ГДР 1975 год. Перед отъездом домой

               

 Приближался день моего отъезда из  Германской Демократической Республики. Накануне фрау Гизела  принесла с работы домой большую толстую тетрадь. Это был дневник  отдела, которым она руководила и в который её коллеги   записывали  так называемые «добрые дела» своего небольшого коллектива. Для чего?  Для победы в социалистическом соревновании между другими коллективами  их предприятия. Отдел фрау Гизелы был членом Общества  германо-советской дружбы, что вероятно  давало ему дополнительные баллы при подведении  итогов соревнования. Фрау Гизела попросила меня  пополнить список «добрых дел» и сделать в тетради запись  моих впечатлений о  пребывании в ГДР,  в  городе Карл-Маркс- Штадте и в их семье. Конечно же, я написала положительный отзыв со словами благодарности  в адрес принимающего меня семейства, не забыв при этом упомянуть, как мне понравился славный  немецкий город, носящий имя Карла Маркса, и как я на себе почувствовала дружбу между гражданами  Советского Союза  и Германской Демократической Республики. Это  было действительно так, я  искренне выразила свои добрые чувства признательности фрау Гизеле и господину Вернеру за  тёплый приём и заботу обо мне.  Но, где-то в глубине души мой юношеский максимализм неоднозначно воспринял случай с написанием этого отзыва для отдела фрау Гизелы. В голове моей  вертелась мысль – «Оказывается дело не во мне, в человеке, который полюбил немецкий язык и профессию свою связал с изучением немецкого языка и с преподаванием этого языка в учебном заведении… Значит  мой приезд в эту немецкую семью стал поводом, чтобы упрочить свою положительную репутацию в трудовом коллективе, укрепить свои позиции в  обществе социалистической Германской Демократической Республики  и выгодно показать себя в среде соотечественников!»  Я не понимала тогда и не принимала такое показное гостеприимство!  В душе остался неодобрительный осадок от этой истории … Но фрау Гизела осталась довольной моей записью в дневнике отдела и поблагодарила меня.


Утро следующего дня началось для нас с  Петером как обычно – завтракали мы вдвоём, потому что  родители, как и в прежние дни, очень  рано   ушли на работу. Да, вечером перед сном мама и папа попрощались со мной и пожелали  счастливого пути. Вот это расставание тоже немножко расстроило меня. Я вспомнила свою семью, своих близких родственников и подумала, что вот у нас в случае отъезда дорогих  гостей мои мама и папа, или кто-то  один из них, обязательно бы задержались,  для того чтобы проводить гостя на вокзал, посадить его в вагон, чтобы убедиться, что гость нашей семьи благополучно, без проблем,  уезжает восвояси. Однако,  я заметила на столе записку мамы Гизелы для Петера, в которой мама  просила  сына купить определённые продукты для дома и семьи, а также велела  сыну  спросить Наташу, т.е. меня, что из еды ей надо в дальнюю дорогу. Мы с другом отправились в магазин  выполнить мамино поручение.  Когда все покупки  согласно списку лежали в  корзине, я напомнила Петеру о продуктах мне в дорогу, на что он ответил, что мы это сделаем не здесь, а позже, когда приедем в Берлин. «Что же, логично»  -  подумала я и успокоилась.


Итак,  ещё до обеда мы  отправились  в Берлин поездом. На вокзале в Берлине в первую очередь мне нужно было решить вопрос с моими проездными документами. Собираясь в дальнее путешествие у себя дома, я приобрела железнодорожные билеты в оба конца.  В  советское время в нашей стране среди пассажиров существовало такое понятие, как  «закомпостировать  купленный билет на определённый поезд с местом в спальном (плацкартном или купейном) вагоне». Это условие было выполнено мною перед отъездом  в Берлин. Я ехала в купейном вагоне на верхней полке в одном купе с семьёй, которая возвращалась из Советского Союза в Варшаву. Отец семейства был русский, а вот его жена – полька, пани Данута. И ещё двое детей дошкольного возраста – мальчик и девочка. С ними  ехала пожилая пани, которая совсем не понимала по-русски, или делала вид, что не понимает,  - мама Дануты. С этой семьёй у нас в пути сложились добрые взаимоотношения после того, как я рассказала попутчикам, куда я еду и  к кому. Пани Данута  очень хорошо отнеслась ко мне, подбадривала словами, подсказывала, как правильно вести себя при появлении пограничников при пересечении границы Советского Союза. Как видно, она не в первый раз переезжала из одной страны в другую. В Варшаве польская семья распрощалась со мной и покинула вагон, но через несколько минут пани Данута вернулась и вручила мне  на память маленький сувенир -  книжечку-раскладушку с видами польской столицы Варшавы. На титульном фото  была необычная скульптура женщины с мечом в руках.  «Это Сиренка, т.е. Русалочка. Это символ и талисман Варшавы» - объяснила  пани Данута и пожелала  мне когда-нибудь побывать в Варшаве и познакомиться с её достопримечательностями. И это пожелание сбылось  через 44 года! Мы с мужем  на сутки, проездом, задержались в Варшаве и побродили по улочкам старого города, нашли площадь, которую украшает эта самая Сиренка. И я добрыми словами  вспоминала пани Дануту и её пожелание мне увидеть Сиренку…


Обратная поездка из Берлина в Псков вызывала у меня беспокойства по той причине, что у себя дома в Советском Союзе я не смогла закомпостировать билет со спальным местом на обратный поезд - таких  мест не было ни в купейном, ни в плацкартном вагонах! И всё же я решилась выехать в ГДР,  надеясь на то, что родители Петера помогут мне  решить эту проблему, о чём я попросила фрау Гизелу и господина Вернера  сразу после приезда в их семью. Мне ответили, что это можно будет сделать  только в Берлине в день отъезда.  И вот теперь в последний день моего пребывания в ГДР, мне предстояло как-то решить этот вопрос. В кассу с моим основным  железнодорожным билетом обратился Петер. Вскоре он вернулся и вручил мне мой билет с дополнительной квитанцией о предоставлении  пассажиру  места в одном из купейных  вагонах  поезда, следующего  по маршруту  Берлин - Ленинград. Я вздохнула с облегчением, не подозревая, какие приключения ждут меня  в пути!  Поезд отправлялся поздним вечером, а до этого времени мы  были свободны, и теперь   нам предстояла прогулка по Берлину!

          (продолжение следует)


Рецензии