Известные военно-морские базы
Но в истории человечества всегда были как положительные, так и отрицательные экземпляры. Одни честно трудились на морских перевозках или рыбной ловле, а вторые старались отобрать у них продукты их труда, занимались разбоем. Для охраны торгового флота стали создавать военные корабли, которые сопровождали торговые суда или занимались поиском судов пиратов и их уничтожением.
С развитием человечества и торговый флот, и военный превратился в огромную силу. А учитывая, что плавание на море представляет большую опасность для мореплавателей из-за штормов, появилась потребность в спокойных бухтах, где суда и корабли могли отстаиваться во время штормов и тайфунов, не подвергаясь опасности, а также проводить ремонтные работы для обеспечения безопасности плавания.
Со временем торговое судоходство освоили много подобных бухт, где они могли загружаться товаром для его перевозки в другие места. А вот военные корабли нуждались в другом. В первую очередь в обеспечении горюче-смазочными материалами и продуктами питания, пресной водой, а также необходимыми боеприпасами по мере их расходования во время боестолкновений с противником. Подобные боеприпасы были секретными, и поэтому проход в подобные базы был доступен далеко не всем людям. Так появились военно-морские базы, окруженные устройствами, препятствующими проходу посторонних, введен пропускной режим. Многие базы были вообще засекреченными, и о их существовании многие не подозревали. Базы были сосредоточением и военных кораблей, и всевозможных огневых средств, так что противники обычно не рисковали нападением на эти военно-морские базы.
Но во время различных войн иногда случались ситуации, связанные с этим базами, которые получили огласку не только в военных приказах, но и в средствах массовой информации. Наиболее резонансные из них произошли в годы Второй мировой войны, когда возросла роль подводных лодок и морской авиации. Первое такое резонансное события произошло в самом начале Второй Мировой войны, в ноябре 1939 года. Это был рейд немецкой подводной лодки в базу английского флота Скапа-Флоу, во время которого был потоплен английский линкор.
Ска;па-Флоу — гавань в Шотландии на Оркнейских островах, к югу от острова Мейнленд. Имеет площадь в 312 км;, защищена с юго-запада островом Хой, с востока — островами Саут-Роналдсей, Баррей и другими. Имеет глубину до 50 м и песчаное дно. Обладает достаточной вместимостью для размещения большого количества крупных кораблей и считается одной из наиболее удобных естественных гаваней в мире.
Около тысячи лет назад викинги уже входили в Скапа-Флоу; во время Первой и Второй мировых войн здесь базировались главные силы британского военно-морского флота — Гранд-Флит.
Во времена континентальной блокады Скапа-Флоу служила сборным пунктом для караванов транспортных судов, отправлявшихся в европейские порты. Для обороны островов от наполеоновского десанта были выстроены так называемые Башни Мартелло (генуэзские башни) — небольшие каменные форты с вращающимися орудийными платформами по образцу генуэзского укрепления на корсиканском мысе Мартелло, с которыми британский флот столкнулся в бою в 1794 году.
В 1904 году Адмиралтейство впервые рассмотрело вопрос о перебазировании главных сил из Ла-Манша на север, в Шотландию. База на севере выводила главные силы из-под угрозы блокады узкого пролива растущими германскими морскими силами, и позволила бы оперативно контролировать всё Северное море. Согласно британской морской доктрине, выработанной незадолго до войны Баттенбергом и Бриджманом, базирование главных сил в Скапа-Флоу, вне радиуса эффективного действия немецких подводных лодок, должно было запереть Флот открытого моря в его портах — что и произошло в ходе войны.
Обсуждавшиеся базы в Росайте и Инвергордоне к 1914 году не были укреплены, поэтому при мобилизации 28—29 июля 1914 года линейные корабли Первого флота перебазировались в Скапа-Флоу, хорошо известную по предвоенным учениям (и также не укреплённую), и с объявлением войны приняли боевое имя «Гранд-Флит». Линейные крейсера перебазировались в Росайт. В последующем, именно Скапа-Флоу, с площадью бассейна более 200 км;, стала главной базой флота.
По инициативе адмирала Джеллико на островах были срочно оборудованы позиции береговой артиллерии и минные поля, а проливы между островами — прикрыты противолодочными заграждениями (боны и блокшивы).
21 июня 1919 года в Скапа-Флоу был затоплен собственными экипажами германский Флот открытого моря, который достался англичанам по итогам Первой мировой войны.
