По-прежнему поют соловьи

Фронтовые дороги Великой Отечественной войны. Сколько человеческих судеб оставили  свой след на этом монументальном полотне. Лейтенанту Ф.С. Ковтуну, добровольцем ушедшему на фронт в первые дни войны, досталась горькая пыль дорог во время отступления под натиском фашистской орды, сладковатый запах полевых цветов освобождаемых от  гитлеровской нечисти просторов любимой страны. Война катилась по стране кровавыми жерновами. В этом аду самыми дорогими для воина были весточки от родных. По фронтовым  дорогам не все письма от жены Галины Павловны Протас, эвакуированной вместе с полуторагодовалой дочерью Валентиной в Казахстан, по различным причинам доходили до адресата. Федор Сергеевич по этому поводу писал:
— Здравствуйте, Галина и Валюсик!
Сегодня исполняется более месяца, как я не получал от Вас писем и в течение этого времени не писал Вам. Возможно, Вы и писали мне, но я в такой обстановке ни получать, ни писать писем не мог.
Ну, как вы живете, как у тебя, Галина, работа? А за Валюсей кто ухаживает? Детские ясли она посещает или нет? Ты писала, что она ходила в колхозные детские ясли. Наверное, смуглая стала, как казашка. А как у нее с произношением звуков. Я при всем своём желании в этом отношении помочь ей не смогу. Вся тяжесть содержания и воспитания ложится на тебя. В одном из писем ты написала, что Валюся просит, чтобы я привез ей конфетку. Ну что ж, доченька, когда приеду, то обязательно твою просьбу не забуду и конфетку привезу. Сначала только разобьем немецкую банду, а потом вернусь — и привезу. Договорились, дочка? Ну, безусловно, не забуду и твою маму. Насколько мне известно, она бы тоже не отказалась от сладостей. Вспоминается, покупала их во время получки. И ассортимент был — будь здоров! Да! Есть, что вспомнить во время свободного раздумья, когда нет выстрелов и сидим в блиндаже. Правда, такого времени не очень много, потому что вообще-то на раздумья времени остается мало.
Ну, о себе писать не буду: война — есть война!
На этом заканчиваю, вызывают к телефону. Обрати внимание на мой новый адрес.
Ваш Федор Сергеевич.
29.10.1942 г.
В минуты раздумий вспоминался Федору Сергеевичу родительский дом в Черниговке, из которого уехали на заработки в Ростов в период Великого голода отец и двое старших братьев Федора,  а возвращаясь в 1933 году, были убиты бандитами. Мама Анна Ивановна с трудом пережила это горе, все делала, чтобы остальные четверо детей — Дарья, Павел, Федор и Алексей — получили образование, прочно встали на ноги, жили и работали в родных местах. Взаимная любовь двух педагогов Федора Сергеевича Ковтуна и Галины Павловны Протас стала основой будущей семьи. Преподавателя украинского языка Ф.С. Ковтуна, активного общественника, выделяющегося в учительской среде своими знаниями и организаторскими способностями, назначают секретарем Черниговского райисполкома. Он всецело окунулся в работу. 25 марта 1940 года в семье Ковтуновых рождается дочь Валентина. Перед самой войной Федор с семьей и матерью Анной Ивановной сфотографировался у местного фотографа. Застыло навсегда счастливое время, которое стало одним из самых дорогих сердцу настоящего мужчины. Война нарушила рабочие планы и надежды семьи. После переподготовки в Кривом Роге лейтенант Ковтун принял под командование взвод артиллеристов. Заботливым наставником и другом стал бывший учитель для своих подчиненных.
— Когда все хорошо, то и пасмурный день кажется солнечным, возникает желание поделиться своими впечатлениями. Здесь, на фронте, могу разделить такие минуты только с боевыми друзьями. Ближе у меня здесь никого нет. Успехи и неудачи переживаем вместе ...— пишет он 11 ноября 1942 года. — Но личными чувствами делиться с ними не могу. И где-то глохнут они и теряются в какой-то бездонной внутренней пропасти, постепенно застывают, как кратерная лава, и оттаивают частично только тогда, когда получаю письмо, написанное красивым почерком от тех, кто ждёт меня здоровым вернуться к ним после войны ...
Ну, все, писать кончаю, некогда. Сейчас бросим несколько "огурчикив" на завтрак немецким шакалам.
Федор Сергеевич очень любил жену и дочь, верил в победу, в счастливую будущую жизнь. Военная кампания февраля-марта 1943 года привела к освобождению огромной территории в 480 тысяч км2, был восстановлен контроль над двумя важными водными артериями — Волгой и Доном. Вермахт понес огромные потери: около 1,2 млн человек. Именно в этот период беспрерывных боев за родную Украину пишет гвардии лейтенант короткие письма родным.
