Последний таран Маэстро

               

 P.S. – к повести Аибга.
На фотографии: Г.Коваценко и В.Попков, 14-е марта 1944-го года, Гагры.

    
     Каждая страна составляет свои списки лучших лётчиков-асов Второй Мировой войны. Попытки сравнения их носят дискуссионный характер. Некоторые, «знатоки» считают, раз показатели лётчиков люфтваффе гораздо выше показателей лётчиков других стран, то они лучшие и достойны восхищения. 104-е летчика нацисткой Германии, по их статистике, весьма спорной, имеют по 100 и более побед. Счёт побед идёт с 1939-го года, по результатам боёв на всех фронтах. Не всегда были равноценные противники. В начале ВОВ наши лётчики были плохо обучены, не имели достаточного боевого опыта, воевали на технически несовершенных самолётах, не сопоставимых с немецкими, несли огромные потери. В 1941-42-м годах, таран – оружие наших молодых, мало обученных, неопытных лётчиков. Большее число таранов приходится именно на 1941-1942-й годы, на самый тяжёлый период войны. Именно, вначале войны немцы назвали таран «русским способом воздушного боя» Нельзя не отметить, что тараны были и в 1-ю Мировую войну и в гражданскую в Испании. Таран применяли китайцы против японцев, Японцы против кораблей и самолётов США и самолётов СССР в боях над Халхин-Голом. Первый воздушный таран во 2-й Мировой войне совершил польский лётчик 1-го сентября 1939-го года. Английские лётчики применяли таран в боях за Ламанш, американские в начале войны с Японией. Единичные случаи таранов совершали немецкие лётчики в 1944 – 1945-х годах. И те, и другие шли на самопожертвование ради спасения своего гражданского населения от бомбардировок противника. Разница состоит в том, что военное руководство Германии и Японии, в конце войны, официально приняло на вооружение использование тарана, создавая отряды смертников, а применение тарана в Красной Армии никогда не было узаконено уставом. В конце войны, командование ВВС СССР издало приказ запрещающий применение тарана. Но и в конце войны, тараны были, так как трудно обвинить лётчика и доказать умышленность совершённого тарана. Со времени воздушных боёв над Кубанью, немецкое боевое превосходство в воздухе было утрачено и наши асы за короткий период подошли к результатам, которые достигли немецкие асы за 5 лет боёв. За 4-е года войны наши лётчики совершили 595 воздушных таранов, 227 из них были со смертельным исходом. Таран, это риск, требующий мужества и самообладания. Списком из 100-а немецких асов, сбивших 100 и более самолётов многие ценители восхищаются, но в отличии от Советского Союза, данные о количестве проведённых ими таранов немцы не афишируют. Их было ничтожно мало.
 
     18 апреля 1945-го года, за двадцать дней до конца войны, командир эскадрильи, Герой Советского Союза, капитан Виталий Иванович Попков сбил свой последний 41-й вражеский самолёт, применив таран. Был ранен. Командование полка разбирало этот боевой эпизод и требовало объяснения целесообразности применения тарана. Капитану Попкову пришлось объяснять сложившуюся боевую ситуацию, доказывать безвыходность в выборе средств и необходимость доведения боя до победного конца. Своё упорство и бескомпромиссность действий он объяснил тем, что, война, подойдя к своему победному концу, всё равно каждую минуту уносит десятки жизней и каждый сбитый немецкий самолет приближает окончание войны. Виталий Попков, будучи ещё сержантом, в 1942 году сбил свой первый вражеский самолёт и был награждён своим первым орденом, орденом Ленина, а за сбитый тараном свой последний самолёт получил выговор.
    
    В эскадрилье капитана Попкова из 14-ти человек было 11 Героев Советского Союза. За созданный ими музыкальный ансамбль, их называли – «музыкальной эскадрильей». А у их командира был позывной «Маэстро». Именно о них был создан фильм: «В бой идут одни старики». Попков является одним из прототипов комэска Титаренко, и прототипом "Кузнечика" в истории первого сбитого им немецкого самолёта. Некоторые критики считают, что этот эпизод со сбитым над аэродромом немецким самолётом новобранцем "Кузнечиком" - неправдоподобная выдумка режиссёра Леонида Быкова. Обратим внимание на фотографию - на орден Ленина третьего типа
( №033 от 26.08.1942г.) у Виталия Попкова.
Награждение высшей наградой родины орденом "Ленина" производилось только по распоряжению Президиума Верховного Совета и согласно статута - за исключительные достижения и особо выдающиеся заслуги. Просто за один сбитый самолёт не награждали. Существовало положение о представлении к ордену Красная Звезда, Красное Знамя или Отечественной Войны за три и более сбитых самолёта, а Виталий Попков был награждён орденом Ленина, более значимым по статуту, за первый сбитый им самолёт, что говорит об особом, исключительном подвиге и  подтверждает правдивость показанного в фильме, кажущегося невероятным, эпизода.


   Дважды Герой Советского Союза, Виталий Иванович Попков в течении года командовал полком, руководил одной из авиационных дивизией в Корейской войне, летал на боевые вылеты, был награждён медалью За боевые заслуги, орденом Красная Звезда, вторым орденом Красное Знамя, третьим орденом Ленина.
   Асы его дивизии хорошо потрепали американских лётчиков. Это они устроили «Чёрный вторник» американской авиации 30-го октября 1951-го года, когда 22-е пары МИГ-15 пошли прямым курсом на американскую армаду в составе двадцать одного бомбардировщика (21!!!) и двухсот (200!!!) истребителей прикрытия, сломав их безупречный боевой порядок, погрузив в хаос ближнего боя. Потеряв лишь один МИГ, сбили двенадцать (12) бомбардировщиков и четыре (4) истребителя. Имея пяти кратное преимущество американцы «сделали ноги».
Результатом войны было не только создание демаркационной линии между севером и югом, но и признание мастерства, мужества, боевого духа советских лётчиков, принятием Виталия Попкова в Почётные члены Американской национальной организации лётчиков «Золотые Орлы» и включением его этой организацией в десятку сильнейших асов в мире. В своей стране он занимает восьмую строчку в списке лучших советских асов 2-й Мировой Войны.

P.P.S. Генерал-лейтенант Виталий Иванович Попков умер 6.02.2010г.


Рецензии
Очень интересный материал, Алексей!

Кстати, Вы не в курсе, как сложилась судьба прототипа Кузнечика? Нигде не смог найти.

Григорий Рейнгольд   03.06.2023 19:32     Заявить о нарушении
Спасибо за замечания. Неточности исправил. Думаю, что у комэска Титаренко было несколько прототипов и Попков один из них, прототипом героя фильма Кузнечика в эпизоде со сбитым над аэродромом немецким самолётом был Попков. Во всех остальных эпизодах возможна и фантазия Л.Быкова.
Моя тёща в 7-м классе Гагринской школы училась с Попковым в одном классе, а математику в их классе и классным руководителем был её брат участник ВОВ Г.Г.Коваценко (на фотографии). Г.Коваценко и В.Попков вели длительную переписку. Дочь Г. Коваценко в 90-е эмигрировала в Германию. В период написания мной повести "Аибга" она выслала по скайпу некоторые материалы, но большая часть военной и послевоенной переписки отца к сожалению не сохранилась.

Алексей Борзенко   03.06.2023 19:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.