Мстислав Добужинский поэт серебряного века 2021-2

   66. МСТИСЛАВ ДОБУЖИНСКИЙ (1875-1957). Мстислав Валерианович Добужинский родился в Новгороде в семье артиллерийского офицера. Его семья принадлежала к старинному литовскому роду. Гимназию будущий поэт окончил в Вильно, затем с 1895 по 1899г. учился на юридическом факультете Петербургского университета. Серьёзно увлекался изобразительным искусством. Оформил несколько десятков книг, среди которых сборники Ф.Сологуба, Л.Зиновьевой-Аннибал, А.Ремизова, В.Иванова, Г.Чулкова, С.Ауслендера; русских и зарубежных классиков - Г.Х.Андерсена, Н.Лескова, Ф,Достоевского, А.Пушкина. М.Добужинский писал стихи, которые должны были составить сборник "Тайны", но книга так и не была издана.


   Улыбка странных губ неправильным узором
   Стоит передо мной и бледное лицо
   С упорным взглядом глаз и дерзкими бровями
   Склонённое ко мне бесстрастное молчит
   И я молчу и пью отраву сновиденья
   Вернуться не спешу в плен беззаботных дней...


   Ассоциация В.Ч.:

   Я жил, как и все, мне казалось - достойно,
   учился, работал, влюблялся... не раз,
   потом остывал, не сгорая, так... ровно,
   как будто не чувства, а дело для нас.

   Так жизнь моя шла, нет катилась спокойно,
   пока, как-то ночью, приснился мне сон -
   сижу на бульваре, гляжу на прохожих,
   никто не цепляет, ну, просто дурдом,
   и вдруг среди массы мелькающих теней,
   как вспышка сверхновой, мелькнула одна,
   зачем, почему... задержалась немного,
   и взором своим опьянила меня.

   И всё... лишь мгновение было меж нами,
   но я осознал, что пленён навсегда.
   Будильник звонит, расстаюсь с миражами,
   а дальше работа... в ней я и не я.

   Вот вечер настал, что мне делать - не знаю,
   скорее лечь спать, чтоб попасть в сон туда,
   но я понимаю, ведь так не бывает,
   сон может и будет, а мне нужен тот,
   что приснился вчера.

   Но, впрочем, из сна жизнь свою не построишь,
   тем более знаю бульвар... он же есть,
   решение принято, еду в трамвае...
   добрался, иду, вот скамейка, чтоб сесть.

   Как в прошлую ночь, не во сне, а реально,
   горю нетерпением - где же ты, где,
   а мимо проходят чужие лишь... тени,
   и вдруг, вот она, я иду... я к тебе,
   девИца взглянула, в глазах удивленье,
   чужой совершенно... и хочет обнять:
   "Простите, товарищ, мне ваши движенья
   излишни... и вас не могу я понять".

   Я замер... она растворилась в прохожих,
   сажусь на скамейку, один я, один,
   нет, надо домой, там свободен я в мыслях,
   скорее бы в сон,ведь я там - господин..."

   февраль 2021.


Рецензии
Интересные воспоминания о М.В. Добужинском оставила Нина Берберова в своей книге "Курсив мой" (стр. 203, 334-336, 556,654,677). Но она пишет о нем больше, как о художнике, чем как о поэте или писателе. Спасибо за "Ассоциации".
С уважением,

Ирина Удовика -Дегтярева   04.03.2021 14:43     Заявить о нарушении
Я только немного к творцу прикоснулся,
и это позволило мне написать,
но он и художник ещё... вот проблема,
достану мольберт и... начну рисовать.
Но мы уже с Вами не встретимся боле,
на сайте другом размещу я листы,
а, впрочем, теперь мы немного знакомы,
в инете тот сайт "Я рисую"... смотри(те).

Валентин Чайковский   04.03.2021 19:22   Заявить о нарушении