— Добрый день, а может вечер. Вчера получил письмо, которое Вы писали 19.01.1943 г. Спасибо, что теперь я в курсе вашей жизни. Что же, Галина, поделаешь — трудности придется переживать. Возможно, они отразились и на физическом развитии нашей Валюси. Все, что возможно, исправим, как рассчитаемся с Гитлером. А уже это время недалеко. О наших успехах посылаю тебе вырезку из газеты. Слушай радио. Уже ряд городов Украины в наших руках.
О себе. Живой и, как видишь, вполне здоров. Скорее бы весна. Это письмо пишу в шалаше. А на дворе метель. Согревают мысли о предстоящей встрече. Она не за горами.
Ваш Федор.
2.02.1943 г.
Как тут  не вспомнить: "Бьется в тесной печурке огонь./ На поленьях смола, как слеза./ До тебя мне дойти не легко,/ А до смерти четыре шага." А через два месяца тоска по родным смешивается с радостью от прихода весны:
— Как у вас весна, развернулась? У нас она цветет, прилетело много птиц, даже запевает соловей, который напоминает о чудесном, и теперь таком далеком, прошлом. Помню украинские весны, потому что есть за что. Целую обеих. Ваш папка.
22.05.1943 г.
В конце сентября советские войска в нескольких местах форсировали Днепр и захватили 23 плацдарма на его правом берегу. В этих тяжелых боях участвовали и артиллеристы 37-й армии. Героически сражался в её составе и Ф.С. Ковтун с товарищами. Им приходилось отбивать десятки вражеских атак. Многие подразделения проявляли чудеса боевого героизма. Так, командир артиллерийского дивизиона 5-го гвардейского воздушно-десантного полка 10-й гвардейской воздушно-десантной дивизии 37-й армии гвардии капитан Георгий Ильич Глебов отличился при форсировании Днепра в ночь на 1 октября 1943 года, 5-13 октября отразил 15 вражеских атак, уничтожил 10 танков и свыше 400 солдат  и офицеров, а 14 октября прямой наводкой уничтожил 6 танков и 2 САУ, за что ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Равняясь на этот дивизион, сражались артиллеристы Ковтуна. Характерны два сообщения в фронтовой газете короткой строкой под общим заголовком "С передовых позиций". Корреспондент А. Кравчук писал:
— Орудия Героя Советского Союза Глебова за день уничтожили одну артиллерийскую пушку, три автомашины с грузами и до 15 гитлеровцев.
А его товарищ по редакции Я. Гунин в своей заметке сообщал:
— Орудие командира взвода Ковтуна, находясь на прямой наводке, разбило вражескую машину с боеприпасами и одну противотанковую пушку врага.
Осенью бесславно отступали по украинской земле гитлеровские вояки группы "Центр", и Ковтун пишет:
— Добрый день (а может вечер). Я жив и вполне здоров, чего и Вам желаю, Галина и моя Валюсик.
Я ныне нахожусь в одной из областей Украины. А это после дремучих лесов и непролазных болот, где долгонько пришлось находиться, куда лучше.
Правда, перед нами стоит еще большая задача, так как еще и половины Украины от кровопийцев не освобождено, но воевать на родной земле как-то лучше — как-будто уже дома.
Сегодня по радио информбюро сообщило, что наши войска заняли отдельные районы Запорожской области. Так что, наверное, скоро наша родина будет освобождена, и вы будете иметь возможность переписываться с бабушками.
Будьте здоровы. Целую Вас обеих.
17.09.1943 г.
Весна, которую так ждала душа гвардии офицера, истосковавшегося по любимым жене и дочери, наконец-то пришла, но вместе с новыми боями и испытаниям. Уже далеко позади остался родной Днепр, впереди были Раздельная, Слободзея, Тирасполь. В начале февраля коллеги по Черниговскому райисполкому написали Федору Сергеевичу письмо, рассказали, о  том, что Черниговка почти полностью разрушена, только в колхозе Буденного сожжено 70 дворов. Среди расстрелянных фашистами активистов был и Иван Демченко, друг Ковтуна, до войны работавший в дорожном отделе райисполкома. Сетует в письме к родным Федор Сергеевич о том, что "разрушена милая Черниговка". А далее снова звучит: "Гоним немца. Местами он когтями цепляется, но всё это бесполезно". 6 февраля Ковтун пишет:
— Здравствуйте Галина, Валя! Привет мамочке и всем. Сегодня, 6 февраля 1944 года я получил от вас сразу два письма и узнал, что вы находитесь в Токмаке.
