Колун

Перечитывая Хармса, я вдруг столкнулся со словом «колун», и мне  представился инструмент, знакомый по моему раннему детству, и с тех пор забытый. Это была тяжелая ржавая железка клиновидной формы; в основании клина имелось сквозное отверстие, в которое была вставлена длинная деревянная ручка. При колке дров отец брался за ее конец двумя руками, размахивался из-за спины, как персонаж картины Фердинанда Ходлера «Лесоруб», и острием колуна наносил удар по торцу  кругляша, отпиленного от полена. Если высота кругляша была выбрана не слишком большой, - так, чтобы она соответствовала прочности полена на разрыв вдоль волокна, колун его раскалывал на чурки; в противном случае колун отскакивал, не врезаясь в древесину, так как угол при вершине его лезвия был велик – до тридцати градусов. В этих случаях приходилось прибегать к  зубилу большого поперечного сечения, имевшему тонкое и острое лезвие; его без труда вбивали в древесину на такую глубину, чтобы оно  фиксировалось в вертикальном положении, а затем по его затыльнику  били обухом колуна, используя его, как молот. Такая технология требовала большой сноровки, так как удар обухом должен был приходиться точно по центру зубила, и вообще была хлопотна, - нужно было использовать два инструмента.
Поэтому колун  постепенно был вытеснен более совершенным инструментом – топором. Во-первых, так как он гораздо  легче, им можно орудовать одной рукой. Во-вторых, топор имеет острое лезвие, легко входящее в древесину;  если топор кругляша не расколол, и он напрочь в ней застрял, силу удара можно значительно увеличить, если, оторвав кругляш от земли, его опрокинуть, и обухом топора, оказавшимся снизу, с силой ударить о  какую-нибудь твердую опору; от этого редкий кругляш пополам не расколется. Я, например, много дров переколол, но колуном никогда не пользовался, и давно не видел, чтобы его применяли другие.
«Колунами» называют злобных и тупых мужиков; думаю, что в современном обществе их ждет та же судьба: они выйдут из употребления.
                Ноябрь 2020 г.


Рецензии