Записки режиссёра. Глава 18
Отправил ребят в Донецк на фестиваль театров-студий. Старший группы Е. Макурин. Администрация – Наташа Петрова и Кнут Леяс-Круминьш – впервые поехали как юридические лица хозрасчётного предприятия «ТЕСТ». Первый блин оказался слегка подпорченным. Ребята не въехали, что с момента полного замещения худрука они отвечают за всё. В первую очередь – за выбор площадки для выступления, её техническое оснащение (свет, звук), за отстаивание интересов коллектива перед организаторами фестиваля, и много-много других мелочей, которые необходимы для успешного показа всех работ. Были и плюсы: Кнут великолепно вписался в состав жюри, покорив своими аналитическими размышлизмами и прибалтийским менталитетом организаторов феста.
Лишний раз убедился в правильности новой концепции «Святого и грешного» М. Ворфоломеева и великолепного дуэта А. Стопинского и О. Стопинской в «Скамейке» А. Гельмана. Эти спектакли обрели совершенно новое звучание в изменённом жанре. Маяковский на большой сцене затерялся и утратил притягательность и динамику, которые были на фестивале в Красноярске. Мало того, технические неполадки со звуком и светом окончательно выбили ребят, и достойного показа не получилось. К сожалению, бывает и такое. Нескоординированные действия администрации и технической группы не дали нужного импульса коллективному творчеству и единому дыханию ансамбля. Но в целом ребята молодцы! Выдержали всё достойно и заслужили доброе отношение к себе со стороны украинских коллег. Остались надёжные связи с перспективой на будущее.
Мне же пришлось входить в атмосферу Народного театра ПрибВО. Моим проводником и добрым помощником станет бессменный адъютант Цисера по всем организационным вопросам, прекрасный художник и музыкант В. Буль. Днём мы познакомимся с руководством Дома офицеров, а вечером состоится первое свидание с участниками коллектива театра.
Не откладывая в долгий ящик, предложил читку и разбор пьесы А. Дударева «Рядовые». Определил дни репетиций и сроки выпуска. Зная актёров по спектаклям прошлых лет, сразу сделал прикидку по ролям. Боже мой, ну зачем я дал слово Исааку Ефимовичу? У меня куча проблем со своими студентами, а тут здрассьте-пожалуйста, довесок. Ладно, для начала надо сделать материал, а за это время найду себе замену. Не смогу качественно выпускать спектакли и здесь, и в ТЕСТе, и ещё в Елгаве…
Мысль руководства завода РАФ по созданию своей профессиональной труппы театра на базе нашего ТЕСТа и отдельных участников местного драматического коллектива в корне несёт авантюристическое начало. Как соединить несоединимое? До постройки культурно-спортивного комплекса три-четыре года. За этот отрезок времени я должен сформировать труппу. А пока составляю смету расходов на будущую команду и выбираю для «скелета» елгавчан сказку Л. Устинова «Недотёпино государство». Какой-то части моих ребят придётся туго. Работать здесь и мотаться в Елгаву. Правда профком завода обещает нам выделить свой «микрик». Хотя бы так…
В театре ПрибВО ритм работы постепенно наладится. Моей адаптации будут активно помогать В. Буль, Л. Орлов, П.А. Варакутенко, Т. Катамадзе, А. Зайцева, Г. Долганов, С. Саркисов. Очень поможет мне И. Зиновчик, наша «тестовка». Но работа даётся тяжело. Сложно ребятам угнаться за моей фантазией и манерой ведения репетиций. Им кажется, что их из арифметики кинули в дебри тригонометрии. Бедные актёры, они же не виноваты, что им попался режиссёр с закидонами. Что ему надо? Вроде пазл складывается, а его опять что-то не устраивает. Полёт ему нужен! Кайф словить от процесса! И что Цисер в нём нашёл? Но, как бы там ни было, маховик сдвинулся и стал набирать обороты. Казалось бы, не так и плохо, но в душе шевелилось что-то нехорошее. Видимо, интуиция работала на опережение времени. Все помещения, в которых я работал: и ТЕСТа, и репетиционной Народного театра, и сцена клуба завода РАФ, – вызывали некую смутную тревогу нестабильности. Впервые закрались сомнения в правильности решения, принятого в молодости. Мой педагог по кларнету, заслуженный музыкант РЭО, Марис Грутупс не мог понять: почему я не хочу продолжить учёбу по музыке? Ответ был прост: «Марис, ну зачем мне второй диплом? Поеду в Питер на режиссуру, а там видно будет…». Через несколько лет я сумею соединить эти два увлечения воедино. Музыка и театр сольются в одно целое, и в моей жизни начнётся новый интересный этап, который откроет коллективу окно в Европу. Да, это будет уже не студенческий театр, поскольку время перемен отправит его в чёрную дыру нищеты, невежества и пофигизма. Беспредел и цинизм объявят войну музыке и театру. Какое искусство? Людям жрать нечего. Каждому придётся выживать в одиночку. Осколки ТЕСТа будут пытаться что-то ставить, но дальше тусиньша и детских «ёлок» они уже не продвинутся…
Надо же, в своей кандидатской работе много-много лет тому назад я очень чётко определил роль лидера и его созидательной энергии в жизнедеятельности созданного им театра-студии. С уходом лидера студия или гибнет, или превращается в безликий организм. Очень много режиссёров выпускают учебные заведения, но лишь единицы становятся настоящими фанатами этой профессии, способными заразить бациллами сцены своих единомышленников. Они жили и в начале прошлого века, очень коротко, но ярко, сумев передать эстафету новому поколению, которое, словно цунами, принесло в мир волну талантливой молодёжи 60-х. Расцвет театра, музыки и кино наступает в 70-е годы. Несмотря на цензуру совковых чиновников, режиссёры научились шифровать в своих работах двойной смысл. Спасибо педагогам 90-х, сумевших на стыке веков, в то сумасшедшее время безденежья, выпустить новое поколение талантливых режиссёров, актёров и музыкантов. Пока востребовано искусство, будет жить и государство.
Свидетельство о публикации №221022701666