Я сочувствую и полностью разделяю то большое несчастье и горе матери, потерявшей двух сыновей. Да, ребята были хорошие, жаль обоих.
Ну, а, по сути, что делать. На этом еще не закончатся потери. Еще во многих семьях не досчитаются близких. Фашистский зверь смертельно ранен, но еще не добит и в смертельных судорогах еще может продолжать убивать. Но смерть его уже недалеко.
И мы опять будем выстраивать свою жизнь. Вечная слава тем, кто героической смертью пал, защищая свою Родину...
8 апреля 1944 года 6-й гвардейский стрелковый корпус 3-го Украинского фронта под командованием генерала Г.П. Котова развернулся  фронтом на запад. Его 195-я дивизия получила задачу наступать к Днестру, выходя на рубеж прибрежных сел Слободзея (русская), Чобручи (левобережное). В ночь на 11 апреля после удара артиллерии по позициям врага началась атака. Сразу же быстро пошли вперед на правом фланге 604-й и 573-й полки. На рассвете их передовые подразделения ворвались в Слободзею, первыми в корпусе и во всей 37-й армии достигли берега Днестра. Сотни жителей Слободзеи выбежали на улицу встречать воинов-освободителей.
— За освобождение села Слободзея (молдавская) бои вела 20-я гвардейская стрелковая дивизия. Пробившись за Днестр, она заняла высоты около села Копанка, — вспоминает бывший командир 89-го стрелкового полка В. Орехов. — На этом участке  завязались тяжелые бои. Противник оборонялся неистово. В бой за Копанку вступили части 10-ой гвардейской и 195-ой стрелковой дивизий. Общими усилиями названных соединений Копанка была освобождена. Самые тяжелые бои были на плацдарме на правом берегу у Чобручей. Наши части "зацепились" за весьма маленький клочок прибрежных плавней. Фашистские танки стремились раздавить смельчаков, но им мешали осуществить замысел вековые дубы и клены, образовавшие на этом участке широкую рощу.
Когда танки отходили, вступала в действие артиллерия врага. От разрывов мин и снарядов земля становилась дыбом. Там и тут в реке поднимались  фонтаны воды. И все же наши гвардейцы выстояли, не отступили, хотя несли ощутимые потери.
Героически отражал атаки врага и артиллерийский взвод гвардии лейтенанта Ф.С. Ковтуна. Была в том теперь уже далеком 1944 году весна дружной и солнечной. Вскоре грязь просохла, начали мелеть реки. Зацвели сады, но взводу Ковтуна, как и другим воинским подразделениям, особо не приходилось любоваться природой. Отбивая  наскоки врага, запасались боеприпасами, ремонтировали вооружение и технику, шла подготовка к новым наступательным боям. В одном из боев Федор Сергеевич был ранен в ногу и отправлен в госпиталь, расположенный в Одесе. Отсюда после операции он пишет письма домой. Вот одно из них:
— Здравствуйте Галина и Валя!
Привет из Одессы! Я написал вам несколько дней назад, сегодня — второе письмо. Главное, за меня не беспокойтесь. Лечусь я при санатории им. Чкалова. Материальные, природные условия и врачебный уход хорошие.
Правда, полюбоваться в полной мере природой я пока не могу. Разве что из окна. Все 24 часа лежу. Моя палата на втором этаже и поэтому прекрасно вижу Черное море. За окном слышу пение соловья, городскую музыку, пение рыбаков и молодежи.
Иногда всматриваешься в море и слушаешь, как оно бурлит волнами, пока не заснешь под эту волшебную музыку с хорошими мыслями, но достаточно одного движения — тогда дает о себе знать рана на ноге, прерывается хорошее настроение, сон теряется. И это до тех пор, пока не успокоится снова нога.
Лежачих здесь много, читаю книги, газеты и думаю о вас. Это когда с ногой все в порядке, а разболится — не до этого. Хочется многое вам сказать, когда встретимся.
Ну, на этом все. Целую.
16.V.44 г.
