Переписка с бывшей учительницей-48. 26. 09. 2006 г

              Переезд Ольги Ульяновны из села Малиновки в Запорожье, как я заметил из этого письма, которое она отправила мне в сентябре 2006 года, не развеяло окончательно грусть её:
            «Живу, но как, почему-то бесцельная жизнь давит, угнетает. Тяжело отрываться старому человеку от насиженных мест. Там остались молодые годы, счастливая жизнь. А что здесь, ведь у старых людей нет уже никакой цели, есть путь, уже пройденный. А жить-то всё равно надо!»
          Последнее предложение меня, как бывшего её ученика, несказанно обрадовало, ибо хорошие люди должны жить долго-долго. И она, чувствуя мою радость, продолжает:
         «Мы живём, надо жить. Я живу тем, что где-то в октябре-ноябре поедем в Малиновку с Колей. Он забрал в мастерской табличку с надгробной надписью для твоей бабушки. Вот тогда он её и закрепит».
           После последнего предложения у меня на глазах появились слёзы. И есть, отчего.
           Когда в августе далёкого 1971 года мы уезжали навсегда из родного села, оставляя там могилу моей дорогой и самой любимой бабушки Дуни, то мои родственники по линии отца клятвенно обещали следить за могилкой бабушки. Речь  о семье моего троюродного брата Григория Григорьевича Панасейко. К тому же, его жена являлась моей маме кумой, а их младший сын Коля, соответственно, крестником мамы.
           Поначалу т.Катя, пока была молода, ухаживала за могилой, часто посещая могилу погибшего в детстве среднего сына Сергея. Но вот прошли десятилетия, т.Катя постарела, ушла на пенсию, стала часто болеть. И ухаживание прекратилось за могилой. Тем более в середине 1990-х годов ушёл из жизни и глава семьи. И могилка моей бабушки стала зарастать бурьяном.
          К счастью, в августе 2015 года я вышел на сайте «Одноклассники» на свою бывшую одноклассницу, а ныне учительницу Малиновской школы Надю Ткачун. С тех пор я за дорогую мне могилку не переживаю, она всегда ухожена.
           Но какое же было моё удивление, когда я узнал из письма Ольги Ульяновны, что ещё до Нади, порядок на бабушкиной могилке навел мой бывший одноклассник Коля Плетень со своей мамой, прикрепив заодно и табличку. До этого могила казалась безымянной.
          Низкий поклон за мою бабушку Наде и Коле, и Царство Небесное самой Ольге Ульяновне. Но … вместе с тем, у меня на душе появилась и никуда не делась горькая обида за маминого крестника.
          Ему в октябре прошлого 2020  года исполнилось пятьдесят шесть лет, есть жена, два взрослых сына, неужели нельзя выбирать время и посматривать за могилой мамы своей крёстной?  Не помнить её он не мог: когда мы уезжали в Россию, ему было 8 лет, к тому же, мама несколько раз в последующие годы приезжала в село. Просто он оказался, по моему глубокому убеждению, неблагодарным крестником. Бог ему судья!

27.02.2021 г.

На фото: Плетень О.У. 1971 год


Рецензии