Хранитель слова

Имя выдающегося ученого, специалиста в области славянского языкознания Афанасия Матвеевича Селищева (1886–1942) по праву занимает одно из первых мест среди  славистов  мира.

Крестьянский сын

Будущий академик появился на свет  в крестьянской семье Матвея Ивановича и Ксении Силаевны Селищевых  11(23)  января 1886 года в селе Волово Орловской губернии, теперь это Липецкая область. Биографы пишут об огромном стремлении деревенского мальчика к знаниям, сравнивая его с М.В. Ломоносовым. Так, чтобы поступить в реальное училище, он прошёл пешком несколько десятков верст от Волова до Ливен. Несмотря на то, что он опоздал на экзамены, инспектор училища, пораженный его тягой к знаниям, дал ему шанс получить образование.
Началась новая и необычная для мальчика городская жизнь. В пятом классе он начал давать уроки по русскому языку и литературе ливенским недорослям. Это приносило дополнительный заработок и воспитывало навыки будущего педагога. Именно тогда, в пятом классе реального училища, Селищев принял решение продолжать образование в университете. После окончания училища в 1906 году Селищев сдал экзамены в Курской гимназии и поступил на историко-филологический факультет Казанского университета.
В Казани
В 1911 году молодого специалиста, окончившего регулярный курс с дипломом I степени, оставляют на кафедре славянской филологии, и через два года он становится приват-доцентом. Именно в это время публикуются первые научные работы Селищева, он читает лекции, ведёт практические занятия, принимает активное участие в работе Педагогического общества университета. Работавший тогда в Казани историк Н. П. Грацианский позже рассказывал: «Я как-то попал на его лекцию, посвященную истории ятя. Сюжет от моих интересов весьма далекий. Однако во время лекции мне, как и всем слушателям, казалось, что важнее вопроса о яте в жизни ничего нет». В 1912 году из печати вышла первая научная работа А. М. Селищева о чешском поэте и публицисте К. Гавличке. Исследовательские интересы ученого были достаточно широки, однако постепенно они концентрируются на русской и македонской диалектологии.

В Македонии

Для  дальнейшего  усовершенствования  знания  живых  славянских  языков,  ознакомления  с  бытом,  этнографией  южных  славян и  изучения  говоров  Македонии А.М. Селищев  командируется  на Балканы. Его двухгодичная командировка прервалась  через два  с  половиной  месяца,  Селищеву пришлось вернуться из-за  начавшейся  в  1914  году войны.  Но  молодой  учёный,  и  за  этот  весьма  короткий  срок  сумел  накопить уникальный материал. Селищев  пишет  магистерскую  диссертацию  «Очерки  по  македонской  диалектологии», в 1918 года он её защищает и издает книгой.

В Иркутске

В России он продолжил работу уже в должности магистра славянской филологии, возглавив в Иркутском университете кафедру русского языка.
Находясь два года в Сибири, в этом отдалённом и заброшенном в научном отношении крае, в период гражданской войны, голода и смены идеологических приоритетов А.М. Селищеву стоило немалого усилий и личного мужества заниматься одновременно организации преподавания лингвистических дисциплин и сбором диалектологических данных. В этот период, были опубликованы две его монографии, в них Селищев не только охарактеризовал особенности русских сибирских говоров, но и уделил большое внимание изучению контактов этих говоров с туземными языками Сибири.
В 1920 году Селищев возвращается в Казань, где его избирают профессором Казанского университета.

В Москве

К концу 1921 года ученый получает приглашение из столицы возглавить кафедру славянской филологии в Московском университете, и в начале 1922 года он переезжает в Москву, поселившись в здании университета вдвоём с помогавшей ему по хозяйству тётушкой Екатериной Лаврентьевной Новиковой.
Плодотворную учёную деятельность Селищев совмещает с преподаванием, работая одновременно  в МГУ,  в российском институте истории при Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук, и в ряде областных пединститутов.
Кроме своего основного дела — славистики, учёный вёл  исследовательскую работу по современному и историческому языкознанию, читал лекции аспирантам, занимался изучением языка советской эпохи («советизмов»). В 1928 году из печати вышла его монография «Язык революционной эпохи», посвященная самым новым явлениям в русском языке.
Судьба, казалось, благоволила А.М. Селищеву: он получил заслуженное признание не только в родной стране, но и далеко за её пределами.
В начале 1929 года Селищев был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, а в 1930-м — членом-корреспондентом болгарской Академии наук и почётным членом Македонского научного института, ещё ранее, 1926 году его избирают членом-корреспондентом Академического финно-угорского общества в Гельсингфорсе.
Но скоро произошла реорганизация университетского обучения: из состава МГУ исключили гуманитарные факультеты, взамен создали Московский институт философии, литературы, истории, где ряд традиционных специальностей был ликвидирован, в том числе прекратилось на несколько лет обучение славянским языкам, и Селищев потерял работу. В 1931 году был создан Научно-исследовательский институт языкознания (НИЯз), сотрудником которого стал Селищев. Весной 1933 года НИЯз  закрыли, Селищев некоторое время работает в Институте славяноведения АН СССР в Ленинграде.
 
