Второе Ополчение. Царь Михаил Романов. 8
Польскому королю и армии удаётся, наконец, взять Смоленск. Но вместо того, чтобы идти на помощь небольшому польскому отряду, засевшему в Кремле и Китай городе, король Сигизмунд возвращается на родину, чтобы отпраздновать триумф по поводу взятия Смоленска. Провести по улицам столицы и других польских городов пленного русского царя Василия Шуйского. И он упускает время, которое неотвратимо движется к провалу польской авантюры.
Дело в том, что рассылаемые архимандритом Дионисием и келарем Авраамием Палицыным Троице-Сергиева монастыря грамоты, призывающие собирать новое ополчение и идти на Москву освобождать патриарха Гермогена, а Москву очистить от поляков, достигли Нижнего Новгорода. И мясной торговец Кузьма Минич Сухорук(Кузьма Минин) бросил клич начать собирать средства для организации Второго Ополчения, а также искать нового руководителя Похода. По счастью, сравнительно недалеко от Нижнего, в своём имении лечился от полученных ран во время восстания москвичей против поляков, князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Он согласился стать во главе Похода, но только вместе с Кузьмой Мининым, который должен был взять на себя руководства всеми видами обеспечения создаваемого Ополчения.
Наскоро сформированное Ополчение "стартовало" из Нижнего и остановилось в Ярославле. Князь Пожарский обосновывал длительную остановку в Ярославле тем, что надо было закончить окончательное формирование вооружённых отрядов. Но это пол дела. Князь ненавидел казаков, считал их главными виновниками Смутного времени. Поэтому, с его точки зрения, надо было сначала разогнать шайки казаков, рассыпавшиеся по всей стране. Что и было предпринято. Но и это было не главной причиной его длительной остановки в Ярославле. В городе по существу возникла новая столица России во главе с князем. Он начал вести международные переговоры. Так он вступил в переговоры с шведским правительством о даровании России в цари шведского принца Карла-Филиппа, в качестве противовеса польской кандидатуре королевича Владислава. Переговоры закончились согласием шведской стороны. Но Карл-Филипп, юноша одного возраста и с Владиславом польским и будущим царём Михаилом Романовым( всем им было в районе 16 лет) не спешил в Россию. И прибыл на её границы, когда на престол уже был выбран Михаил Романов. Кстати, эти переговоры аукнутся Пожарскому при выборах царя на Соборе в Москве. И кандидатуру князя Пожарского снимут с голосования.
Но и это была не главная причина медлительности князя. Поляков в Москве осаждал князь Трубецкой, бывший по всем законом выше по "рангу" по сравнению с князем Пожарским. Волей неволей ему придется передавать командование тому, чего он не очень хотел. Особенно из-за того, что Трубецкой командовал казаками. Которые, кстати, организовали покушение на Пожарского в Ярославле, к счастью неудавшееся.
Но когда поступила информация о том, что к Москве подходит крупный польский отряд Хдкевича, Второе Ополчение, наконец, подошло к Москве. Общее командование над соединёнными силами принял, как и положено, князь Трубецкой, о чём в литературе часто забывают. Но два князя договорились расставить свои силы на противоположных берегах Москвы реки во избежание возможных стычек между отрядами. И по существу оба отряда действовали самостоятельно. Что и принесло долгожданную победу. Ходкевич был отбит силами Пожарского. В этом сражении отличился Кузьма Минин, проявивший себя как инициативный и храбрый воин. А Трубецкому с казаками удалось взять Китай город. Это случилось 22 октября 1612 года. После чего поляки ещё месяц удерживали Кремль и, наконец, сдались, не выдержав жесточайшего голода в полном окружении. После сдачи из Кремля вышли русские бояре, в частности, Иван Романов, брат Филарета, находящегося в плену в Польше. А вместе с Иваном покинули Кремль его племянник Михаил, будущий царь, и его мать, инокиня Марфа.
В феврале 1613 года был собран Земский Собор со всей Земли Русской. Его охраняли казаки , так как дворянское Ополчение Пожарского было сразу же после взятия Кремля распущено. В чём то, это и определило сделанный на Соборе выбор в пользу Михаила Романова. Казаки в Москве хорошо помнили благодеяния его отца Филарета Романова, бывшего у них патриархом в Тушино. Казаки заперли князя Пожарского в его доме в период решающего голосования. А какой то, оставшийся неизвестным истории, казак выкрикнул на Соборе имя Михаила.
Так полной победой закончился шахматный матч, выигранный Филаретом Романовым у Бориса Годунова, Василия Шуйского, других претендентов на русский трон. При этом сам он находился вдалеке от событий. И воспринимался как народный герой, не сломленный поляками, и находящийся у них в плену. Характерно, что наряду с выбором нового царя даже не ставился вопрос о выборе нового патриарха взамен загубленного голодом поляками Гермогена. Этот важнейший "пост" был негласно оставлен для Филарета после возвращения того из плена. Это и произойдёт через долгие шесть лет.
Но одно дело взойти на трон. Другое дел создать новую династию. А вот с этим делом у Романовых возникли большие проблемы. Материал на эту тему готовится.
Свидетельство о публикации №221022700314
Александр Михельман 08.01.2022 18:20 Заявить о нарушении