Колхозный водевиль. Часть пятая. Белорусский танец

Вы  вообще  слышали  когда-нибудь  о  такой  сельскохозяйственной  культуре,  как  КОК-САГЫЗ?  Уверена,  что  нет! 
Я  тоже  никогда  не слышала.  А  вот  мои  родители  не  только  хорошо  знали,  но  и  выращивали  её  на  лучших  землях  Белоруссии,  начиная  с  1950  года.
   От  руководящих  верхов  республики  шло  бесчисленное  количество  инструкций,  приказов  и  указаний  по  производству  кок-сагыза. Эта  культура  должна  была  сыграть  огромную  «стратегическую  и  политическую  роль»  в  повышении  престижа  советского  государства  в  международном  масштабе.
  Партия  приняла  решение выращивать  кок-сагыз в  своей  стране,  а  именно в  Белоруссии.  Поэтому  почти  во  всех  колхозах  в  начале  60-х   занимались  его  выращиванием.
 Почему?  Да  потому  что  ( как  говорил  лектор  из  района  на  политзанятиях),  без  кок-сагыза  мы  вообще  не  сможем  развивать  технику  и  медицину!  Ибо  кок-сагыз  является  основой  для  производства  резины  -  каучука.  А  без  резины,  как  понимаете,  никак  нельзя,  особенно  в  медицине!
  О  кок-сагызе  колхозники  тоже  раньше  и  слышать  не  слышали,  но  деваться  некуда  -  выращивали!
 А  культура  эта,  очень   нежная  и  капризная,  требовала  произрастания  на  хороших  почвах  и  трудоёмкого  процесса  ухода  за  ней. Все  удобрения,  поступавшие  в  колхоз,  шли  для  подкормки  именно  этой  культуры.  Труд  она  требовала  исключительно  ручной!    Это южное  растение,  привыкшее  к  тёплому  климату,  требовало   огромных  усилий  агрономов ,  которые  отвечали  за  технологию  растениеводства  и  в  случае  неурожая  могли  пойти в тюрьму за  невыполнение  директив  партии  в  СУДЕБНОМ  ПОРЯДКЕ!
Кок-сагыз  -   родной  брат  полевого  сорняка  одуванчика.  Прополку  надо  было  проводить  очень  осторожно,  это  был  адский  труд!  Колхозницы  по  10  часов  стояли  в  положении  «раком»  и,  не  дай  бог  было  вырвать  кок-сагыз  вместо  сорняка!  Агрономы  и  бригадиры,  многочисленные  проверяющие  из  района  тщательно  следили  за  качеством  прополки  и  наказывали  колхозниц  за  брак  списанием  трудодней.
Семена  кок-сагыза  созревали  к  августу  и  это  спасало  от  явного  брака,  потому  что  одуванчики  очень  неприхотливы  и  урожайны,  и  растут просто  везде  в  неограниченных  количествах!  И  на  полях  кок-сагыза  в  том  числе!  Так  что  вероятность  собрать  семена  вместо  семян  одуванчика была  очень  даже  высокой,
  Сбор  семян  проводился  вручную.  Вы  представляете,  какое количество  семян  нужно  собрать  весом  в  килограмм? Представьте  отцветший  одуванчик,  на  стебельке  мельчайшие  зёрнышки-семена…   Государство  за  килограмм  платило  100  рублей.  Получалось,  что  колхозница  зараба тывала  в  день  4-5  рублей  -  копейки!
А  ведь  такой  труд  на  благо  Родины    -  ПОДВИГ!  Чтобы  вести  учёт  и  осуществлять  контроль, бригадиры  делили  поля  на  участки  и  закрепляли  их  за  каждым  домом.   Работали  семьями,  привлекали  детей  и  стариков.  Агрономы  с  раннего  утра  до  позднего  вечера  «пропадали»  на  плантациях  кок-сагыза. Приходилось  буквально  «стоять  над  душой»  колхозников,  чтобы  не  допустить  брака. 
  Уборка  корней  проводилась  в  октябре.  Урожай  сдавали  в  районную  заготконтору.     И  в  первый  же  год  подвиг  колхозников  дал  результаты:   урожай  корней  был  хорошим, 80-150  центнеров  с  гектара!
  А  моя  мама  однажды  мне   (когда  я  ленилась  на  прополке  своего  огорода),  рассказала  об  этом  самом  кок-сагызе.
