Размышления о счастье

  Размышления о счастье по поводу эфира Светланы Сакалаускас «Что такое счастье…» 26.02.2021

  На мой неучёный взгляд, Светлана Владимировна успешно защитила свою «диссертацию». Я бы присвоил ей степень доктора Счастья:)
  Присоединяюсь к каждому её доброму, тёплому и светлому слову! Хотя дело не столько в словах, сколько в том, что за ними – в Состоянии её «ауры».
  «Не слова в книге, но любовь, поэзия и Господня мудрость, запечатлевшиеся в словах»
  (Антуан де Сент-Экзюпери, «Цитадель»)
  Не слова у Светланы, но Любовь, поэзия и Господня мудрость, запечатлевшиеся в словах.
  Из того, что мне удалось увидеть, это, пожалуй, лучшее явление Школы Здравого Смысла. «Прыжок за флажки». Ведь Счастье до сих пор самая запретная на Земле тема, как и его синонимы, условия, пути, средства (Цельность, единый Дух внутри нас, единый смысл жизни – условно «Добро» и т.п.). Политики подменяют её темой благополучия, пастыри говорят о радости смирения под их руководством, в лучшем случае о радости присутствия Божественного, а ведь счастье разнообразно – это и просто покой, и динамический покой, когда человек активно действует, «держит руль», а в душе у него равный счастью покой, это счастье потока (по Чиксентмихайи), это и счастье борьбы, счастье обновки и счастье обновления, счастье безопасности и счастье подвига, счастье вдоха и счастье выздоровления, счастье понимания – когда понимают меня и когда я понимаю Любимого ближнего своего в его Доброй цельности, прежде всего вижу Добро в нём.
  Даже в болезни бывает особое счастье, например, счастье остановки беличьего колеса суеты, счастье спокойно поразмышлять, понять, озариться. Счастье быть нужным, счастье любить и быть любимым, счастье общения и счастье уединения, мятежное счастье «бури» и такое счастье, «чтоб в груди дремали жизни силы, чтоб дыша вздымалась тихо грудь».
  Счастье быть и счастье Быть, высокое и низкое, маленькое и большое, чистое и постыдное, глубокое и мелкое, долгое и мимолётное, общее и частное.
  Счастье у каждого человеко-момента своё и оно всегда новое. У каждого счастливого человеко-момента может быть личный пароль образа состояния. Есть ли у нас на данный исторический момент какие-то общие парольные слова, фразы, тексты, символы Счастья? Дети, например, часто рисуют солнышко, небо, травку, домик…
  Мой текущий пароль:   
  Счастье – фоновое или моментальное состояние разнообразной удовлетворённости в достижении, обладании или само по себе.
  Если жизнь – это движение, то счастье – в устремлённости к наилучшей цели изо всех сил благодаря преследующему по пятам наихудшему. Тогда счастье – само движение, в том числе мышечная радость и радость работающего на полную мощь ума, красота проносящихся мимо пейзажей, наслаждение разнообразием звуков, попутных ощущений.
  Добро здесь – это и счастье как состояние души, и целеустремлённое движение, и благая цель. Зло же в этом понимании служит добру, помогая задействовать все ресурсы, все потенциалы. Сотрудничая в паре с пряником желанной цели кнут зла заставляет преодолевать то, что кажется непреодолимым, вынуждая побеждать себя, брать непокорённые вершины, с которых «весь мир на ладони, ты счастлив и нем» («Вершина», В.С. Высоцкий).

  «Истина – в динамике вопросов». Эти вопросы нужно задавать себе как можно чаще – «счастлив ли я сей момент? Каким счастьем? Чистое ли оно? Если несчастен, то что мешает мне быть счастливым?
  Когда счастье чистое, согласное с Совестью, то мне остаётся лишь испытывать его. Испытывая же несчастье, анализирую причины, разрушая их или преодолевая.
  Эта тема в нашей Преисподней не приветствуется или извращается, но главное – почти у каждого человека есть «психзащитный» блок, программный запрет долго размышлять о жизни по душе – вытеснение, рационализация и др. Я преодолевал его постепенно, с большим трудом. Называя свой дневник читателя («Добросчастье») я как бы бросил вызов этому Запрету, чувствовал себя смертником, идущим на Вы. Оказалось, зря:  этого «вызова» никто не заметил. Тем не менее, я-прежний как бы умер, чему скорее рад, чем сожалею. Судя по таким людям, как Светлана, «прыгнувших за флажки» («Охота на волков», В.С. Высоцкий) становится всё больше.
  С тех пор я говорю о счастье везде, в каждом ролике, каждом тексте – и потому что у меня нет счастья, и потому что ищу общего счастья, и потому что счастлив в этом поиске, и потому что где-то счастлив даже в несчастье – вроде бы парадоксально, но это правда. Главный мой путь счастья, он же и путь к счастью – через Добро. Тоже запретная тема…
  Наша задача – творить Рай благодаря Преисподней, но «играть» (жить, мыслить)  для этого нужно не по её адским правилам, а по правилам Рая, каким он мне представляется.

