Мятежный дух графа Чернышёва

14 декабря 1825 года в день восстания на Сенатской площади ротмистр Захар Чернышёв, находясь в четырехмесячном отпуске в имении родителей Тагино в Орловском уезде Орловской губернии, отмечал свой 28-й день рождения.
Граф Чернышёв не играл в декабристском движении ведущей роли, тем не менее, решением суда он был приговорён к лишению чинов, дворянского звания и к каторге в Сибири.

Кавалергард

Старший и единственный сын действительного статского советника графа Григория Ивановича Чернышева Захар  родился в 1797 году. Его мать Елизавета Петровна и мать Александра Пушкина Надежда Осиповна  приходились друг другу троюродными сестрами.
Огромные земельные и лесные угодья, тысячи крепостных душ позволяли Чернышёвым вести истинно барский образ жизни.
В Тагино содержалась многочисленная дворня, имелся крепостной оркестр, штат учителей, собственный доктор, домашний художник.
Захар считался в семье признанным кумиром шести сестёр – графинь Чернышёвых, известных незаурядностью характеров.
Все дети Чернышёвых получили блестящее домашнее образование, как это было принято в то время в богатых дворянских «гнездах».
На семнадцатом году жизни Захар был определен в Московское училище колонновожатых, которым руководил генерал - майор Николай Николаевич Муравьёв, отец будущих декабристов Александра, Михаила и Николая. В этом учебном заведении давали серьёзную военную подготовку, не подавляя личной индивидуальности, поощрялись самостоятельность мышления, чувство равенства, культ дружбы, широкий круг интересов воспитанников. Не случайно из среды окончивших училище вышло 28 декабристов, и 13 из них было осуждено.
С 1817 года граф Чернышёв начинает службу в Кавалергардском полку — особой кавалерийской части в русской гвардии, кавалергарды исполняли обязанности телохранителей и почетной стражи во время коронации и других торжеств. Благодаря положению и связям отца он быстро продвигается по служебной лестнице и в декабре 1824 года уже имеет чин ротмистра.

Член тайного общества

В Кавалергардском полку Чернышёв подружился с идеологом движения декабристов, капитаном Гвардейского Генерального штаба Никитой  Муравьёвым, который был женат на его сестре Александре.
В числе друзей Захара были также будущие декабристы Кондратий Рылеев, Иван Анненков, Василий Ивашёв. Под влиянием друзей-декабристов Захар Чернышёв проникся их идеями и весной 1825 года был принят в петербургскую управу Южного общества, созданную П.И. Пестелем в качестве опорного пункта южан в столице. Он был посвящён в планы вооруженного восстания, но в событиях 14 декабря не участвовал. В связи с болезнью матери с сентября 1825 года Чернышёв находился в четырёхмесячном отпуске в родовом имении Тагино.
Время от времени в Тагино наезжали родственники и знакомые. Осенью 1825 года  в имении гостили прапорщик  Московского пехотного полка Владимир Толстой, дальний родственник Чернышёвых и прапорщик Нежинского конно-егерского полка Фёдор Вадковский.
При участии Захара Чернышёва, Владимира Толстого и Фёдора Вадковского состоялось обсуждение плана организации подпольной типографии для размножения декабристской литературы. Когда Вадковскому, одному из руководителей филиала Южного общества, понадобилось направить отчёт о своей деятельности Пестелю, он предполагал поручить это Чернышёву, но убедился в том, что тот из-за болезни матери не сможет выехать на продолжительный срок.
В первых числах декабря в Тагино приехал один из руководителей Северного общества Никита Михайлович Муравьёв, муж сестры Чернышёва Александры Григорьевны (1800-1832). О вооружённом выступлении в Петербурге 14 числа, как раз в день рождения Захара Григорьевича, они услышали из уст орловского губернатора, заезжавшего к Чернышёвым.

Арест и заключение

Получив донесение о причастности тагинских декабристов к заговору, 17 декабря Николай I отдал приказ послать фельдъегерей для ареста Никиты Муравьёва и Захара Чернышёва.
23 декабря декабристы были доставлены в Петербург и помещены на гаупвахту Петропавловской крепости.
Развернув бурную деятельность, старшая сестра Софья добилась разрешения видеться с Захаром два раза в неделю. Свидание с сыном и зятем имела Елизавета Петровна. Позже простился с Захаром перед его отправкой в Сибирь и Григорий Иванович.
Знание цели тайного общества, средств к её достижению и замысла на цареубийство были главными обвинительными пунктами Захару Чернышёву, причисленному к «седьмому разряду государственных преступников». Решением суда он лишался чинов, дворянства, графского титула и высылался в Сибирь, где по отбытии года каторжных работ ему предстояла бессрочная ссылка.

