2. 4. Мастерская художника

      http://proza.ru/2021/02/26/572

      Как говорили близкие, при работе в мастерской, Костя был единственным, кому Иван Константинович разрешал находиться во время работы, — всем остальным домочадцам это было строго - настрого запрещено.

       Вот и сегодня Костя наигравшись, тихонько, чтоб не быть помехой, заглянул к деду в мастерскую. Обстановка мастерской отличалась исключительной простотой. Перед мольбертом стоял простой стул с плетеным камышовым сиденьем, спинка которого была залеплена довольно толстым слоем краски, так как Айвазовский имел привычку закидывать руку с кистью за спинку стула и, сидя в пол оборота к картине, оглядывать ее. Иван Константинович в этот раз стоял перед огромным полотном и внимательно смотрел на картину, над которой работал. Костя также тихо, как зашел, прошёл в мастерскую и сел на стул. Он посмотрел на картину и очень удивился, дед кистью закрашивал по средине полотна великолепную шлюпку с моряками, которые смогли спастись с тонущего судна! Еще вчера мальчуган любовался этим бушующим морем и шлюпкой посреди страшных волн. Айвазовский закрашивая кораблик незлобиво ругался:

- Ох, мне эти инженеры, утонет, утонет! – причитал великий мастер.

       Оказалось, всё просто, знакомый художника — опытный морской инженер объяснил мастеру, что невозможно на таком утлом суденышке спастись из такой бушующей стихии. Айвазовскому не очень понравилось замечание, но, как видим, на следующий день он все же решил убрать шлюпку с картины, чтобы быть ближе к реальности и оставил только штормовое море и беснующиеся волны.

        Костя хоть был ещё начинающим художником, но уже неплохо рисовал маслом и ему очень нравилась эта картина, на которой для передачи цвета волн и грозового неба дедушка использовал все оттенки голубого, синего и бирюзового.
На заднем плане картины просматривалось мрачное густо-синее небо, а передний план занимали переливчатые и бурлящие волны. Штормовой ветер отбивает волны друг об друга и на их гребне шипят пенистые перламутровые буруны.

       Мальчик встал со стула и походил по мастерской, с разных ракурсов рассматривая картину. Вода у дедушки, как и всегда, кажется живой и подвижной. Он приходил часто и смотрел как дедушка работает над ней. Весь холст Айвазовский вначале протер очень тонким, едва уловимым слоем краски, сильно разжиженной растворителями, так что после такой протирки сохранялась вся фактура крупнозернистого холста. Эта прописка не была подмалевком в том смысле, как мы понимаем первую прописку холста, так как в значительной части она сохранена в законченной картине в своем первозданном виде. После того как в ослабленном тоне (в полутоне) была выполнена вся картина, Айвазовский на следующем этапе работы углубил тонкими лессировками темные части картины и более пастозно прописал светящиеся гребни волн. Одновременно он энергичными ударами кисти прилепил косматые черные тучи на небе. Луч света, пересекающий по диагонали картину слева направо, едва уловим и выделен скорее более интенсивным цветом воды в местах, куда он падает, нежели тоновыми контрастами. Когда это было сделано, Айвазовский пастозным слоем краски проложил яркий свет на пенящихся гребнях волн и самые яркие цветовые пятна на них.

- Деда, эта картина мне очень нравится, мне кажется, что на ней самое красивое у тебя бушующее море, - не выдержал Костя, выдав в слух фразу, которая всё у него вертелась в голове, - я ходил по мастерской и в разных местах в зависимости от освещения, изображение меняется, волны окрашиваются то в серебро, то в синеву или светлый изумруд. Буруны на картине то исчезают, то вновь пузырятся и пенятся на гребнях волн. Красиво!

- Да, внучок, меня самого захватывает эта картина, но вот шлюпку написал неправильно, как видишь, и приходится переделывать.
- Только деда может так подбирать оттенки, - подумал Костик про себя.
- Дедушка, а как ты назовёшь эту картину? – спросил мальчик.
- Хотел, внучек, название связать со шлюпкой, с моряками, что – то «Спасение моряков в бурю», а сейчас, как ты видишь, нет ни шлюпки, ни моряков. Назову просто «Среди волн».

      В картине действительно мастерски изображена грациозная пластика и мощное движение разбушевавшейся стихии, уважаемый читатель, и если вы её не видели наяву, то при случае быть в Феодосии, обязательно побывайте в картинной галерее Айвазовского. «Мастер как будто исследует каждый изгиб волны, легкое кружево пены, и эта скрупулёзность не мешает ему изобразить живую картину, в которой все мелкие детали собраны воедино. Благодаря мастерству и гениальности художника мы можем любоваться животрепещущим и лирическим видом моря» («Музеи мира. Русские художники. Из описания картины).

- Ладно, дорогой, буду заканчивать на сегодня, завтра придут ребята к нам в школу, буду с ними заниматься. Хорошие должны вырасти художники!
- Деда. А у тебя есть немного времени, может ты мне расскажешь про Америку? – спросил Костя.
Продолжение следует http://proza.ru/2021/03/03/1195
(Полностью можно прочитать в Литрес, набрать Александр Смольников)


Рецензии
Очень интересно.
С уважением,

Ева Голдева   10.02.2022 15:56     Заявить о нарушении
Спасибо, Ева!

Александр Смольников   11.02.2022 08:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.