  О цельности. Что внутри, то и снаружи. Разделённая в себе душа (на субличности, «полушария», ум и чувства, животное и духовное, низкое и высокое и т.д.) и мир видит разделённым. И наоборот, видя мир разделённым (а это нам усиленно внушают вольно или невольно практически все, вся западная культура), душа разделяется в себе.
  Отсюда путь к счастью цельности – стремиться представлять мир единым, все части которого взаимодействуют согласованно, представлять мир «сетью Индры» и т.п. Не то чтобы выдавать желаемое за действительное, а понять, что «действительное» - это объясняемая кем-то видимость. Кем и зачем? Кто стремится нас разделить, создавая препятствия для роста нашего духа, для воссоединения в Духе? Препятствия необходимы, ведь Человек – дитя препятствий. Как их преодолевать, как преодолевать разделение?
  Стремиться объяснять эту видимость как Цельность, тогда она потихоньку будет становиться счастливой несмотря на… и даже благодаря этому (пережитому горю, болезням и т.д.) – о чём говорила Светлана. С другой стороны, целить себя непосредственно, способов сейчас множество – на любой вкус. Найти точку опоры, точку сборки в себе – высшее в себе как его ни назови – найти Себя в себе, Любящего Наблюдателя, всё понимающего, принимающего «неприглядное» как необходимое в динамике развития, необходимое на пути движения к Лучшему, к Единству. Только тогда можно поЛюбить себя и ближнего как Подобие.


  «Ну, где же та заботливая лошадь, что потеряет для меня подкову?
  Чтоб совершилось сразу всё хорошее и чтобы больше не было плохого?
  О, где же эта белая, буланая, гнедая, чалая, и рыжая, быть может,
  О, где же эта лошадь величавая, которая мне в жизни так поможет?»   
               
                (Ксения Гашева, альманах «Поэзия» №48)


  Счастье – когда меня понимают?
  Заставлять ближних  понимать меня – всё равно что заставлять любить… Да и кто может понять меня лучше меня самого, тем более что я постоянно меняюсь? Остаётся одно: понимать себя самому, пытаться понимать (а значит – любить) других, по возможности делиться с ними своими чувствами, озарениями, предположениями. В случае удачи результат тот же – счастье непосредственное (при понимании Себя) или посредством окружения себя счастливыми (при понимании Себеподобных). Но, поскольку счастливые явно не встречаются на каждом шагу, видно, не так-то это просто даже для осознавших необходимость собственной активности в этом плане, коих не так уж и мало. Ведь это требует постоянного самонаблюдения, сосредоточенности фонового внимания не на суете житейской, а на себе-суетящемся: постоянно отмечать выражение своего лица, позу, ощущения, чувства, состояния, мысли, анализировать всё неприятное, неприемлемое, сомнительное, мешающее жить. Постоянно определяться с лучшим, приемлемым, жизненными ценностями. Значит, много читать «для ума» и «для души» - наилучшее (или хоть что-то!) из художественной прозы, стихов, философии, психологии, этологии; «встряхивать» себя жизнью, театром, музыкой, природой; обращаться за помощью в осмыслении к уважаемым мной людям, внимать чувствам и мыслям уважаемых мной врагов; периодически уединяться, отшельничать и думать, думать, думать… 
 
 
  К Счастью ведёт выбор: руководствоваться только Высоким Чувством, используя эмоции (как позитивные, так и негативные) лишь как источник энергии для реализации Чувства? Каждую мысль, намерение сверять с Ним? Просить благословения у Него? Совершить обряд «крещения», отказавшись от старого образа жизни, подчинения эмоциям,  самовлюблённому обманчивому низкоумию, несоответствующим Чувству установкам?  Хранить это Чувство: сосредоточиваться, медитировать на Нём, думать о Нём, следить за Его присутствием, искать Его, совершать поступки, Его вызывающие, создавать всевозможные условия для Его возникновения: молиться о ближних, сопереживать им, всячески заботиться о них; поддерживать связь с Прекрасным в природе, искусстве, отношениях?