Каторга в Сибири

Из Петропавловской крепости в Сибирь Чернышёв был отправлен весной 1827 года. Каторгу отбывал в Чите на Нерчинских рудниках.
Известно, что в дни их пребывания в Читинском остроге Чернышёв занимался переводами. До нас дошёл его французский перевод стихотворения поэта-декабриста Н.А. Чижова «Журавли». К переводам его сподвигло постоянное чтение книг и газет, которые посылали ему отец и сестра Софья.
«Я надеюсь, - писал из Тагино Григорий Иванович сыну в октябре 1828 года, - ты получил книги, посланные Софи три месяца тому назад. Остальные я закажу в Москве и Петербурге. Помимо того, что ты просишь, ты получишь целое собрание французских классиков: Вольтера, два тома, Расина, Корнейля, Буало, Мольера - по одному тому».
С живущей поблизости сестрой Александрой Муравьёвой, последующей за мужем в Сибирь, Захару Григорьевичу в течение годичного пребывания на каторге так ни разу и не удалось встретиться. Лишь накануне отправления его на поселение в Якутск в мае 1828 года им удалось проститься, как оказалось, навсегда.
В 1829 году благодаря ходатайству отца Захара Григорьевича перевели на Кавказ рядовым в Нижегородский драгунский полк.

Служба на Кавказе

Летом в лагере под Арзрумом Чернышёв встретился с Пушкиным. В разговоре Александр Сергеевич вспомнил своё прощание с сестрой Захара Александриной перед отъездом её к мужу в Сибирь. Тогда, в декабре 1826 года, он передал с ней свое знаменитое стихотворное послание друзьям-декабристам: «Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье…».
Переведённый 9 ноября 1829 году в 41-й Егерский полк, Чернышёв все последующие годы «провел в походах и делах против неприятеля».
Под местечком Закаталы 15 октября 1830 года пуля навылет пробила ему грудь. Наконец, в 1833 году Захар Григорьевич был произведён в офицеры и получил право на длительный отпуск. К этому времени многое изменилось в семействе Чернышёвых. Не стало родителей, сестра Александра Муравьева умерла в Сибири.
В этот приезд Захар Григорьевич женился на дочери сенатора Екатерине Алексеевне Тепловой, племяннице мужа сестры Софьи, а после свадьбы, в конце августа, уехал с молодой супругой к месту служения в Моздок.
Летом 1835 года Чернышёв состоял в чине подпоручика. В рапорте от 21 сентября кавказский военный полицмейстер свидетельствовал, что подпоручик Чернышёв жил летом этого же года с женой и тёщей в Кисловодске и вёл себя скромно и осторожно, избегая отношений с другими декабристами.

В отставке

Захар Чернышёв прослужил на Кавказе 8 лет, в январе 1837 года был уволен в отставку «по расстроенному здоровью, тем же чином» с обязательством жить безвыездно» в имении сестры Софьи Григорьевны Чернышёвой-Кругликовой Яропольце Волоколамского уезда Московской губернии.
В 1840 году Захар Григорьевич поселился в родовом имении Тагино, которое, под видом купли-продажи, подарила ему сестра Софья Григорьевна.
21 декабря 1841 года Чернышёв поступил на службу в Орловское дворянское депутатское собрание (губернским секретарём), а в 1846-м перевелся в канцелярию московского гражданского губернатора.
В начале осени 1856 года по амнистии, дарованной императором Александром II, Захару Чернышёву вернули дворянство и графский титул.
Последние годы жизни он провел с женой в Италии, преимущественно в Риме, куда они уехали для поправления здоровья Екатерины Алексеевны.
Там в мае 1862 года граф Чернышёв  и умер.
Первоначально он был похоронен на римском кладбище Монте-Тестаччо, но в начале 1880-х годов по настоянию сестры декабриста Натальи Григорьевны Муравьёвой (1806-1884), его прах был перевезён в Россию и захоронен на кладбище Новоспасского монастыря в Москве в семейном склепе Чернышёвых, рядом с матерью, братом Петром, сестрой Софьей. В родовой усыпальнице покоился прах и единственного сына декабриста Чернышёва Григория, родившегося в 1836 году и умершего на втором году жизни. К сожалению, в 1927 году некрополь Новоспасского монастыря был полностью уничтожен.
Супруга графа Чернышёва Екатерина Алексеевна намного пережила мужа. «Московские ведомости» сообщали, что умерла она в Риме 22 ноября 1878 года.

Марина САМАРИНА


Рецензии