Белкин сюжет

Часть 1.
Когда-то вокруг города-крепости стояли деревни и сёла (вокруг Царевококшайска на реке Кокшага). Потом городок стал разрастаться и деревни входили в черту города и становились микрорайонами, но жители, ещё помнящие старину так и называли новые микрорайоны по названию деревень: Кожино, Гомзово, Ширяйково, Карпово… и так далее. Это как в Москве – Черёмушки, Бутово и так далее.
Резко и быстро вырос город во время войны (ВОВ 1941-45 г.). потому что в город приехали эвакуированные заводы, с рабочими людьми: два военных и ещё два или три других: оптика, электроприборный… Для того, чтобы поселить людей эвакуированных, рядом с заводами целый микрорайон был построен. Он так и называется до сих пор – Заводской район, это на краю города.
В мирное время, после войны построили большой стадион, «Дружба» назвали, потому что люди, приехавшие с заводами, были из разных народов: и из Белоруссии, и с Украины, а тут ещё и немцы поволжские, тоже эвакуированные с Волги с района Сталинграда.
Рядом со стадионом, было раньше, до революции, при Царе, село на холме, где наверху холма стояла Церковь, большой круглый Храм. Церковь взорвали и от неё осталась ограда, кованная из железных прутьев, отделяющая улицу Заводскую и весь район заводской. Так как город расстраивался в эту сторону, то вся территория вокруг бывшего сельского Храма и прицерковного кладбища, засаженная деревьями, - превратилась в городской парк. От снесённого Храма оставался большой круглый фундамент, пол внутренний. Эта площадка, ровная и большая, была заасфальтирована, и эту площадку использовали как сцену во время праздников и гуляний в парке: ставили ёлку на Новый год, устраивали концерты на первое мая и на девятое. Из досок строилась временная сцена под крышей на случай дождя. По «иронии судьбы» назван был этот парк – «Парк Победы».

(По версии автора: «победа над старой жизнью» - на месте Храма танцы и концерты, а в углу к стадиону ближе, построили ДК имени Ленина, о победе в войне вообще никакого упоминания долгое время не было ничего. Когда копали под фундамент стройки, стали находить могилы и вытаскивали кости и черепа людей, похороненных тут священников).

Рядом с площадкой, в середине же парка росли большие деревья боярышника. Тут стоял дом для священника и боярышник рос вокруг него. Дома давно не стало, а деревья разрослись большим кругом: стволы, как колонны, а кроны переплелись ветками между собой. Это было интересно для детворы – штук 30 деревьев, стоящих вкруг – можно было лазить по веткам с дерева на дерево. Боярышник крупный и вкусный, который рос ещё при Царе. Тут же рядом деревья стояли в ряд, - видимо, был здесь длинный дом-трапезная Храма круглого.
За парком в другую сторону холма, ещё оставался частный сектор, - дома с четырьмя сотками земли под огороды. А вокруг, с обеих сторон уже строились дома кирпичные, квадратными кварталами, четырёхэтажки, и внизу холма был построен первый дом в 9 этажей с лифтом, прямо через дорогу от стадиона, на углу, - мальчишки ходили на лифте прокатиться, тогда это было новостью.

Решили строить ДК ещё в конце 1960-х годов. Стали копать глубокий котлован и успели построить фундамент, когда, вдруг, грунтовые воды затопили все подвалы. И лет на десять стройку заморозили. Так что школьники лазили по подвалам стройки и играли там в свои игры – в «войнушку». ДК имени Ленина построили только в конце 1970-х, в 1977 году.
«Парк победы» был ещё совсем не благоустроен, дорожки были грунтовые, между деревьями, как в лесу всё было поросшее кустарниками. Вот там и был игровой уголок мальчишек. В этом же парке, прячась в кустах или в густых кронах деревьев мальчишки курили сигареты, играли в карты на деньги, в «очко», и так далее. А вечерами, парни постарше совершали ограбления прохожих, поскольку на весь парк было два фонаря около «концертной площадки.
И я был ещё маленьким, учился в начальных классах (в первом или во втором), когда при перебежке в парк машина сбила насмерть Мансура, нашего товарища.


Часть 2.
Детство всегда и всеми вспоминается как сказочное время, - «когда деревья были большими», как в одноименном фильме. Так и мне часто видятся яркие детские события.
- Федя, дай пас – кричит мне Толяба, парнишка из соседнего дома. Это, помню, как мы играли в хоккей в проходе между торцами домов, из двора на дорогу к школе. Тут всегда намерзал лёд, с крыш обоих домов капала и стекала вода, намерзая толстым слоем. И чтобы не ходить далеко на школьный каток, мы играли в хоккей рядом с домом: а что – неширокий проход, шагов пять-шесть детских, и с обоих сторон стенки. Как хорошо, как здорово это было! Играли до темноты. Приходишь домой усталый, мокрый, извалявшись в снегу на льду, - но довольный и счастливый. Такие незабываемые счастливые минуты из своего детства может вспомнить каждый из своей жизни.
Но наша память возвращает нам, как в калейдоскопе, не только яркие звездочки, но и темные треугольники, квадраты и круги. И мы вспоминаем не только всё хорошее, отпечатанное ярким пятном в нашей памяти, но и плохие грустные события.
Мы всегда играли в ближайшем парке, а до него надо было перебежать дорогу с быстрым движением машин. Тогда нас было трое: Толяба, я и татарин, Санька «Мансур». Перебежал первым Толяба, за ним, перед самой машиной, перебегали дорогу мы с Мансуром.
Я успел проскочить, а Мансура сбила машина. Его откинуло на середину дороги, а встречная машина передним колесом переехала ему грудь и затормозила со скрипом и визгом. Это было ужасно. Было страшно, так, что я застыл на месте. Толяба первый опомнился: он схватил меня за руку и потянул в парк: «Федя, бежим!».
Машина, сбившая Мансура, остановилась, скрипя тормозами сразу же. Остановилась и другая встречная, так что Мансур лежал у заднего колеса под этой машиной, которая переехала его по груди передним колесом, она протащила тело по асфальту задним колесом, которое не крутилось, а скрипело, оставив тёмный след. Я опешил, глядя на все что случилось на моих глазах, стоял застывший, пока меня не взял за руку и не потянул Толяба.
Тогда мы убежали в глубину парка и спрятались среди деревьев и кустов. Ходили до вечера потом в других окрестных дворах. Рассказывали друзьям и знакомым, что Мансура сбила машина. Но домой все-таки надо было возвращаться. Нас тогда на другой день нашли в школе. Приходил милиционер, расспрашивал…
Это только одно из всех ужасных событий, которые произошли в моем детстве. Были и другие.
   


Рецензии