Проститься с религией. Как? часть 3

Мы чувствуем то, что чувствуем.

Как сложно оставить религию в прошлом…
Можно перестать посещать собрания, избавиться от книг, обрести новые убеждения. И все-таки порой так сложно преодолеть влияние, которое она оказала когда-то.

Когда я думаю о прошлом , то испытываю самые разные чувства: отчаяние, злость, бессилие, радость, благодарность… Иногда мне хочется с горечью спросить: «Почему?», а иногда — обнять и сказать: «Спасибо!»

Я убеждена, что по-настоящему отпустить прошлое и идти дальше возможно. И для этого обязательно нужно разобраться во всей этой сумятице эмоций.

Я благодарю мою — теперь уже прежнюю — церковь, за поддержку, которую она оказала моей семье в трудные времена. Мне особенно запомнилась фраза, прозвучавшая тогда, на похоронах: «Горе пришло, но жизнь продолжается!»

Покинуть религию — это горе. Не важно ушли ли вы по собственной воле или оказались изгнаны — в любом случае вы теряете нечто важное: чувство принадлежности к определенной группе людей, определенному обществу, чувство братства.

Есть песня, в которой поется: «Абхазия — моя страна!» - во время отдыха в Абхазии я слышала ее не один десяток раз, и на мои глаза наворачивались слезы. Я безумно тоскую по чувству принадлежности и огромного дружного братства, которое давала мне моя религия. Даже если оно и было иллюзорным, чувств, которые эта иллюзия вызывала были настоящими.

Я приглашаю вас оглянуться назад и быть честными с собой в том, что вы чувствуете. Позвольте себе самые разнообразные чувства: радость и горе, гнев и отчаяние, надежду и разочарование. Никто лучше вас не знает, что чувствуете именно вы. Не осуждайте себя. Позвольте себе прожить эти чувства.

Пока вы замораживаете их — вряд ли получится сдвинуться с мертвой точки. Чувства  это тот багаж, который вы не можете просто оставить в церкви, потому что это — часть вас. Но будучи за дверями, вы можете открыть этот чемодан и, внимательно рассмотрев каждую вещь, оставить себе лишь то, что вы действительно хотите.

Важно понимать, что чувства нельзя «выкинуть» умозрительно. Нельзя просто сказать: «Значит так, я выбрасываю гнев, тоску, печаль, отчаяние и т. д.» А вот проплакать печаль — можно. Когда мы выражаем чувства, выплескиваем их наружу, они перестают мучить нас изнутри. Важно, конечно, соблюдать «технику безопасности», т. е. позаботиться о том, чтобы выражение чувств было безопасным для вас и других людей.


Рецензии