  После  окончания  техникума (с красным  дипломом!),  мама  получила назначение  на  должность  агронома  в МТС, которая  обслуживала  все  колхозы  Домановичского  района  Гомельской  области.  Мама  в  конце  учёбы  вышла  замуж  и   в 1949 году   в  мае  месяце родила  сына  Вову,  моего  старшего  брата.  Отпуск  по  уходу  за  ребёнком  составлял  тогда  2 месяца  и в  конце  июня  мама  вышла  на  работу.
  Я  даже  не  могу  описать это  послевоенное  время   объективно!  Не  могу  представить  жизнь  колхозников! Мама  наняла  девчушку , чтобы та нянчила  двухмесячного  ребёнка  и  к  восьми  часам  уже  должна  была  присутствовать  на  утренней  планёрке. До  конторы  МТС  было  около трёх  километров  и  она  шла  очень  быстрым  шагом.  Муж  уходил  из  дому  ещё  в  шесть:  пешком  на  протезе  без  ноги  не  разгонишься! Культя  у  него  от  таких  нагрузок  часто  воспалялась  и  болела,  ногу  ампутировали  до  самых  ягодиц  в  1945 году,  на  фронте  в   Германии. Для  поездок  по  колхозам  у  него  был  конь  с  лёгкой  повозкой,  но  до  этого  транспорта  надо  было  дойти  пешком!
 Среди  дня  мама  выбирала  время  и  бежала  домой,  чтобы  грудью  покормить  сына.  В  два  конца  это  расстояние  составляло   6-10  км,  в  зависимости  от  поля,  где  она  находилась. А  жили  родители тогда  в  маленькой  не  то,  что  даже  избушке  -  холодной  сторожке  размером  3    на  4.  Чтобы  не  замёрзнуть,  приходилось  топить  дровами  небольшую  печурку  круглые  сутки.  И  в  этой  сторожке  семья  ютилась  2  года!  Вместе  с  няней!  Быт  -  средневековый:  вода  в  ведре,  колодец  далеко. Постирать,  помыться  в  холодное  время  -  проблема.  Мама  хоть  и  выросла  в  деревне,  но  была  очень  чистоплотной.
 Рассказывала,  что  в  деревне,  где  она  родилась,  у  каждой  семьи  была  баня,  и  по  субботам  всегда,  для  всех,  был  банный  день.  В  баню  носили  даже  недельных  младенцев,  но  зато  и  вшей  всяких  не  было  в  деревне…
  Маленький  ребёнок  на  руках  няньки  часто  плакал  и  накричал  паховую  грыжу,  пришлось в  1  годик  ему  делать  операцию  под  наркозом.  Операция  была  тяжёлой,  мама  рассказывала,  что он  никак  не  просыпался  после  наркоза,  но  выжил!  Правда,  в  16  лет  брат  стал  седым,  его  тёмно-русая  шевелюра  превратилась в седую.  И  кличка  у  него появилась: «седой).  Седым  и  умер,  и  совсем  не  старым…  Медики  говорили,  что  поседел  от  наркоза,  наркоз  в  то  время  был  тяжёлым…
  А  ещё  мама  рассказывала  мне,  как  она  поняла,  что  Бог  есть!  Она  никогда  не  говорила  о  Боге.  Комсомолка,  потом  коммунистка…  какой  Бог?  И  эта  история  связано  с  этим  замечательным  КОК-САГЫЗОМ!
  Дело  было  так.  Однажды   уже стемнело,  когда  она смогла  уйти   с  поля  с  кок-сагызом .  На  небе  уже  зажглись  первые  звёзды.  А  до  дома  -  километров  пять,  да     ещё  через  лес. Шла  быстро,  мысли  о  голодном  маленьком  сыне  гнали  вперёд. Ночь  была  тёмной,  но  дорога  знакомая и  лес  не  пугал,  и не  казался  таинственным.
  Но  когда   вошла  в  лес  и   услышала  волчий  вой,  стало  жутко.  Побежала  почти  бегом,  но  вскоре  увидела  по  бокам дороги  горящие  огоньки  волчьих  глаз.  Они  светились по  обеим  сторонам  дороги,  сзади  тоже  слышались  звуки  волчьих  шагов. 
