Избранные комментарии. Сильнее Света и Мрака

Избранные комментарии к стихотворениям. Книга 3. «С» - «Я» / Виталий Иванов и друзья. – СПб.: Серебряная Нить, 2020. – 228 с.
http://russolit.ru/books/download/item/4161/

Листалка. Читать:
https://pubhtml5.com/ccwf/zxcs/
---------------------------------------------

Избранные комментарии к стихотворениям. Сильнее Света и Мрака

Сильнее Света и Мрака
https://www.stihi.ru/2003/05/26-462

Не знали, что в жизни хотели,
Но шли в бездну тьмы и огня…
И ты с каждым шагом сильнее
И крепче любила меня!

Смеясь, говорила: «Будь рядом!
И, что б ни случилось тогда,
С тобой нам достаточно взгляда,
Чтоб слиться в одно - навсегда!»

Я думал о Вечной Невесте,
О Смысле и Чести, Судьбе…
А ты лишь хотела быть вместе,
Со мною, всегда и везде!

Не знаю, что это за Тайна.
Есть женщина рядом со мной…
Случайно ли я, не случайно
Её называю Женой?

Мы шли в бурях света и мрака,
И ты повторяла одно:
«До самого смертного Знака
Нам вместе идти суждено!»

Что смерть?.. Да и было ль рожденье?
Нам Жизнь подарила - Любовь.
И дарит порой вдохновенье,
Как только встречаю я вновь

Твой взгляд и улыбку… Что цели
Пред вечностью тьмы и огня?
Ведь любишь ты жизни сильнее,
Во мне открываешь - Меня!

2003
_________________________________________

(Первые три четверостишия родились в переписке с Аллой Пермяковой)

- Виталий, СПАСИБО огромное!
У тебя получилось чудесное стихотворение. Я вчера взялась написать ответ, но вышло вот такое:

Неведома жизни дорога,
Куда поворот приведёт?
Однажды шагнув от порога,
Попала я в водоворот.

Промокла, промёрзла, без силы,
Порой погружаясь во тьму,
Одна посредине пучины…
Где сил на спасенье возьму?

И вдруг, словно тучи раздвинув,
Ко мне протянулась рука.
Душа простонала: “Не сгину!
Ведь я к тебе шла сквозь века…”

…Всё так же мой берег печален,
А жизнь как немое кино…
Лишь в сердце чуть слышно звучанье
“Не вместе нам быть суждено…”

Но знаю я: всё не случайно,
Во всём есть ниспосланный знак.
И ты для меня – вечно, тайно,
Маяк, освещающий мрак.

Не знаю, почему получилось такое стихотворение, поэтому долго колебалась, стоит ли его помещать здесь...
СПАСИБО ещё раз!
С симпатией,
Алла

Алла Пермякова
---------------------

- А я уже начал беспокоиться… Думаю, что-то сделал не так. У тебя такая душа ранимая…
Слава Богу!
Я тоже не знаю, почему написал такое стихотворение. Видно, что написать решается где-то на подсознательном уровне. Возможно, через какое-то время мы поймем, почему так получилось. А может быть, нет… Тогда кто-нибудь другой за нас однажды домыслит. :)
Огромное спасибо. У тебя тоже чудесное стихотворение получилось. Безусловно, наши два стиха напрямую связаны между собой. Как, наверное, и мы… в чем-то. :)
Если мы еще не очень хорошо знаем и понимаем это, значит, кто-то или же что-то знает за нас.
Среди света и тьмы…
Удачи тебе!

Виталий Иванов
---------------------

- Не беспокойся!
Ты меня считаешь ранимой, но я вижу, что ты сам такой :))
Виталий, я вывесила это своё стихотворение на своей страничке как самостоятельное. Надеюсь, ты не против?..
И тебе удачи!

Алла Пермякова
---------------------

- Конечно, Алла! Мы – люди полностью самостоятельные. :)))
Как обычно нам представляется… :)))
Что-то в мистику меня бросило. Вообще-то по жизни я человек абсолютно реальный. :)
Это ты, по-моему, на меня так влияешь. :))

Виталий Иванов
---------------------

- А ты заешь чёткую границу между реальностью и мистикой? И можешь дать им определения?..

