Музыкальная школа. Хорошо или плохо... Продолжение

    
   Начало здесь http://proza.ru/2021/02/26/1273

     В первой части говорилось о музыкальной школе вообще и о способах преподавания сольфеджио в частности. Однако, остается большое количество незатронутых тем. Ведь помимо сольфеджио остаются такие предметы, как музыкальная литература, хор и наконец специальность. Очень важно не отпугнуть ребенка, а наоборот заинтересовать. Если вы отдали малыша учиться играть на инструменте, скажем, года в четыре, то в первую очередь следует смотреть за тем, чтобы он нашел общий язык с педагогом, а вернее даже, чтобы педагог смог найти к нему ключик.

     Дети - существа нежные, но также еще и интересующиеся. Редкого ребенка нельзя заинтересовать чем-то новым. А ведь есть педагоги, которые с самого начала смотрят суровым взглядом, разговаривают с ребенком, как будто он в чем-то провинился и постоянно делают бесконечные замечания. Что самое обидное, после всего этого может еще и оказаться, что нужный уровень не достигнут и годы мучений потрачены впустую. Тогда, конечно, возникает вопрос, зачем же отдавать ребенка в это адское заведение.

     Поэтому, как я уже говорила раньше, необходимо узнать про педагогов как можно больше. Да, это нелегко, да можно ошибиться, но тем не менее. Это особенно важно, пока ребенок маленький. И, конечно, нужно присутствовать на всех уроках, всегда интересоваться успехами и неудачами ребенка. Ни в коем случае нельзя ругать его. Можно указывать на недостатки, но с теми поправками, что в остальном все получилось хорошо. Чтобы ребенок видел, что несмотря на какие-то огрехи, у него все получается, что он может чего-то достигнуть. Важно приучить ребенка анализировать самому свою работу. Он должен понять, что выявление плюсов и минусов после проделанного поможет ему в дальнейшем. И маленькие дети вполне способны делать подобные выводы. Да, не так как взрослые, но тем не менее.

     Преподаватель в первую очередь должен быть волшебником и сказочником. Он должен уметь рассказать про свой инструмент так. чтобы ребенок увидел в это своеобразно волшебство, какой-то другой мир, если хотите. Часто распространенная проблема заключается в том, что ребенок вроде как не против играть, но при этом совершенно не заинтересован в том, чтобы попадать по нотам. Да, он играет программу, да наизусть, но при этом весьма фальшиво. В первую очередь это касается струнных и духовых инструментов. Это скорее всего пройдет. Опять-таки знаю это не понаслышке. С трех до семи лет я занималась скрипкой и лет до шести где-то играла исключительно "рядом", а на вопрос не противно ли мне, отвечала "а я привыкла". И это при наличии абсолютного слуха. Сейчас мне это непонятно, как же я могла так играть, ведь я не переношу фальшь, но тем не менее. Поэтому нужно лишь запастись терпением и подождать немного. Вполне вероятно, что ребенок поменяет инструмент, что в семь лет еще совсем не поздно сделать, либо научится играть чисто.

     Однако, все еще остается актуальным вопрос о педагоге. Ведь помимо заинтересованности существуют и другие факторы. Например, как я уже говорила, нельзя ни в коем случае ребенка ругать или запугивать, что, к сожалению распространено в наших школах... Но также нельзя и бесконечно хвалить ученика. Всегда должна быть золотая середина. Если все время сюсюкаться с ребенком, это будет контр-продуктивно. Иногда необходима даже строгость, но опять-таки в разумных пределах. Сердитый взгляд, строгий тон, или иногда даже просто отсутствие похвалы могут оказаться гораздо более полезными, чем вопли  и оскорбления.

     И вот, наконец, самый главный вопрос - уровень образования. Как же быть с этим. Тут действительно много сложностей, но никто и не говорил, что будет легко. В конце концов "все лучшее - детям". Что немаловажно, в данном вопросе есть два важных момента: уровень и постановка. Очень распространены случаи, когда из ребенка делают профессионального исполнителя, будь то пианист, скрипач или кто-то еще, но при этом у него оказывается неправильно поставленный аппарат и в итоге совершенно убиты руки. Зачастую зажимы в результате неправильно поставленных рук приводят к тендовагини;ту - воспалению сухожилий. Такая проблема, к примеру, была у Полины Осетинской. В итоге обе руки у неё были загипсованы и после реабилитации она ставила их заново. А сколько случаев существует, о которых мы не знаем. Что ужасно, так это то, что это происходит в основном по недосмотру преподавателей, либо из-за их профессиональной несостоятельности. Очень мне понравилась фраза моей второй преподавательницы по фортепиано в музыкальной школе, которая на мой вопрос, что мне делать, когда зажимаются руки, просто говорила "а ты приспособься". Приспособиться я не смогла и к шестому классу мне было уже довольно сложно играть любые этюды, пальцы просто не могли двигаться, приходилось через силу с ними справляться. Мне помог случай, совершенно неожиданно я в той же музыкальной школе познакомилась с другой преподавательницей, которая спасла мне руки и сделала аппарат. Любовью к фортепиано после этого я не воспылала, но играть стало значительно приятнее.
     Таким образом, можно заметить, сколько всяких сложностей и преград стоит на пути музыкального развития малыша. Ведь остается еще и вопрос профессионализма. Научат ли его, сделают ли из него победителя "Синей птицы" или "Щелкунчика", а еще лучше все вместе. К счастью не все родители так озабочены этим вопросом, потому что в погоне за всеми этими лаврами, они забывают обо всем остальном, а в первую очередь о том, что музыка должна приносить радость и удовольствие. Да, профессионализм важен, но не вместо всего остального. Стоит обратить внимание на зарубежных музыкантов, в первую очередь поп-музыкантов, но также и рок-музыкантов тоже. Большинство из них не имеют образования вовсе, однако при этом занимаются музыкой всю жизнь и делают это с удовольствием, а главное - достаточно профессионально. Кто бы, что ни говорил.
     Будет ли ребенок профессиональным музыкантом, можно понять в середине школы. Тогда, да, действительно стоит уделить этому больше внимания, но если ему не хочется всю жизнь заниматься этим, то пусть тогда закончит школу, а там уже занимается тем, к чему лежит душа. И не стоит забывать о том, что стоит спросить ребенка, если вдруг он изъявит желание стать профессиональным музыкантом, чем он будет заниматься, станет ли он педагогом, или будет играть в оркестре, или петь в хоре, или же он хочет построить сольную карьеру, что весьма непросто. Всего можно достичь, нужно лишь понимать какие задачи ставить. И тогда все обязательно получится!


Рецензии
Занятие музыкой-это в первую очередь большой труд.И пусть далеко не все станут музыкантами,но приобретенные навыки в терпении и упорстве им в жизни точно пригодятся.

Ирина Давыдова 5   27.02.2021 18:39     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.