90. Правило безопасности и обетование спасения

Псалмы – это послания для тех, кто в них нуждается и их принимает. При пропускании псалмов через душу многое становится ясным. А то, что остаётся неясным, раскрывается проникновением в «зашифрованные» в образах этого мира духовные смыслы стихов.

По свидетельству иудейской Традиции, этот псалом сложил Моше Рабейну, «наш учитель», известный нам как Моисей. И это случилось на горе Синай, когда он предстал перед Богом и услышал из Его уст Тору.

"Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
говорит Господу: «прибежище моё и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»"

Это великая истина для верующего человека: все, живущие в общении с Богом, находятся в безопасности и пребывают под Его защитой. Человек Божий всегда может возвратиться к Богу, найти отдых и покой.

Нет ни малейшего повода сомневаться во вседостаточности и всемогуществе Всевышнего, и поэтому упование на Него личностно и непоколебимо – Он «Бог мой», я обретаю в Нём всё, во что верую, и знаю, в Кого уверовал.

"Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,"

Или, в прямом переводе, «Ибо Он спасёт тебя от сети птицелова, от мора гибельного».

Это обетование защищает естественную жизнь, и тому свидетельств – без числа. Своей сохранностью от заразы или от рук душегубов мы более обязаны божественному провидению, чем собственным заслугам.

Но несомненно и прежде всего в этом стихе звучит духовный смысл: только Бог может оградить от искушений сатаны, похожих на сети ловца, и от гибельного мора греха.

"перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение – истина Его."

Или, если снова переводить «прямо»: «Крылом Своим Он укроет тебя и под крыльями Его найдёшь убежище, щит и броня – верность Его».
Это сень крыльев божественного обетования и проведения. Бог защищает с нежностью и любовью, что изумительно передаёт образ крыльев. Однако, такая мягкость сочетается и с полной уверенностью в полной защите в образе щита и брони.

"Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днём,
язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень."

«Мора, во мраке ходящего, чумы, похищающей в полдень» – читаем в Теилим.

Мнительный и склонный к боязливости ни минуты не может считать себя в безопасности. Ночной мрак всегда и для всех полон ужасов. Стрела, летящая днём, летит невидимо и проявляется только при попадании. Существует «мор, во мраке ходящий», «чума, похищающая в полдень» когда мы бодрствуем и окружены друзьями, и даже мы сами не можем обезопасить себя, и друзья не могут защитить ни себя, ни нас.

И это, несомненно, не только о радиации или бактериально-вирусной угрозе. Эти строки указывают на существование великой опасности для души – и днём и ночью мы предоставлены лукавой и лживой власти. За поэтическими образами уже явно звучит духовное наполнение.
Стрела, летящая днём, есть символ «зла нечестивых»; мор во мраке – нравственное  зло поражает только во мраке и безумии; чума, похищающая в полдень – ложь и обольщение похотями.

Никакая великая мудрость не удержит тебя от страхов, а псалмопевец говорит: «не убоишься» даже в явной опасности? Лишь сила духа способна не только сохранить от зла, но и избавить от страха. Безоговорочная вера, силу которой наполняет Сам Бог, – только она удержит от «того страха, в котором есть мучение», она и есть высочайшая безопасность. Ты не будешь бояться самых изощрённых «средств поражения» будучи уверен, что они, и зацепив тебя, не нанесут вреда, а только духовно укрепят. «Не бойся ночной тьмы» – если ты правильно используешь темные состояния, то только в них сможешь проявить мужество, силу веры и решимость.
«Если Бог за нас, кто против нас? …Смерть! где твое жало?» Все, что происходит, совершается по воле нашего Небесного Отца – и где тогда повод страшиться?

"Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым."

Тот, кто сохранил свою чистоту во времена беспредельного зла и порока, может доверить Богу свою безопасность во время Его суда.