 Волки!  Люди  давно  уже  рассказывали,  что  появилось   в  лесу  много  волков,   были  случаи  нападения  их  на  домашнюю  скотину.   А  с  собой  -  никакого  оружия,  даже  палки  в  руках  нет!  Спички!  Можно  зажечь  спички  и  отпугнуть  зверей,  но  спичек  с  собой  тоже  нет!
   - Только  не  бежать!  Идти  спокойно  и  не  оглядываться  назад!  Дома  ждёт  голодный  маленький  Вовка!  Боженька,  помоги!  Господи,  а  ведь  я  же  комсомолка  и  Бога  нет!
 Мама  долго  молчала,  а  потом  сказала:
  -  А  Бог есть!  Я  почувствовала  всей  кожей,  всем  своим  существом,  что БОГ  ЕСТЬ! И  стала  молиться,  хотя  ни  одного  слова  молитвы  не  знала…  Но  молилась  и  просила  Боженьку  о  помощи.  Рассказывала  ему  громко,  во  весь  голос,  что  меня  ждёт  маленький  голодный  сыночек  и  мне  надо  принести  ему  в  груди  молочка,  что  у  меня  муж  без  ноги…   
  Волки  сопровождали  меня,  пока  я  не  вышла  из  лесу.  До  сих  пор  удивляюсь,  что  они  меня  не  съели.  Их  было  много,  сопровождали  меня  километра  два…   Боженька  меня спас…
Мама  говорила,  что вера  в  Бога  не  зависит  от  того,  ходишь ли ты  в  церковь.  Бога  нужно  иметь   в  сердце  и  не  нарушать  Его  заповедей.  А  когда  мама  умерла  и  я  развязала  узелок,  в  котором  лежала  ею  приготовленная  «одежда  на  смерть»,  то  увидела,  что  сверху  лежит  маленькая  иконка  с  изображением  Божьей  Матери.  Мы  положили  её  на  грудь.  Умерла  мама  рано,  слишком  тяжёлым  было  у  неё  голодное  детство  и  молодость…   Болела.
   Часто жаловалась,  что  видит  во  сне  кошмары,  как  заморозки  уничтожили  нежные и очень  слабые  всходы  кок-сагыза…  И  война,  как  немец  убивает  её  из  автомата…   И  как  она  ест  и  не  может  наесться  хлеба…
  А ещё  мама рассказала  мне,  что  единственный  выговор  за весь  свой  трудовой  стаж  получила  за  кок-сагыз. А  дело  было  так.
  Однажды,  когда  она  проверяла  качество  прополки  работающих  в  поле  колхозниц,   одна  старушка  потеряла  сознание  под  палящим  солнцем.    Женщины, работающие  поблизости, привели  её  в  чувство.  Мама  познакомилась  с  ней  и  узнала,  что  живёт  она  одна,  сыновья  не  вернулись  с  войны,  мужа  прибили  полицаи.  Невестки  живут  в  соседних  деревнях,  но  им  не  до  свекрови:  детей  кормить  надо!   Так  что,  пока  ноги  ходят,  надо  работать!
  Мама  моя  выросла  тоже  без  отца,  погибшего  на  фронте  под  Ржевом,  и  ей  стало  очень  жаль  эту  бабку,  которая  явно  была  нездорова.  Она  решила  сама  помочь  ей  в  прополке.
 Переговариваясь,  они почти  заканчивали  работу,  и  мама  не  заметила,  как  подъехала  машина  райкома  партии,  из  неё  вышел  второй  секретарь, и, обнаружив  агронома,  не  выполняющего  свои  непосредственные  обязанности,  пришёл  в  ярость…   Даже  не  выслушав  маму,  хлопнул  дверью  машины  и  уехал,  оставив  за  собой  облако пыли.
 Назавтра  маму  вызвало  руководство  и  объявило  выговор.  Директор  МТС  выслушав  объяснения,  не  ругался:
  -  Не  обижайся!  Я  должен  доложить,  что  «принял  меры»!  А  выговор  этот  я тебе  сниму,  попозже…
  Но  так  и  не  снял…  уж  больно  много  забот  было  у  директора!
К  счастью  для  колхозников,    с  1953  года  наука  нашла  способ  получения  каучука  синтетическим  методом  и  посевы  кок-сагыза  в  колхозах  были  отменены.  На  такой  радостной  ноте  заканчивается  водевиль  с  кок-сагызом.


Рецензии