Три буквы-2

В последние годы учёбы в мединституте я мечтала о специализации по эндокринологии – уж очень мне хотелось быть знатоком работы органов внутренней секреции. После прохождения интернатуры в эндокринологическом отделении Барановичской районной больницы поняла – а не очень-то я этого и хочу!
 
Каких-либо видимых причин отказа от своей мечты у меня не было. Заведующий отделением, Владимир Иванович Волчек, всегда давал мне лестные характеристики и часто приводил в пример коллегам, качество ведения медицинской документации мною, начинающим доктором.

Впоследствии, работая участковым врачом, иногда встречала в амбулаторных карточках подробные выписные эпикризы (греч. – суждение, решение) из эндокринологии, написанные убористым почерком. Каждый раз, видя свои записи, я сразу же вспоминала «бородатый» медицинский анекдот:

– И какой же дурак назначил Вам такое лечение?

— Так это же Вы, доктор!

Об этих объёмных эпикризах я вспомнила спустя восемь лет, работая председателем врачебно-консультационной комиссии (ВКК) Барановичской городской больницы. В функции ВКК входило, помимо прочего, предварительное определение признаков стойкой утраты трудоспособности пациента.

По правилам, действующим в то время, претендент на установление группы инвалидности, подлежал осмотру врачами всех специальностей. Вот именно тогда, изучая амбулаторные карты «кандидатов в инвалиды», я и поняла, что выражение Антона Павловича Чехова, «Краткость – сестра таланта», не всегда имеет право на жизнь.

Буквально в самом начале работы экспертом, разбирая запись, внесённую в амбулаторную карту пациента врачом-неврологом, я прочитала следующую фразу: «чмн – без патологии».
 
В записи специалиста, обладавшего «каллиграфическим» почерком, буква «м», была разделена на две: «л» и «е».
 
— Странно, – подумала я, – как правило, неврологи начинают описание состояния здоровья пациента, с оценки его сознания. Какая-то, совершенно непонятная, последовательность осмотра: обычно диагностика болезней, связанных с нервной системой, начинается с головы!

 Я отложила амбулаторную карту в сторонку, дождалась прихода на заседание ВКК заведующего неврологическим отделением поликлиники и попросила его «расшифровать» запись.

— Черепно-мозговые нервы – без патологии, – бодро прочитал двусмысленную аббревиатуру руководитель структурного подразделения.

Мысленно улыбнувшись, я не стала слушать дальнейшего декодирования дневника врачебного осмотра.
 
Не радовали подробными записями в амбулаторных картах врачи-хирурги. Они, как правило, писали: «Хир. заболеваний не выявлено». Прочитав подобную отметку-отписку в медицинской документации пациента и выявив патологию в ходе осмотра ВКК, я мысленно сквернословила.
 
В очередной раз, определив у пациента хирургическое заболевание, пригласила на заседание комиссии хирурга, учинившего традиционную лаконичную запись. Совместно осмотрев больного и направив его на дополнительное обследование, я указала врачу на допущенный им «ляп» и, не сдержавшись, прокомментировала его запись:

— Вы бы, коллега, в этом коротком первом слове, заменили бы вторую буковку! Чтобы было понятно, что Вы ограничились локальным осмотром только паховой области!

 Наука подействовала: амбулаторные хирурги начали подробно описывать результаты врачебного осмотра. Хуже обстояли дела со стационарными врачами, работавшими в поликлинике по системе чередования: они относились к «трудностям переходного периода» философски, считая дни до «дембеля» – возвращения в больницу, к операционному столу.
 
Именно в годы работы экспертом, ко мне пришло осознание того, чем отличаются хорошие доктора от других представителей этой профессии (последнее невнятное выражение – следование принципам медицинской этики).
 
«Хир. заболеваний не выявлено», «Неврологический статус – без особенностей», «Терапевтически – здоров», – такие записи многое говорят о квалификации врача. А если подобные пометки дополняются ещё и устными заявлениями: «Моего здесь ничего нет!», всё становится на свои места.

Квалифицированный врач всегда найдёт патологию, возможно, начальные проявления болезни, относящейся к его компетенции; выполнение пациентом своевременных рекомендаций и советов опытного доктора, в большинстве случаев, позволит предотвратить дальнейшее развитие заболевания.

В графике работы заместителя главврача по экспертизе временной нетрудоспособности был предусмотрен, так называемый, профилактический день. Он использовался для посещения промышленных предприятий города с целью ознакомления с условиями труда работников; контроля работы здравпунктов; изучения уровней заболеваемости с временной нетрудоспособностью, производственного травматизма и т.д.

 В один из таких дней, возвратившись с заседания инженерно-врачебной бригады завода автоматических линий, я занялась «бумажными» делами, которых было великое множество. Для решения неотложного экспертного вопроса в кабинет зашла Татьяна Владимировна Стецко, заведующий терапевтическим отделением поликлиники. Приняв решение по интересующему коллегу вопросу, перешли к обсуждению «текущего момента». Нам было о чём поговорить: мы с Татьяной были дружны ещё со времён работы участковыми терапевтами.

Неожиданно дверь распахнулась. В кабинет буквально ворвался невролог М., автор «интересных» записей в амбулаторных карточках и коронной фразы: «Моего здесь ничего нет!»

— Я так больше не могу, Нелли Гавриловна! – с навернувшимися на глаза слезами, произнёс доктор.

— Что случилось, Иван Борисович (имя и отчество – изменены)? – поинтересовалась я.

– Да он, заведующий отделением, послал меня на три буквы! – эмоционально ответил «гонец».

— При каких обстоятельствах это произошло? – вошла я в роль третейского судьи.

— Он проверил амбулаторные карточки с приёма, вызвал меня и перечислил выявленные недостатки в моих записях. Я пытался ему что-нибудь объяснить, а он – послал меня! – тоном обиженного школьника, повторил пятидесятилетний «курьер».

— Жаль, что я – не мужчина, а то давно бы это сделала! Вечно ты «отгребаешься» от больных, как курица лапой! – подумала я о разобиженном коллеге, внутренне соглашаясь с направлением откомандирования доктора, предложенным его руководителем.
 
С большим трудом мне удавалось сохранять серьёзное выражение лица. Собрав последние усилия, задумчиво произнесла:

— А почему Вы, Иван Борисович, решили, что Вас направили именно на эти три буквы – ВКК?

Татьяна Владимировна и Елена Борисовна, секретарь комиссии, присутствовавшие при разговоре, одновременно прыснули со смеху.

Обиженный «начальством» врач, не получивший сатисфакции, поспешно удалился из кабинета.


Рецензии
Добрый день, уважаемая Нелли! Спасибо за интересный со смешными моментами рассказ! А еще почерк многих врачей ужасно коряв, вот и прочесть его без искажения понятия бывает невозможным.
С уважением и теплом,

Людмила Каштанова   02.04.2023 13:44     Заявить о нарушении
Добрый день, уважаемая Людмила!

Искренне благодарю за отзыв!

Издержки врачебной профессии - необходимость много писать; по этой причине разобрать почерк стажированных врачей чрезвычайно сложно.

Мне приходилось много работать с медицинской документацией; я начинала с "расшифровки" диагноза, а затем "плясала от него".

В большинстве случаев мне удавалось разобраться с "нечитабельным" врачебным почерком.

С улыбкой и теплом.

Нелли Фурс   03.04.2023 14:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.