Дважды, в 1914 и 1918 годах, немецкие подводные лодки прорывались внутрь гавани, но обе были уничтожены, не причинив вреда британским кораблям. 23 ноября 1914 года U-18 под командованием Генриха фон Хеннига, пристроившись за кормой входившего в базу транспорта, прошла через разведённые противолодочные сети, но была атакована и протаранена британским тральщиком и вскоре затонула. 18 октября 1918 года UB-116 под командованием Ганса-Йоахима Эмсманна, пытавшаяся проникнуть в гавань тем же маршрутом, была обнаружена с помощью подводных гидрофонов и подорвана дистанционно управляемой миной.
Более успешными были минные постановки немецких подводников. 5 июня 1916 года на мине, выставленной U-75 вблизи Оркнейских островов, погиб вышедший из Скапа-Флоу крейсер «Хэмпшир». Вместе с экипажем погиб направлявшийся в Архангельск фельдмаршал Китченер; спаслось только 12 человек.
В период между войнами интерес к поддержанию в боеспособном состоянии всех укреплений вокруг базы снизился, хотя в началом Второй мировой войны Скапа-Флоу оставалась ведущей базой Гранд-Флита. Правда, большинство проходов в базу были перегорожены затопленными судами или противолодочными сетями, но оставались два пролива, через которые заходили или выходы военные корабли англичан, а так же мелководный пролив Кирк-Саунд, через который можно было попасть в бухту только во время прилива. Но и в этом проливе были затоплены несколько судов, правда, между двумя из них был проход шириной 17 метров. Об этом узнали агенты немецкой разведки.
13—14 октября 1939 года немецкая подводная лодка U-47 под командованием Гюнтера Прина, специально отобранного для атаки на Скапа-Флоу адмиралом Дёницем, проникла в гавань через пролив Кирк-Саунд. Впоследствии, после атаки, этот пролив был перегорожен тремя блокшивами. Первый залп U-47 пришёлся на британский линкор «Ройял Оук», одна торпеда попала в цель, но линкор остался на плаву. Второй залп — кормовым торпедным аппаратом — прошёл мимо, третий — тремя торпедами — привёл к гибели линкора и 833 человек его экипажа. 386 моряков спаслись. U-47 благополучно вернулась в Вильгельмсхафен 17 октября. В 1942 году газеты США сообщили, что Прина наводил на цель немецкий агент, живший на островах и бежавший после атаки на другой подводной лодке, но эти сведения оказались ложными. Автором фейка был один безработный американский журналист.
По итогам расследования лишился своего поста комендант островов, адмирал Уилфред Френч. Заграждения блокшивами были признаны неэффективными, и взамен них британцы, используя итальянских военнопленных, построили так называемые «барьеры Черчилля»— каменные дамбы через малые проливы в восточной части Скапа-Флоу. Система дамб общей длиной 2,3 км, начатая постройкой в мае 1940 года, была завершена только в 1944 году.
Гюнтер Прин получил рыцарский крест из рук Гитлера, были награждены все офицеры и матросы субмарины на вечере, устроенном в Берлине в их честь. Геббельсовская пропаганда оповестила об успехе Прина весь мир. Так для многих за пределами Британии стало понятно название Скапа-Флоу, до этого крайне редко упоминавшееся в СМИ.
Об этом рейде в Скапа-Флоу немецкие кинематографисты сняли в 1956 году фильм «U-47. Капитан Гюнтер Прин». Его можно легко найти в Интернете.
В 1956 году база ВМФ в Скапа-Флоу была закрыта. В 1962 году правительства Германии и Великобритании окончательно урегулировали права на останки затопленных немецких судов — Германия их официально продала спустя 42 года после гибели. В настоящее время гавань пользуется популярностью у любителей подводного плавания с аквалангом.
Но англичане весьма скоро нанесли ответный удар по военной-морской базе союзника немцев - Италии. Как известно, после падения Франции во время кратковременной войны с Германией, итальянцы решили отхватить кусок территории своего соседа, и объявили войну союзнику Британии Франции. Итальянский флот считался самым сильным в Средиземном море, где имела свой интерес и Британия, у которой были военно-морские базы на острове Мальта и в египетской Александрии.
На северном побережье залива Таранто в Ионическом море находилась (и находится в наши дни) главная военно-морская база Итальянского королевского военно-морского флота — Regia Marina. Основные сооружения базы располагаются во внутренней гавани Маре-Пиколло и в северо-восточной части внешней гавани Маре-Гранде. Отправным моментом британской операции против кораблей Итальянского военного-морского флота, стоявших на военно-морской базе в Таранто, можно считать сентябрь 1940 года, когда в Средиземное море прибыл новейший авианосец «Илластриес», ставший флагманом оперативной группы флота под командованием признанного специалиста по авианосным операциям контр-адмирала Ламли Листера.
