владимира Косма, особенно в старых фильмах с Пьером Ришаром в главных ролях: «Игрушка», «Высокий блондин в чёрном ботинке», «Несчастья Альфреда» и так далее)…

Вывод… Ставлю 7-8 баллов из 10. Рок-ветераны ещё сильны, альбом весьма и весьма неплохой, но надо его разбавлять. Можно также добавить ещё пару песен для большей концептуальности. Ибо, если тема - перемены к худшему, то не хватает нескольких строк. Если же просто – на злобу дня, то ещё парочку номеров было бы кстати. Можно даже инструментальных, то есть, без слов, но «Машина Времени» такой подход не любит. А зря. С тем же дульцимером поэкспериментировать можно было бы. И вдарить ещё фолк-рока, как в «Стене» (не «флойдовской»).

Что касается голосов, то тут лучше взглянуть на состав группы, чтобы понять, сколько же человек осталось и сколько может петь.


• Андрей Макаревич — лидер группы, гитары, дульцимер, фортепиано, вокал, автор песен, композитор, аранжировщик.
• Александр Кутиков — бас-гитара, вокал, бэк-вокал, композитор и аранжировщик.
• Валерий Ефремов — ударные.

• Игорь Хомич — гитара.
• Александр Лёвочкин — клавишные.
• Александр Дитковский — бубен, труба и перкуссия.
• Кирилл Ипатов — перкуссия.
+
• Михаил Владимиров — губная гармоника.


Ага, ясненько. Только сам Макаревич и его друг, товарищ, коллега Кутиков, который в данном альбоме лишь подпевал. И, в основном, на своих песнях. Больше никого не было.

Гитариста Игоря Хомича стоит поблагодарить за прекрасное исполнение чётко сыгранных соло-партий. А также за то, что он ещё не удрал из «Машины…», как все предыдущие товарищи. Вроде бы, около 10 лет держится. Ну-ка, посмотрим. Да, с 2012-го. Мило. Нужное звено в цепи. Не слабое, кстати. Нет. И это несмотря на то, что официально «Машина Времени» сейчас уже трио. Ну, правильно. Где они на старости лет найдут такого блюзового парнишку, как Гуля, или такого весёлого и озорного мужичка, как Петя («Вот звучит отсчёт и выходит вперёд трубач, мама зы-зы-у!». Класс).

На этом всё. Это был 13-й официальный диск группы, вышедший спустя 4 года после последнего (2016), в это сложное и непростое время. Время, когда то, что видим - о том и поём – ещё приносит свои положительные результаты. Приносит, хотя, вся наша окружающая жизнь - это горькая правда без прикрас, но с надеждой и верой в лучшее. Ну, и с капелькой любви к искусству, доброты и нравоучения…

Далеко не самый лучший, но и не худший альбом группы. Средненький, но с хитами и двумя бесспорными шедеврами классического рока – «Просыпается ветер» и «Зона». Такая, уж она – «Машина Времени», с её лидером 67-милетним музыкантом, певцом, гитаристом, аранжировщиком, композитором, бардом, поэтом Андреем Вадимовичем Макаревичем...


Благодарю за внимание!

Алекс Джей Лайт.   


Рецензии