Арест и заключение

Менее чем через год начались репрессии против российской научной элиты.
Институт закроют, большинство его сотрудников арестуют. Афанасия Матвеевича  арестовали в ночь на 8 февраля 1934 года по делу так называемой «Российской национальной партии» или («Дело славистов)»,  сфабрикованному в недрах ОГПУ в конце 1933 — начале 1934 годов, в ходе которого  было осуждено более семидесяти человек.
К счастью, Селищеву удалось избежать «высшей меры», 29 марта 1934 года «за принадлежность к националистической группировке»  учёного осудили на пять лет. Срок заключения Селищев (остававшийся всё это время членом-корреспондентом Академии наук) отбывал в лагере около Караганды.  11 января 1937 года досрочно, с подорванным здоровьем Афанасия Матвеевича освободили.

Восстановление в правах

Вся последующая жизнь учёного почти до последних дней – борьба за право считаться полноправным членом общества. Жить ближе 100 км от Москвы не полагалось, но Афанасий Матвеевич не мыслил жизни без работы в столице, где комнату в здании университета и библиотеку все три года хранила его старая тётушка.
Селищев прописался у знакомых в Калинине (ныне Тверь). 25 августа 1937 года он получает телеграмму, в которой сообщается о смерти Е.Л. Новиковой. Оставшиеся на квартире одинокого холостяка рукописи, в том числе два неизданных тома «Введения в изучение славянских языков», пропали. Книги и другие принадлежности в полуоткрытых ящиках оказались в открытом сарае на университетском дворе.
Селищев подаёт одно за другим ходатайства, прося хотя бы временной прописки — Н.И. Ежову, в ЦИК СССР, в ЦК ВКП (б), но не получает ответа.
В этот непростой период он читает лекции по славянскому языкознанию на историческом факультете Ивановского пединститута и в Московском институте философии, литературы и истории.
Селищев превосходно владел студенческой аудиторией. Литературовед Г.А. Соловьёв, тогда студент, будет вспоминать: «Нас знакомил с польским языком высокий, сутулый, седой и подслеповатый старик Афанасий Матвеевич Селищев, обаятельный и трогательный в свой бесконечной любви к польской поэзии. И мы твердили по-польски стихи А. Мицкевича о Будрысе и его трех сыновьях». А ведь «старику» было едва за пятьдесят.
Только 8 апреля 1939 года после очередного письма И.В. Сталину Селищев, наконец, получил прописку в общежитии Московского пединститута, куда  поступил на работу профессором.

Последние годы

  Измученный жилищно-бытовыми проблемами выдающийся языковед, учёный с мировым именем ушёл из жизни  в 56 лет, за рукописями, в суровой военной Москве 6 октября 1942 года, оставив потомкам фундаментальные, не устаревающие со временем труды и глубокое осознание непреходящей ценности гуманитарного образования. Селищев похоронен на Даниловском кладбище Москвы. 
Спустя 10 лет вышел подготовленный им к печати, но так и не изданный при жизни учебник «Старославянский язык», а в  1968  году   -  сборник  «Избранные  труды» А.М. Селищева и  его работа  «Происхождение  русских  фамилий,  личных  имен  и  прозвищ».

На малой родине

На свою малую родину, в Волово, Афанасий Матвеевич возвращался всего один раз – в тридцатые годы, ещё до ареста. И приезжал он сюда не просто вспомнить детство и подышать родным воздухом – учёный и дома работал.
Старожилы вспоминали, как к Афанасию Матвеевичу приходили крестьяне, шли с почтением, снимая шапки, понимали – перед ними учёный, большой человек. Мужикам он привозил табак, а женщин угощал леденцами. Итогом его пребывания на родине стала книга «Говоры Ливенского уезда, основанные на диалектах Измалковского, Тербунского и Воловского районов».
Имя академика Селищева носит одна из улиц на его малой родине и воловская общеобразовательная школа, во дворе которой  установлен бюст знаменитому земляку.

Марина САМАРИНА


Рецензии