 
  Счастье не столько в знаниях, сколько в осознанности?
  Стало быть, нужно стремиться осознавать все свои ощущения? Но доступность осознания часто связана со знаком (приятностью-неприятностью) ассоциаций – образов, представлений, воспоминаний, вызываемых ощущениями. Изменение же знака образа (с «минуса» на «плюс»), камнем лежащего на пути осознания вызывающего образ ощущения, зависит либо от случая, какого-то события, либо от нового знания? Лично мне быть в состоянии постоянного осознания, быть перманентно «бдительным» не удаётся. А пока до заветной Страны, до абсолютной Современности не добрался – «дубинки» знаний в борьбе за Счастье, Поиск на пути знаний – необходимость… И новые интересные ощущения!       

  Осознанности мешает ум?
  Ум может привести к осознанности через исчерпывающий его возможности труд? Переутомлённый я-ум, застивший собой Чистое Зеркало души отключится – вдруг возникнет яркое отражение ежемгновенного Чуда мира? Состояние заскорузлого эго уступит вдруг состоянию безграничного самодостаточного Счастья?
Значит, я-добивающийся Счастья абсурден, как Мюнхгаузен, тянущий себя из болота за волосы: либо сей земной сосуд занимает «я-знание», «я-программа», управляющее мной знание  – либо он исполнен Счастьем Яви? Отождествляющий свою Сущность с отделённой от мира «знающей» личностью Счастливым быть не может до тех пор, пока не разотождествится со всем отдельным, частичным, ограниченным – умом, убеждениями, идеями? Условие Счастья – отождествить себя с неким «центром кристаллообразования», ощутить вдруг себя фракталом Мира? Отдельное «Я» и Счастье несовместимы? Я – ложь, Счастье – Истина? Я не могу быть Счастлив: либо я – либо Счастье? Уйти, уступив место Счастью? А для этого устремиться к Чему-то превышающему мои силы, требующему силы абсолютной, бесконечной? И тогда моя маленькая сила однажды иссякнет, уступив место силе Счастья?   
 

  «От счастья не бегут, счастье догоняют» (Русская пословица).
  «Счастье ещё придёт – конечно, не старое, а какое-нибудь новое. Слава Богу, счастливым можно быть по-разному»  (Теодор Фонтане, 1819-1898, «Эффи Брист»).
  Интересно получается: нового счастья нужно добиваться, но приходит оно всё же Само – и Бог знает когда именно придёт, моё дело – биться в полную силу до последнего вздоха? И тогда, освободившись от лишней, глупой энергии («сила есть – ума не надо») однажды почувствуешь себя Дома с открытой для всех дверью…

  «Живём. Надеемся на чудо, не замечая, что давно –
  С рожденья нашего – повсюду всегда присутствует оно.
   И смысл не в том, чтоб ждать прихода чудес, а чтоб открыть глаза.
   И каждодневная природа, и взгляд, и слово – чудеса.
  И странно, сознавая это, воспринимая жизнь как тень,
  Какого-то иного света безумно жаждать каждый день.
   Что ж, день придёт, и ночь прибудет, и смертно вспыхнет небосвод…
   И страстно взмолимся о чуде, но чуда не произойдёт»
               
                (Владимир Евпатов, альманах «Поэзия» №39)

   Счастливый видит в мгновении вечность, вечность же представляется ему мгновением, как пейзаж вдруг высвечивается вспышкой молнии? И как это восприятие пейзажа подготовлено, обострено предгрозовым ненастьем, так и ощущение момента счастья возможно лишь в состоянии душевной мобилизации, вызванной обстоятельствами или Делом, устремлённостью к Цели? А однажды устанавливается стабильное состояние Счастья обновлённого, омытого, перезаряжённо-радостного динамического покоя?   


