Иван Стафеевич и Демидка. Две судьбы
Скорее всего отчество у него было Астафиевич, но называли Стафеевич.
Кем он был до революции никто не знал. В 20-х годах пришёл в село да так и остался, пережив большевистскую коллективизацию, раскулачивание, голодовку 1933 года, войну, оккупацию.
Умер он в начале 60-х годов в возрасте около 100 лет когда при Хрущёве власти закрыли старообрядческий Храм.
Все эти годы жил он по домам, не имея своего собственного. Был неимоверно грамотным, знал несколько языков, в том числе свободно владел английским, итальянским, испанским, немецким, церковнославянским.
Учил по домам детей, наставлял на путь истинный взрослых. Авторитет у него был огромный, да и Вера у него была не на словах, а на деле - жил по заповедям Спасителя и никогда не отступал от них даже в малом.
Довольствовался тем что в качестве милостыни дадут люди, никогда не брал даже куска хлеба на следующий день, руководствуясь правилом : "Будет день - будет пища".
По словам бабушки, не было у Ивана Стафеевича недостатка в людях, готовых дать ему приют и накормить.
Как ни странно, но ни большевистская власть, ни немецкая его не трогали, не арестовывали, не репрессировали, позволяя жить своей жизнью.
Я даже не могу себе представить, что в каком-то селе в те времена мог жить человек, чей авторитет был многократно выше нежели авторитет тех, кого поставили власти. Но так было.
Иван Стафеевич, кроме того лечил людей "наложением рук" (как говорила моя бабушка). Как это было на самом деле я тогда не расспросил у бабушки, о чём сожалею. Могу предположить, что молитвой Богу.
В памяти сохранился рассказ бабушки о том, как при Хрущёве закрывали Храм.
Около месяца согнанная со всего района милиция ничего не могла поделать. Люди стояли и охраняли свою Церковь круглосуточно.
Мою бабушку, как одну из наиболее активных прихожанок, арестовали и посадили на 15 суток.
В какой-то из дней, когда люди устали и ослабили охрану, приехало несколько машин с милиционерами и автокраном.
Оттеснив немногочисленных людей от здания Храма, принялись снимать накупольные кресты. Но никто из местных жителей не соглашался ни за деньги, ни под угрозами совершить святотатство. Нашёлся один - сельский пьяница и воришка по имени Демидка. Тот мог залезть куда угодно, был неоднократно пойман и бит за воровство.
Иван Стафеевич в это время уже очень больной лежал в хате одной из прихожанок по имени Евдокия.
Но тут поднялся, попросил истопить баньку и отвести его туда. Помывшись и переодевшись в чистое, сказал что будет помирать.
В хате, помолившись, лёг на лавку перед иконами. Пришли люди, которые до того были у Церкви и видели, как Демидка цеплял верёвки за кресты, как машиной они вырывались из маковок.
Ивану Стафеевичу никто ничего не рассказывал о событиях того дня. Видимо, не хотели его расстраивать в такую минуту. Но тот сам сказал, что не надо было Демидке делать то, что он сделал. Не проклинал того, не говорил о нём худого слова, но у всех присутствовавших было такое ощущение, что Иван Стафеевич как бы сам присутствовал там, где совершалось беззаконие.
Закрыл глаза и помер.
На третий день после кончины хоронило Божьего человека всё село. Властей, милицию словно ветром сдуло. А люди пошли с кладбища в Храм, сорвали милицейские печати, разобрали по домам иконы и книги, которые не были разобраны в течении последнего месяца.
Демидку же Божье наказание настигло, когда не прошло ещё и 40 дней после окончания земной жизни Ивана Стафеевича - Божьего человека и закрытия властями Храма.
Видимо милиционеры хорошо заплатили "иуде" - пьянствовал в одиночку, ибо не нашлось того, кто с бы ним выпил 100 грамм.
В очередной раз, когда пьяный Демидка валялся под вербой у ставка, старое подгнившее у корня дерево упало и раздавило его.
Два человека, оставшихся в памяти, две истории, передающиеся из поколения в поколение.
Моя благодарность харьковскому писателю и христианскому подвижнику Мельнику Юрию Адамовичу http://proza.ru/avtor/tutunnik, сохранившему этот мой пост
Свидетельство о публикации №221022701378