Последний таран Маэстро
P.S. – к повести Аибга.
На фотографии: Г.Коваценко и В.Попков, 14-е марта 1944-го года, Гагры.
Каждая страна составляет свои списки лучших лётчиков-асов Второй Мировой войны. Попытки сравнения их носят дискуссионный характер. Некоторые, «знатоки» считают, раз показатели лётчиков люфтваффе гораздо выше показателей лётчиков других стран, то они лучшие и достойны восхищения. 104-е летчика нацисткой Германии, по их статистике, весьма спорной, имеют по 100 и более побед. Счёт побед идёт с 1939-го года, по результатам боёв на всех фронтах. Не всегда были равноценные противники. В начале ВОВ наши лётчики были плохо обучены, не имели достаточного боевого опыта, воевали на технически несовершенных самолётах, не сопоставимых с немецкими, несли огромные потери. В 1941-42-м годах, таран – оружие наших молодых, мало обученных, неопытных лётчиков. Большее число таранов приходится именно на 1941-1942-й годы, на самый тяжёлый период войны. Именно, вначале войны немцы назвали таран «русским способом воздушного боя» Нельзя не отметить, что тараны были и в 1-ю Мировую войну и в гражданскую в Испании. Таран применяли китайцы против японцев, Японцы против кораблей и самолётов США и самолётов СССР в боях над Халхин-Голом. Первый воздушный таран во 2-й Мировой войне совершил польский лётчик 1-го сентября 1939-го года. Английские лётчики применяли таран в боях за Ламанш, американские в начале войны с Японией. Единичные случаи таранов совершали немецкие лётчики в 1944 – 1945-х годах. И те, и другие шли на самопожертвование ради спасения своего гражданского населения от бомбардировок противника. Разница состоит в том, что военное руководство Германии и Японии, в конце войны, официально приняло на вооружение использование тарана, создавая отряды смертников, а применение тарана в Красной Армии никогда не было узаконено уставом. В конце войны, командование ВВС СССР издало приказ запрещающий применение тарана. Но и в конце войны, тараны были, так как трудно обвинить лётчика и доказать умышленность совершённого тарана. Со времени воздушных боёв над Кубанью, немецкое боевое превосходство в воздухе было утрачено и наши асы за короткий период подошли к результатам, которые достигли немецкие асы за 5 лет боёв. За 4-е года войны наши лётчики совершили 595 воздушных таранов, 227 из них были со смертельным исходом. Таран, это риск, требующий мужества и самообладания. Списком из 100-а немецких асов, сбивших 100 и более самолётов многие ценители восхищаются, но в отличии от Советского Союза, данные о количестве проведённых ими таранов немцы не афишируют. Их было ничтожно мало.
18 апреля 1945-го года, за двадцать дней до конца войны, командир эскадрильи, Герой Советского Союза, капитан Виталий Иванович Попков сбил свой последний 41-й вражеский самолёт, применив таран. Был ранен. Командование полка разбирало этот боевой эпизод и требовало объяснения целесообразности применения тарана. Капитану Попкову пришлось объяснять сложившуюся боевую ситуацию, доказывать безвыходность в выборе средств и необходимость доведения боя до победного конца. Своё упорство и бескомпромиссность действий он объяснил тем, что, война, подойдя к своему победному концу, всё равно каждую минуту уносит десятки жизней и каждый сбитый немецкий самолет приближает окончание войны. Виталий Попков, будучи ещё сержантом, в 1942 году сбил свой первый вражеский самолёт и был награждён своим первым орденом, орденом Ленина, а за сбитый тараном свой последний самолёт получил выговор.
В эскадрилье капитана Попкова из 14-ти человек было 11 Героев Советского Союза. За созданный ими музыкальный ансамбль, их называли – «музыкальной эскадрильей». А у их командира был позывной «Маэстро». Именно о них был создан фильм: «В бой идут одни старики». Попков является одним из прототипов комэска Титаренко, и прототипом "Кузнечика" в истории первого сбитого им немецкого самолёта. Некоторые критики считают, что этот эпизод со сбитым над аэродромом немецким самолётом новобранцем "Кузнечиком" - неправдоподобная выдумка режиссёра Леонида Быкова. Обратим внимание на фотографию - на орден Ленина третьего типа
( №033 от 26.08.1942г.) у Виталия Попкова.
Награждение высшей наградой родины орденом "Ленина" производилось только по распоряжению Президиума Верховного Совета и согласно статута - за исключительные достижения и особо выдающиеся заслуги. Просто за один сбитый самолёт не награждали. Существовало положение о представлении к ордену Красная Звезда, Красное Знамя или Отечественной Войны за три и более сбитых самолёта, а Виталий Попков был награждён орденом Ленина, более значимым по статуту, за первый сбитый им самолёт, что говорит об особом, исключительном подвиге и подтверждает правдивость показанного в фильме, кажущегося невероятным, эпизода.
Дважды Герой Советского Союза, Виталий Иванович Попков был включён в Почётные члены Американской национальной организации лётчиков «Золотые Орлы» и в десятку сильнейших асов в мире. В своей стране он занимает восьмую строчку в списке лучших советских асов 2-й Мировой Войны.
P.P.S. Генерал-лейтенант Виталий Иванович Попков умер 6.02.2010г.
Свидетельство о публикации №221022701703
Огромное спасибо, что вы мне показали этот раздел, не промолчали из скромности.
Чистая интуиция. Женская. Начала читать и сразу подумала: "В бой идут одни старики..." Ниже смотрю, глазам не верю: о них и речь.
Про черный вторник впервые слышу. И про Корейскую войну. Нам здесь черными пятницами мозги замутили. Срочно иду смотреть информацию.
Главное, оказаться в нужное время в нужном месте. Благодарю Вас!
Не прощаюсь.
Женя Портер 07.03.2025 23:27 Заявить о нарушении
Алексей Борзенко 08.03.2025 08:09 Заявить о нарушении