  Цитаты из «Цитадели» Антуана де Сент-Экзюпери – на выбор:

  «Я внимательно всматривался в отношения людей и понял: ум опасен — ум, который верит, что слово передаёт суть, что в споре рождается истина. Нет, не язык передаёт меня. Я не знаю таких слов, которые бы меня высказали. Я лишь обозначаю что-то в себе, и ты меня понимаешь в той мере, в какой для тебя открыты иные пути постижения. Например, нас открыло друг другу чудо любви, или мы — дети одного и того же Бога. Если этого нет, я напрасно пытаюсь извлечь на поверхность таящийся во мне мир и неуклюже выговариваю то одно, то другое, — так о горе, например, я сказал, что она высока, но хотел сказать о холоде близких звёзд и могуществе ночи»

  «Людей просто-напросто лишают всего, что не умещается в слова»

  «Но сущностное всегда невыразимо, и ни один профессор не мог мне объяснить, почему я так люблю ветер, дующий в пустыне при свете звёзд. Они сосредоточились на обыденном, потому что его легко уместить в слове»

  «Человек ищет напряжения сил и жизни, а вовсе не счастья» /то есть не безопасности и обеспеченности? Если Человек, то ищет приложения сил, сильных чувств, новизны, игры – иначе Человеку скучно?/

  «Нужны слова, которые уместили бы всё высказанное разом, отдельные суждения — повод для взаимной ненависти. Светлое поле сознания слишком узко, и каждый, кто обрёл для себя истину, не сомневается, что всё остальное человечество лжёт или заблуждается. Но правы и правдивы все»

  «Человек получает слова пустыми. Но по мере того как они насыщаются смыслом, они становятся шпорами, уздой, удилами. Появляются жестокие слова, от них плачут. Появляются певучие слова, от них светлеет на сердце»

  «Я ни во что не ставлю тех, кого сбивают с ног доводы. Слова призваны выражать тебя, но никак не руководить тобой. Они могут обозначить, но сами по себе пусты»

  «Слово только обозначает, оно не в силах выразить суть, и любая речь даёт лишь представление об образе мыслей и только. Поэтому бессмысленно возражать ей или её поддерживать» /смысл есть – выявлять образ мыслей ближнего и свой?/

  «Поставленное слово мешает новому, но ты не хочешь вычеркнуть первое, оно тоже важно, а оба вместе не даются тебе в руки. ... Не логика тебе в помощь, она отсечёт одно в пользу другого, ты ищешь ключ свода, он объединит твои противоречивые истины, ибо ни одна из них не должна потеряться, и вдруг чувствуешь: стихотворение вот-вот появится, мрамор вот-вот улыбнётся, потому что тебя стеснили возлюбленные враги»

  «Что ты можешь знать о превратностях пути? Всё, что о них говорится, — слова и ничего больше. Значимо только направление пути. Важно идти, а не прийти куда-то, ибо приходим мы только в смерть»

  «Ещё и ещё раз мне показали: логика убивает жизнь. И сама по себе она пуста… Любители формул и схем не знают человеческой сущности. Они спутали плоскую тень и объёмное золотисто-коричневое дерево с раскидистой смолистой кроной, полной птиц, — ветер слов слаб, ему не выдюжить тяжести кедра. Они спутали обозначение явления с самим явлением»

  «Но кому они показались бы счастливыми?.. они сделались домашним скотом и потихоньку гниют… не плотью, а сердцем… Ибо мир для них обессмыслился… наши подопечные бросили разговаривать, им стало не о чем говорить… Слова служили им для самых обыденных дел. «Одолжи мне таганок», — просил один. «Где мой сын?» — спрашивал другой. Чего хотеть, когда лежишь у кормушки? Ради чего стараться? Ради хлеба? Их кормят. Ради свободы? Но в пределах своей крошечной вселенной они свободны до беспредельности… На вид они люди. Но под оболочкой не осталось ничего человеческого.
   А берберы тем временем занемогли враждой. Не той, что делит людей на два лагеря, — бестолковой враждой каждого ко всем остальным… Толпа… ненавидит человека, потому что всегда бестолкова и расползается во все стороны разом, уничтожая любое творческое усилие»

  «Слово — это попытка соединиться с сущим и присвоить его себе»


Рецензии