Асы кубанского неба ч. 29

МАШЕНКИН АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

Родился в 1917 г. Лётчик-истребитель, работал инструктором. Вспоминает бывший командир 3-го ИАК Маршал авиации Е.Я. Савицкий: "Старшина Машенкин, лётчик - инструктор одного из запасных авиационных полков, перегнал для нужд корпуса учебно-тренировочный самолёт-спарку. Ну перегнал, и ладно, возвращайся назад, в свою часть. Но Машенкин, видимо, считал иначе и добился встречи со мной, якобы для того чтобы лично доложить о выполнении задания. Выслушав его доклад, я сам жду, зная наперёд, что последует дальше: в тылу лётчики настойчиво искали случая любыми путями попасть на фронт. Побуждение благородное, однако в армии поступки каждого определяет не его личные желания, а приказ. Поэтому я заранее твёрдо решил отказать в просьбе старшине, едва он только её выскажет. Но Машенкин перехитрил меня. Вместо того чтобы высказать свою просьбу вслух, он вручил мне её в письменном виде. Это было письмо капитана Пасынка, комиссара 812-го ИАП, который со всей убедительностью доказывал необходимость помочь лётчику попасть на фронт, а лучше сразу в его 812-й ИАП. Красноречиво расписывая лётные таланты Машенкина, он делал особый упор на то, что тот научил летать на "Яке" весь личный состав полка. Пришлось уважить просьбу комиссара. Пасынок оказался прав: лётчиком Машенкин был, как говориться, от бога. Ну а великолепное его знание машины Яковлева пришлось как нельзя кстати: лётчики, с которыми он каждый день поднимался в небо, учились у него мастерству, открывая для себя новые возможности полюбившегося всем "Яка".

Так Алексей Машенкин оказался на фронте, где принял участие в боях на Кубани. 17 апреля 1943 г., использовав преимущество "Яка" в вертикальном маневре, одержал первую победу. В качестве ведущего пары он сбил истребитель Ме-109, нагнав его тогда, когда тот лез на пределе своей скороподъёмности вверх. Летом 1943 г. получил звание лейтенанта. В августе 1943 г. полк перелетел под Шахты, на Южный фронт, откуда совершал вылеты в район Приднепровья. В апреле 1943 г., волею случая, старшина А.М. Машенкин оказался в 812-м истребительном авиаполку, где и остался. Летал на Як-1, Як-9 и Як-3. 25 сентября 1943 г. был сбит в воздушном бою, выбросился на парашюте, приземлился на территории противника, попал в плен. В октябре бежал, но был схвачен и направлен в концлагерь. В начале января 1944 г. совершил побег, воевал в партизанском отряде. В феврале 1944 г. вернулся в свой полк. К концу войны капитан Машенкин выполнил около 200 боевых вылетов. Проведя около 50 воздушных боёв, сбил 14 самолётов противника лично и 4 - в группе. Но даже и после войны слово "плен" помешало Машенкину поступить в военную академию. И только вмешательство Е.Я. Савицкого помогло ему вернуться в военную авиацию. Он долгое время оставался на действительной службе, дослужился до подполковника. В марте 1979 г. погиб в автомобильной катастрофе. Награждён орденами: Красного Знамени (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й ст.; медалями.

МОРГУНОВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

Родился 30 ноября 1918 г. в дер. Чернятинские Выселки (ныне Каширского района) Московской обл. Окончил 7 классов, школу ФЗУ. Работал слесарем одновременно занимаясь в аэроклубе в Ступино. В 1937 г. был призван на службу, в 1941 г. окончил Качинскую военную авиашколу, причём вместо 2-х лет проучился всего 8 месяцев. Моргунов служил на Дальнем Востоке лётчиком-инструктором. Имя этого блестящего воздушного бойца, трагически погибшего вскоре после войны, входит в первую десятку имён лучших советских асов. Свой первый боевой вылет Сергей Николаевич провёл на Кубани 7 апреля 1943 г., в районе станции Крымской, когда советские лётчики вели тяжёлые бои за превосходство в воздухе. Тогда же, в апреле, он открыл свой боевой счёт, сбив на Як-1 два Ме-109. За боевые успехи в небе Кубани он был награждён орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени. Вот что пишет в своей книге "В небе "соколы" лётчик-истребитель, однополчанин С. Моргунова, Герой Советского Союза А.Н. Ситковский: "Сергей Моргунов считался одним из лучших лётчиков в полку.