Ламли еще в 1938 году выдвигал план атаки базы в Таранто, и теперь, когда в его распоряжении как командующего авианосцами в Средиземном море оказался «Илластриес» и несколько эскадрилий торпедоносцев-бомбардировщиков «Фэйри Суордфиш» («Рыба-меч»), он выступил деятельным сторонником возрождения этого плана. Его непосредственный начальник, командующий британским Средиземноморским флотом адмирал Эндрю Каннингем, и сам уже раньше высказывал подобную идею, а теперь у него появился не только деятельный помощник, но и необходимые силы: «Илластриес».
Первоначально налет силами двух групп торпедоносцев планировалось произвести в 135-ю годовщину Трафальгарской битвы, однако в ангаре «Илластриеса» случился пожар и операцию пришлось отложить. Британская наземная авиация, базировавшаяся на острове Мальта, в ходе подготовки операции совершила ряд разведывательных полетов к Таранто, сделав снимки якорных стоянок. 11 ноября в штаб оперативной группы прибыли материалы разведки, на которых предельно четко были видны цели.
Основываясь на этих данных, а также с учетом того, что наступило полнолуние, адмирал Каннингем решил провести операцию, получившую кодовое название «Приговор», тем же вечером 11 ноября. При этом количество принимавших в ней участие самолетов было сокращено с 30 до 21.
Около 18:00 оперативная группа контр-адмирала Ламли (флаг на «Илластриесе») двинулась в сторону Таранто и к 20:40 вышла в намеченную точку, находившуюся примерно в 300 км от итальянской военно-морской базы. Сразу же в небо поднялась и взяла курс на Таранто первая группа лейтенанта-коммандера Кеннета Уильямсона, состоявшая из 12 «Суордфишей» 815-й эскадрильи; из них шесть имели на вооружении торпеды, четыре — бомбы, два — бомбы и осветительные ракеты.
Вторая волна из девяти самолетов 618-й эскадрильи лейтенанта-коммандера Дж. У. Хейла (пять — с торпедами, две — с бомбами, две — с бомбами и осветительными ракетами) стартовала около 22:00. Из состава 2-й группы один самолет через 40 минут после взлета потерял подвесной бак и вернулся назад.
Атака стала для итальянцев полной неожиданностью, в чем значительную долю вины несет командование Regia Marina. Организации обороны было уделено слишком мало значения: противоторпедные сети были установлены в меньшем объеме, чем следовало, после шторма значительная часть аэростатов заграждения была выведена из строя, разведка, в т. ч. воздушная, была организована из рук вон плохо. Впрочем, итальянские зенитчики довольно быстро оправились и открыли огонь.
Около 23:00 1-я группа подошла к Таранто. Сначала шедшие впереди самолеты, вооруженные бомбами, сбросили свой груз на базу, выпустив также и осветительные ракеты, подготавливая цели для торпедоносцев. Последние шли буквально над самой водой, разделившись на два звена по три самолета. Несмотря на прекрасную видимость и заранее намеченные цели, точность попаданий оставляла желать лучшего, и лишь три торпеды достигли своей цели: одна попала в линкор «Конте-ди-Кавур» (23 622 т), две — в «Литторио» (35 000 т). После этого первая волна развернулась и ушла в сторону «Илластриеса». Был сбит самолет командира группы Уильямсона, которого взяли в плен.
Теперь наступила очередь второй волны. И вновь лишь три торпеды оказались точными: одна досталась «Гаю Дуилию», две (хотя одна и не взорвалась) — многострадальному «Литторио». И вновь потери англичан составили один самолет (его экипаж погиб).
Операция закончилась для Итальянского флота довольно печально: «Литторио» и «Гай Дуилий» выбросились на берег, «Конте-ди-Кавур» затонул.
Многие историки и эксперты считают, что успех англичан вдохновил японцев напасть на главную военно-морскую базу Тихоокеанского флота Перл-Харбор. Пожалуй, эта самая известная операция во время Второй мировой войны.
Перл-Ха;рбор, ( «Жемчужная гавань») — гавань на острове Оаху (Гавайи). Большая часть гавани и прилегающих территорий заняты центральной базой Тихоокеанского флота Военно-морских сил США.
В 1875 году США и королевство Гавайи заключили договор о сотрудничестве, по которому флот США получал доступ к гавани Перл-Харбор в обмен на специальные условия для импорта гавайского сахара в США. Позже, в 1898 году, США окончательно захватили Гавайи.
После аннексии гавань была расширена, что дало возможность принять больше кораблей. В 1908 году была построена судоверфь.
