Последний таран Маэстро

                Последний таран «Маэстро»

: P.S. (post scriptum) – к эпизоду из повести Аибга, о встрече 14-го марта 1944-го года в Гаграх Георгия Григорьевича и Анастасии Григорьевны Коваценко со старшим лейтенантом Виталием Ивановичем Попковым.
На фотографии Г.Коваценко и В.Попков.

    
     Каждая страна составляет свои списки лучших лётчиков-асов Второй Мировой войны. Попытки сравнения их носят дискуссионный характер. Некоторые, «знатоки» считают, раз показатели лётчиков люфтваффе гораздо выше показателей лётчиков других стран, то они лучшие и достойны восхищения. 104-е летчика нацисткой Германии, по их статистике, весьма спорной, имеют по 100 и более побед. Счёт побед идёт с 1939-го года, по результатам боёв на всех фронтах. Не всегда были равноценные противники. В начале ВОВ наши лётчики были плохо обучены, не имели достаточного боевого опыта, воевали на технически несовершенных самолётах, не сопоставимых с немецкими, несли огромные потери. В 1941-42-м годах, таран – оружие наших молодых, мало обученных, неопытных лётчиков. Большее число таранов приходится именно на 1941-1942-й годы, на самый тяжёлый период войны. Именно, вначале войны немцы назвали таран «русским способом воздушного боя» Нельзя не отметить, что тараны были и в 1-ю Мировую войну и в гражданскую в Испании. Таран применяли китайцы против японцев, Японцы против кораблей и самолётов США и самолётов СССР в боях над Халхин-Голом. Первый воздушный таран во 2-й Мировой войне совершил польский лётчик 1-го сентября 1939-го года. Английские лётчики применяли таран в боях за Ламанш, американские в начале войны с Японией. Единичные случаи таранов совершали немецкие лётчики в 1944 – 1945-х годах. И те, и другие шли на самопожертвование ради спасения своего гражданского населения от бомбардировок противника. Разница состоит в том, что военное руководство Германии и Японии, в конце войны, официально приняло на вооружение использование тарана, создавая отряды смертников, а применение тарана в Красной Армии никогда не было узаконено уставом. В конце войны, командование ВВС СССР издало приказ запрещающий применение тарана. Но и в конце войны, тараны были, так как трудно обвинить и доказать таран при столкновении с противником на встречных курсах. Со времени воздушных боёв над Кубанью, немецкое боевое превосходство в воздухе было утрачено и наши асы за короткий период подошли к результатам, которые достигли немецкие асы за 5лет боёв. За 4-е года войны наши лётчики совершили 595 воздушных таранов, 227 из них были со смертельным исходом. Таран, это риск, требующий мужества и самообладания. Списком из 100-а немецких асов, сбивших 100 и более самолётов многие ценители восхищаются, но в отличии от Советского Союза, данные о количестве проведённых таранов немцы не афишируют. Их было ничтожно малое количество.
     18 апреля 1945-го года, за двадцать дней до конца войны, командир эскадрильи, дважды Герой Советского Союза, капитан Виталий Иванович Попков сбил свой последний 41-й вражеский самолёт, применив таран. Командование полка разбирало этот боевой эпизод и требовало объяснения целесообразности применения тарана. Капитану Попкову пришлось объяснять сложившуюся боевую ситуацию, доказывать безвыходность в выборе средств и необходимость доведения боя до победного конца. Своё упорство и бескомпромиссность действий он объяснил тем, что, война, подойдя к своему победному концу, всё равно каждую минуту уносит десятки жизней и каждый сбитый немецкий самолет приближает окончание войны. Капитан Попков, будучи ещё сержантом, в 1942 году сбил свой первый самолёт и был награждён своим первым орденом, орденом Ленина, а за сбитый свой последний самолёт получил выговор.
    В эскадрилье капитана Попкова из 14-ти человек было 11 Героев Советского Союза. За созданный ими музыкальный ансамбль, их называли – «музыкальной эскадрильей». А у их командира был позывной «Маэстро». Именно о них был создан фильм: «В бой идут одни старики»
.    Руководил авиационной дивизией в Корейской войне. Двадцатидевятилетний полковник сам летал на боевые вылеты. Асы его дивизии хорошо потрепали американских лётчиков. Это они устроили «Чёрный вторник» американской авиации 30-го октября 1951-го года, когда 22-е пары МИГ-15 пошли прямым курсом на американскую армаду в составе двадцать одного бомбардировщика (21!!!) и двухсот (200!!!) истребителей прикрытия, сломав их безупречный боевой порядок, погрузив в хаос ближнего боя. Потеряв лишь один МИГ, сбили двенадцать (12) бомбардировщиков и четыре (4) истребителя. Имея пяти кратное преимущество американцы «сделали ноги».
Результатом войны было не только создание демаркационной линии между севером и югом, но и признание мастерства, мужества, боевого духа советских лётчиков, принятием Виталия Попкова в Почётные члены Американской национальной организации лётчиков «Золотые Орлы» и включением его этой организацией в десятку сильнейших асов в мире. В своей стране он занимает восьмую строчку в списке лучших советских асов 2-й Мировой Войны.

P.P.S. Генерал-лейтенант Виталий Иванович Попков умер 6.02.2010г.


Рецензии
Здравствуйте, Алексей!
Толковый и поучительный рассказ. Так видимо предопределено, что русские долго раскачиваются, но быстро совершенствуются. И в бою им не равных. Прежде Родина, а потом личное. Такие рассказы в школе бы детям читать, чтобы гордость за свой народ рождалась.
Всего Вам доброго. С уважением, Виктор Павлов.

Виктор Павлов 4   13.09.2021 23:49     Заявить о нарушении
Здравствуйте , Виктор. В нашей с вами школьной программе по литературе были:
- Метелица (Разгром);
- Повесть о настоящем человеке;
- Как закалялась сталь;
- Молодая гвардия и т.д.
" Значит нужные книги ты в детстве читал". Сейчас их нет в программе.
Сейчас в школе проходят типа - Доктор Живаго, Гулаг...Это, "чтобы гордость за свой народ рождалась".
Всего Вам доброго.

Алексей Борзенко   14.09.2021 07:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.