Уже в госпитале узнает гвардеец, что "за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками" награжден орденом Отечественной войны второй степени, как свидетельствует выданное ему временное удостоверение №640770. Еще не совсем долечившись возвращается лейтенант к боевым друзьям. В конце июля Ф.С. Ковтун снова в строю. Бойцы его взвода участвуют в работах по созданию широкой сети траншей полного профиля, убежищ и укрытий, в которых сосредотачиваются войска и техника. Землю в то лето копали так, как никогда раньше. Идет активная подготовка к Ясско-Кишиневской операции. За землянкой и траншеей взвод ухаживает с любовью, днище и пол посыпали песком, стены обшили камышом и жердями, у землянки разбили клумбу. Часто делился своими мыслями о будущем лейтенант с бывалым воином Виктором Ильиным. Уже ощущалось дыхание Великой Победы. И невольно мысли переносили офицера в день будущий, когда он сможет обнять жену и дочь. Но не суждено было сбыться мечтам и надеждам. В результате скоротечного боя 16 августа Ф.С. Ковтун был тяжело ранен. Вот что пишет об этом В. Ильин жене своего командира:
— Сообщаю, хотя известие это горькое и для Вас, и для нас, что товарищ Ковтун Ф.С. — наш лучший друг и боевой товарищ, в жестоком бою с немецким полчищами 18 августа 1944 года погиб смертью храбрых. Был тяжело ранен. Он скончался по пути в госпиталь. Похоронен на берегу Днестра около села Леонтина (Леонтьево) МССР.
Он имел две Правительственный награды. Орден "Отечественный войны" 2-й степени. Извещение и награды вам высылали. Это был мой командир и храбрый воин. Крепко жму Вашу руку. Боец Виктор Ильин.
В семье учителей Лавровых Алексея Федоровича и Валентины Федоровны (дочери Ковтуна) долгие годы как самые святые реликвии хранились письма с фронта гвардии лейтенанта Федора Сергеевича Ковтуна, погибшего 18 августа 1944 года. Его жена Галина Павловна Протас после смерти супруга так и не вышла замуж, всю жизнь пыталась найти могилу мужа, но ушла в мир иной, так и не осуществив заветного желания.
Его дочь Валентина Федоровна, рассматривая их семейную фотографию, на которой ей чуть больше года, часто невольно беседовала с отцом. Ведь письма Федора Сергеевича с фронта раскрыли ей величие души отца, мужа, сына, педагога, его любви к Родине и близким.
Отчаявшись найти сама место захоронения отца, В.Ф. Лаврова (Ковтун) передала драгоценный дар — фронтовые треугольники писем — своей внучатой племяннице Лидии Васильевне Стрижеус, которая работает много лет директором Черниговской средней школы "Надежда", что находится в Черниговском районе Запорожской области. В результате поисковой работы, участия главы госадминистрации района и г. Слободзея С.А. Дилигула, военкома района В.Л. Татарчука, в нынешнем мае дочь Ф.С. Ковтуна Валентна Федоровна и её внучатые племянницы Л.В. Стрижеус и В.В. Стародубцева нашли место захоронения воина-освободителя и побывали на его могиле на Мемориале Славы в г. Слободзея. Обряд отпевания и беседа в госадминистрации района и г. Слободзея состоялись 8 мая. А на следующий день во время митинга в Слободзее, посвященном Дню Победы, потомки Ф.С. Ковтуна преподнесли госадминистрации района и г. Слободзея каравай и горсть земли из его родной Черниговки, а также кусты калины — символ Украины. Письма Ф.С. Ковтуна в оригинале и копиях были переданы  историко-краеведческому музею г. Слободзея.
Так еще одна судьба воина-освободителя стала близка слободзейцам. Мы благодарны тебе, Федор Ковтун, за ратный подвиг, твоё имя на гранитной плите Мемориала Славы в Слободзее теперь наполнено новым героическим содержанием и навсегда останется в народной памяти. Цветут весной рядом с мемориалом, где покоится прах героя, любимые  Ф.С. Ковтуном каштаны и выводят по-прежнему свои трели соловьи. Жизнь, ради которой сражался воин, продолжается.

О. НАСТАСЕНКО.
Использованы документы и фото из архива семьи Ф.С. Ковтуна.


Рецензии
Добрый день, уважаемый Олег!
С интересом прочитал твой рассказ в письмах Ф.С.Ковтуна. В нашей семье не сохранились к сожалению письма с фронта наших семейных Героев. Остались пожелтевшие фронтовые фотографии и то не от всех двоюродных братьев отца и родных братьев моего деда Ходанова Василия Егоровича.
Неистребимой верой в Победу над врагом веет от этих фронтовых строк, обожженных войной.
поздравляю с выходом в финал. Это большая честь. Сам знаешь, как много было претендентов-участников. Рад за тебя!
Искренне рад нашему знакомству!
С пожеланиями новых творческих успехов,
Николай Мильшин (Ходанов)

Николай Ходанов   08.05.2021 15:19     Заявить о нарушении