Он навязывал противнику воздушные бои, сбивал их или обращал в бегство. Успешно выполнял поставленные задачи и приводил машину на базу без повреждений. Сергей поражал врага с близких дистанций. Однажды, выполняя задание по разведке, обнаружил корректировщика Hs-126. Мгновенно приблизившись, прошил его огнём из пушки и пулемётов. Продолжая полёт, увидел стоявший на земле транспортный самолёт Ju-52. Прицелился и после нескольких очередей зажёг его. В небе Кубани Сергей Моргунов сбил 13 вражеских самолётов. В бою его надёжно прикрывал Фёдор Савицкий, способствовавший этим успешным действиям командира". Через год он провёл уже 200 боевых вылетов, в 60 воздушных боях лично сбил 12 самолётов противника. 1 июня 1944 г. лейтенант Моргунов был назначен комэском, а в конце августа командир 15-го Оршанского ИАП подполковник Исаков подписал его представление к званию Героя за 22 лично сбитых самолёта. На счету С.Н. Моргунова несколько особенно результативных боев: утром 26 октября 1943 г. он сбил Ю-87, Ме-109 и ФВ-190, 12 февраля 1945 г. - 2 ФВ-190, а 16 и 18 апреля на подступах к Берлину уничтожил по четыре ФВ-190 в одном вылете.

Лётчик обладал незаурядными способностями воздушного разведчика, неоднократно выполнял особо сложные задания командования по обнаружению войск противника. Всего ст. лейтенант Моргунов провёл за всю войну около 350 боевых вылетов и в 96 воздушных боях сбил 43 немецких машины. Среди сбитых почти все типы самолётов Люфтваффе: 3 Хе-111, Ю-88, 2 Ю-52, Ме-110, 2 Хш-129, ФВ-189, 3 Ю-87, 2 Хш-126, 10 Ме-109, 18 ФВ-190. Он воевал на Як-1, Як-7 Б, Як-9, Як-3. Сбит или подбит ни разу не был. В одном из воздушных боёв был легко ранен. Воевал на Северо-Кавказском, Южном, 4-м Украинском, 1-м и 3-м Белорусских фронтах. Герой Советского Союза (15.05.46). Награждён орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й ст., медалями, иностранным орденом. Капитан Моргунов погиб 19 июля 1946 г. при аварии во время тренировочного полёта. Боевые друзья привезли тело героя на его родину в Каширу и похоронили в городском парке. Трудящиеся города с глубокой скорбью проводили в последний путь своего прославленного земляка. 6 Ноября 1955 г. на улице Советской был установлен мраморный обелиск.

МУДРОВ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ

Родился в пос. Гулышек (ныне Балахтинский р-он) Красноярского края. Окончил 8 классов, а в 1938 г. - 30-ю военную авиашколу пилотов в г. Чите. Свою первую победу в воздушном бою Мудров одержал осенью 1941 г. Когда в конце 42-го 3-й гиап, где воевал гв. ст. лейтенант Мудров, был направлен под Сталинград, он был уже опытным лётчиком, командиром звена. Здесь только за один день, 28 ноября 1942 г., Михаил Мудров сбил 3 немецких самолёта: Ю-88, Ю-87 и Ме-109. За два с половиной года войны он воевал на фронтах: Карельском, Волховском, Воронежском, Сталинградском, Южном, Северо-Кавказском, 1-м Украинском; участвовал в самых напряжённых воздушных сражениях: под Сталинградом и на Кубани, под Курском и на Днепре. Особенно результативно Михаил Иванович дрался на Курской дуге, где только с 4 по 13 августа лично сбил 8 самолётов, а 12 августа вновь 3 стервятника в один день — 2 Ю-87 и Ме-109. В ходе боя 27 января 1944 г. самолёт Мудрова был подбит, раненный лётчик сумел посадить машину на лёд пруда у г. Погребище Винницкой обл. Потерявшего сознание пилота доставили в госпиталь, где он скончался 29 января 1944 г. Похоронен в г. Погребище. В своей части считался пропавшим без вести, что стало причиной отказа в присвоении звания Героя Советского Союза.

Гв. капитан Мудров "не вернулся с боевого задания" 27 января 1944 г., проведя к тому времени 420 боевых вылетов, сбив лично более 30 и в группе 7 самолётов врага. В то время он был в числе пяти лучших советских асов. Воевал на И-153, ЛаГТ-3 и Ла-5. В 1942 г. в воздушных боях был дважды ранен. Сослуживцы запомнили его исключительно целеустремленным, организованным в воздухе и несколько рассеянным, мягким по меркам военного времени человеком на земле. Возможно, этим объясняется то, что он был обойдён наградами, хотя во всех трёх наградных листах М.И. Мудров отмечен как "отличный лётчик-истребитель", грамотный и терпеливый наставник, умелый и расчётливый командир. Останки лётчика, числившегося без вести пропавшим, спустя полвека после войны были найдены у села Погребище Винницкой обл. Этому великому воздушному бойцу Указом Президента РФ 10 апреля 1995 г. было присвоено звание Героя России (посмертно медаль № 142). Он также в период ВОВ награждался орденами Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной воины 1-й ст. Именем Героя названы улицы в его родном селе, а также в райцентре Балахта и селе Чистое Поле Красноярского края, где жили с 1938 г. его родители, брат и сестра. Его имя присвоено средней школе в с. Светлолобово Новосёловского р-на. В Балахте и в Светлолобово установлены мемориальные доски.

Продолжение следует в части  30                http://proza.ru/2021/02/03/887


Рецензии