26 ноября 1941 года ударное соединение японского императорского флота под командованием вице-адмирала Тюити Нагумо по приказу командующего флота Исороку Ямамото покинуло базу в заливе Хитокаппу на Курильских островах и направилось к Перл-Харбору. Японское соединение включало шесть авианосцев: «Акаги», «Хирю», «Кага», «Сёкаку», «Сорю» и «Дзюйкаку», на которых размещался 441 самолёт, в том числе истребители, торпедоносцы, пикирующие бомбардировщики и истребители-бомбардировщики. Эскорт авианосцев составляли линкоры «Хиэй» и «Кирисима», тяжёлые крейсера «Тонэ» и «Тикума», а также лёгкий крейсер «Абукума» и 11 эсминцев (по другим данным — 9 эсминцев и 6 подводных лодок).
Целью нападения на Перл-Харбор была нейтрализация тихоокеанского флота США для обеспечения свободы действий японской армии и флота в юго-восточной Азии.
Утром 7 декабря самолёты с японских авианосцев нанесли удары по аэродромам на острове Оаху и по кораблям, стоявшим на якоре в гавани Перл-Харбор. Было потоплено четыре линкора, два эсминца, один минный заградитель. Ещё четыре линейных корабля, три лёгких крейсера и один эсминец получили серьёзные повреждения. Потери американской авиации составили 188 уничтоженных и 159 сильно повреждённых самолётов. Американцы потеряли 2403 человека убитыми (из них больше 1000 — на борту взорвавшегося линкора «Аризона») и 1178 ранеными. Японцы потеряли 29 самолётов — 15 пикировщиков, 5 торпедоносцев и 9 истребителей. Были потоплены пять сверхмалых подводных лодок. Были убиты 64 человека (55 лётчиков, 9 подводников). Ещё один — лейтенант Сакамаки — был взят в плен. Он доплыл до берега после того, как его сверхмалая подводная лодка наскочила на риф.
С точки зрения немедленного эффекта нападение на Перл-Харбор обернулось невероятным успехом для Японии, превзошедшим любые ожидания тех, кто планировал операцию. Нейтрализация Тихоокеанского флота США на шесть месяцев позволила Японии с лёгкостью захватить большую часть Юго-Восточной Азии, включая Гонконг, Бирму, Голландскую Ост-Индию, Малайю, Сингапур и Филиппины. Однако отказ США в перемирии и невозможность получения помощи от союзников в конечном счёте привели к поражению Японии. Из всех потопленных американских кораблей не удалось восстановить только четыре — линкоры «Аризона» (взорвался), «Оклахома» (перевернулся) и два эсминца. Стремясь уничтожить линкоры и самолёты, японские силы оставили нетронутыми очень важные для дальнейшего хода войны и вместе с тем легко достижимые в рамках неожиданной атаки цели: 11 подводных лодок, огромные запасы нефти в хранилищах, ремонтные мастерские и доки. Собственно и авиации, несмотря на кажущиеся большими цифры ущерба, был нанесён значительно меньший возможного урон. Стремясь к максимальной скрытности и минимальным потерям, японское командование отказалось от применения артиллерийских кораблей (что при снижении риска потерь и обнаружения значительно уменьшило и нанесённый противнику ущерб), сосредоточившись на авиации и сверхмалых подводных лодках (последние не принесли никакого результата).
Более того, пытаясь максимально извлечь результат из фактора неожиданности, удар наносили лишь двумя волнами, что в конечном итоге, сохранив большее количество самолётов, существенно уменьшило и американские потери. Умышленно или случайно, но японский флот напал на американскую военную базу в момент отсутствия в ней авианосцев. Как следствие, ставшие основными военно-морскими силами в американском флоте в ходе Второй мировой войны авианосные силы не понесли в ходе операции никаких потерь. Через полгода четыре из шести тяжёлых японских авианосцев («Акаги», «Кага», «Хирю», «Сорю»), участвовавших в нападении на Перл-Харбор, были уничтожены силами США в битве за Мидуэй.
В настоящее время Перл-Харбор является крупнейшей военно-морской базой США на Тихом океане и штаб-квартирой тихоокеанского флота США. Судоверфь, расположенная рядом с гаванью, обеспечивает работой 12 000 человек.
В память о погибших американских моряках в том месте, где затонул линкор «Аризона», создан мемориал. Ещё одним памятником событий войны на Тихом океане является находящийся на вечной стоянке в Перл-Харбор линкор «Миссури», на котором 2 сентября 1945 года был подписан акт о капитуляции Японии. Об этом событии снято несколько фильмов: американо-японский «Тора! Тора! Тора!» (1970), американский «Пёрл-Харбор» (2001), японский «Атака на Перл-Харбор» (2011), а также телесериал «Тихий океан» (2010).
Свидетельство о публикации №221022700586