90 год. Гл. 40. Качать воду не перекачать

Глава 40. Качать воду – не перекачать.

Случилось ЧП. Серьёзное чрезвычайное происшествие – а раз так, никто не должен от ликвидации его последствий быть в стороне. Председатель горисполкома Осипов Буркутбай принял меня незамедлительно, понял и оценил ситуацию с полуслова. По его распоряжению, к обеду, во дворе ГТС стояли, и откуда их только нашли, целых пять водооткачивающих машин с бочками. Среди них – три мощных КАМАЗа.
Сработала быстро, протянула руку помощи Спецавтобаза, – зримо, внушительно. А пользы?..
Сначала все обрадовались прибывшему спешно городскому спецтранспорту, потом разочаровались. Ну, наберут они через оконный проем из подвала по бочке воды, а куда её вывезти, где слить? Через которое время вернутся они, чтобы вновь залить свои бочки и увозить воду за город по второму кругу?..  Да и очевидно то, что в эти, вместе взятые бочки, вмещается мизерная капля из подвального моря. Техникой этой и за месяц вряд ли из него всю воду выкачаешь.

На практике, помощь с использованием пригнанной техники оказалась бессмысленной. Почесали водители затылки, поняли, что тут – возить воды, не перевозить – и потихонечку, один вслед за другим, ретировались со двора. Своей работы в городе полно у них, успеть бы, управиться. И больше помощи ждать – неоткуда. Своя беда – сам с ней и расхлёбывайся.
Растерянно бродили под начинавшим, как в насмешку, всё ярче и ярче припекать солнцем, гэтээсовские мужики, и тут подскочил ко мне явно озарённый какой-то идеей Журба Владимир Яковлевич. И точно – он что-то нащупал. Не зря стоял в сторонке с Егоровым Михаилом, и очень уж там они жестикулировали руками.

Оказывается, Егоров вспомнил про водооткачивающий насос «Андижанец», который когда-то, несколько лет назад, повинуясь своей хозяйской сметке, притащил он на склад и завалил в углу, более востребованными предметами, из-за ненадобности. По диаметру откачивающего рукава, производительности и мощи откачки, «Андижанец» явно превышает покрасовавшиеся на территории и убравшиеся восвояси Камазы.
– Виктор Васильевич, только электричество подключить, да шланг в подвал пропустить! А слив – вот он, только люк открыть! Ногами стоим ведь сейчас прямо на колодце общегородской сливной канализации. У себя же во дворе находимся, никто и не заметит…
– Да, действительно – туда сторожевой насос грунтовые воды из подвала и откачивал тайком, вот уже сколько лет…

Чем стоять и фантазировать без толку, лучше малое дело делать.
– Выкатывайте «Андижанец» – будем пробовать.
Насос неказистый на вид, на отдельной платформе с железными колёсами и совершенно новый.
Ай да Егоров – вот запасливый человек! Сколько раз в самых трудноразрешимых ситуациях выручал он телефонную сеть своей неординарной сметкой. Ну, кто бы мог подумать, что этот красно-коричневый кусок железа, «дикобраз» по виду, нам когда-то понадобится? Ушла эпоха беспорядочного массового применения в городе откачивающих средств. Выкачивать воду из колодцев и сливать в арыки и просто на землю категорически запрещено санэпидстанцией.
Так, по мизерной вероятности применения, этот насос, когда его притащил Михаил, оценён был специалистами – как глыба железа, разве что на металлолом. И вот на тебе! Сейчас он – единственная наша надежда.

А то, что вода уйдёт в общегородскую канализацию – так это же действительно, у нас во дворе, это только мы будем знать о нарушении запрета санэпидешников. Да и горводоканал – его бессменный руководитель Смоляга, сам закалённый и перезакалённый в разных ЧП, поймёт нас в случае чего. Заодно, его канализацию и промоем.
Покрутились вокруг насоса, поцокали языками. Что тянуть резину – включаем! 
И заурчал маховик, раскрутил что-то там внутри себя, побулькал воздухом и вынес по гофрированному рукаву наружу мощный столб воды!  – В колодец её, в колодец…
Пошла работа! Нашлись у кабельщиков ещё две маломощные помпы – тоже в долю их включили.
Наблюдать за работой ровно урчащих насосов скоро прискучило. Бесцельно бродили по двору привлечённые к устранению аварии люди – оставалось только ждать результатов работы механизмов.

А солнце, оно почти полностью отвоевало у туч небо, засияло от радости лучами, заигралось всеми цветами радуг, уверенное в собственной победе. Всё увереннее контролировало небо и лишь изредка пропускало сквозь лучи неведомо откуда вдруг сорвавшиеся из выси крупные, водяные капли, редкими очередями барабанившие по земле. Слепило солнце глаза, а всё равно чувствовалось – ненадолго эта его победа, ненадолго. Просто, тучи взяли запланированный перерыв…
Посовещались, оставили на территории только дежурных у насосов. Рассчитали, – за ночь уровень воды в подвале ощутимо снизится. Предпосылки к тому, чтобы начать в шахте прямо с утра работать с повредившимися кабелями имеются. Значит всем, особенно кабельщикам, сегодня остаток дня можно отдыхать, а утром как штык быть готовыми к восстановлению кабелей. Самой стихией назначена им, да и нам всем, рабочая суббота.

Подчитали повредившиеся телефоны. Их набралось полторы тысячи номеров. Определили повредившиеся кабели. Ими оказались самые старые – два четырёхсотпарных свинцовых, которые во время недавней перекладки общей массы кабелей, от пола шахты, наверх, как можно выше от пола – при её упорядочивании, не решились трогать с устоявшихся мест. Вот их, и ещё несколько самых низких на консолях, и поглотила вода.

Понятно – ведь все рассчитывали, что после проведённого совсем недавно переустройства подвала, автоматизации и резервирования откачивающих насосов, отсечки грунтовых вод – вряд ли постигнет его участь затопления. Просчитались…
АТС-6 в городе к этому времени практически прекратила своё существование, но это в номерной ёмкости. И хоть имелись у нас наполеоновские планы – все заведённые в шахту АТС-6 кабели переключить на шахту АТС-4, вывести их из глубоко углублённого в землю подвала постоянно атакуемого грунтовыми водами – не успели их осуществить.
Что ж, теперь в авральном режиме – поднимем, наконец, их на недосягаемую, для любого уровня вод, высоту.  А на сегодня – всё. Утро вечера мудрёнее – только бы «Андижанец» не подвёл.


Рецензии