"Ибо ты сказал: «Господь – упование моё»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;"

Или в еврейском тексте «Господь – оплот мой, Всевышнего сделал ты обителью своей».
Наша великая привилегия – пребывать в Боге, как в месте своего обитания, жить в Нём, как в обители, общаться с Ним, наслаждаться Им и уповать на Него. Обитель – «место» спокойствия и радости, в ней нет преград на входе, нет назойливых приставаний, нет вытеснений и конкуренции, ибо «В доме Отца Моего обителей много» (Ин. 14:2).

Хотя ты будешь испытывать беды и страдания, но и они будут приходить от любви Божьей и освящать тебя. Они придут для твоего блага, они производят добро.

"ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих:
на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею;"

Это драгоценное обетование, которое воздаёт праведным, и оно возвращает к первому стиху псалма: «Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится», и провозглашает перед Богом: «Ты прибежище и твердыня моя… на Тебя полагаюсь!». Праведник находится чуть выше порога скрытия Творца и уже должен понимать, что пребывает под покровом высшего, и всё, вплоть до самой мелкой детали, устроено согласно соотношению высшего света и ёмкости его души, чтобы они оптимально давали целенаправленное духовное продвижение. А потому он должен быть благодарен за то, что его пробуждают и подсвечивают ему свыше.
Но и из этого состояния надо выходить – найти в нём пункты для своей личной работы, и выходить.

"на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона."

Или: «На льва и на аспида наступишь, топтать будешь льва и дракона».

Праведные одержат победу над силами тьмы, это обетование использовал апостол Павел в Рим. 16:20: «Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре».

"«За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Моё.
Воззовёт ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,"

Здесь даётся наставление о том, к кому относятся эти обетования: к тем, которые любят Его, которые правильно знают Его, – познавшим имя Его. Это те, которые призывают Его и молитвенно общаются с Ним, и даже разделяют с Ним скорби.

«Избавлю его» означает двойное избавление – избавление в беде и избавление от беды. В беде Он будет с ними, давая своевременное облегчение и благодати, вселяя в душу их бодрость (Пс. 137:3).

«Прославлю его» – они Им Самим предназначены для Царства и славы (Ин. 12:26) – это высшая благодать Творца, и с нею дорогой душе «довесок»:

"долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Моё»."

Они насытятся жизнью и будут иметь вечную жизнь в Царствии; мало того – вот что венчает блаженство: они увидят замысел спасения и его результат!
Благочестивый Симеон лишь тогда насытился долготой жизни, когда смог сказать: «Видели очи мои спасение Твоё».
Спустя более чем тысячелетие, Тот, Кто воочию явит всему миру спасение, будет учить: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф 25:34). А апостол Павел скажет: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2:9).

Известный толкователь Библии МакДональд называет этот псалом «Мой псалом». Будучи пятилетним мальчиком, он умирал от дифтерии. Надежды на выздоровление уже не было, но из соседней деревни пришёл шурин его матери и заявил: «Он выздоровеет, и однажды Бог спасёт его душу!». Ему никто не поверил, и он рассказал, что читал 90 псалом и на последних трёх стихах к нему обратился Сам Бог со словами, что спасёт и освободит мальчика.
«Господь может лично обращаться к верующим через некоторые стихи этого псалма. В таком случае человек может уповать на обещание и полагаться на него. Мой личный пример, описанный выше, подтверждает это» – пишет МакДональд.

Большинство богословов считают 90 Псалом мессианским на том основании, что его смысловое содержание косвенно относится к Иисусу Христу, который пребывал под кровом Всевышнего, жил под сенью Его в абсолютном, нерушимом общении с Отцом.
Так, когда Иисус заявил о возвращении в Иудею, ученики сказали: «Равви! давно ли иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда? Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днём, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним» (Ин. 11:7-10). Господь знал, что иудеи не тронут Его, пока Он не завершит Своё дело. И ныне все, кто принял Господа, уверены в Его спасении. Мы слишком большое внимание уделяем искушениям и исследованию рисков. Но правило, озвученное ещё Моисеем, остаётся правилом: в Господе мы в безопасности.


Рецензии