Алла Пермякова
---------------------
__________________

Виталий, у меня неожиданно возникли вопросы! А каково отношение в СП к подобным проявлениям дилетантства как сбойный ритм и размер? Это считается нормальным? И книги с подобными стихами издают? ;)))

Александр Павлов
---------------------

- По-разному относятся, Александр, по-разному… :) Некоторые умеют отличать случайные сбои от плановых, музыку от какофонии… Но не все. Безусловно, не все! :))) Для этого надо иметь поэтический слух и талант. :)
А что ты имеешь в виду конкретно? :)
Честно сказать, в СП ко мне претензий особенных нет. :))) Но, если братья поэты настаивают, иногда я прислушиваюсь… :))) Но только не к критикам, которые сами стихов не пишут, упаси боже! :))) Наверное, поэтому книги издаю пока за свой счет. :)))

Виталий Иванов
---------------------

- В моих стихах иногда гуляет размер и изредка сбивается ритм – это допустимо для... как бы это выразиться... профессионального поэта что ли? Профессионального не в смысле по профессии, а в смысле хорошего, признанного, печатаемого большими тиражами! Естественно, что все свои недочеты я прекрасно вижу, и более того, большая часть из них допущена умышленно, дабы максимально точно выразить мысль или образ, но ведь с технической точки зрения такие стихи написаны непрофессионально! Помоги разрешить мне это противоречие!
Заранее благодарен!

Александр Павлов
---------------------

- На мой взгляд, важен не ритм и размер сам по себе, а целостный живой организм стихотворения. Форма сама по себе, без внутреннего содержания, мертва. Точно шкурка животного.
Неприятно даже думать о животном без шкурки, т.е., в данном случае, о содержании без какой-либо формы. :)))
Самое главное, чтобы автор чувствовал, что он рожает живое, а не мастерит что-то из дерева. :)))
Различное количество стоп, пропуски ударений или, наоборот, лишние ударения, перемены размеров, даже и в одном четверостишии, на мой взгляд, только оживляют стихотворение, делают его личностным, оформляют лицо и характер.
Но! Надо рожать красивое существо, а не какого-нибудь мутанта, калеку неполноценного, инопланетянина, чудо-юдо и прочее.
Думаю, ты понимаешь, о чем я говорю. :)))
Вот так, если вкратце. :)

Виталий Иванов
---------------------

- Мои стихи – несчастные калеки
С большой, но искалеченной душой...
И формою они не очень ладны –
Их ручки-ножки перекошены чуть-чуть.
Но я люблю их... ведь они же мои дети...
И потому тебя об этом я спросил!
Мне кажется, что если поэт вкладывает в стихи душу, но не создает им совершенного тела, то это плохой поэт. Нужно учиться добиваться полной гармонии. Если поэт любит свои детища, то он просто обязан создавать их совершенными!

Александр Павлов
---------------------

- Творение вызревает в глубинах сердца и разума и рождается так же естественно и неизбежно, как ребенок вынашивается и рожается женщиной.
Погубить собственное творение - убить родное дитя. Не родить его - не дать жизни ребенку. :)
Кто же не любит собственных детей, кто же о них не заботится, не хочет, чтобы они были здоровыми? - Только чудовища! :)))

Конечно, Александр, надо стараться! :)))
Лично я, чтобы добиться приемлемого для себя результата, некоторые стихи, написанные даже и лет 30 назад, переделывал бесконечное количество раз и до сих пор переделываю. :)
Тебе того же желаю! :))))) Такого же упорства и любви к своим детищам.
Только труд развеивает сомнения. :)

Виталий Иванов
---------------------

- Иногда и я дорабатываю свои стихи спустя некоторое время, но чаще всего мне их жалко и рука не поднимается что-либо исправлять - боюсь разрушить тот образ, то неуловимое нечто, которое так долго в них жило.

Александр Павлов
---------------------
__________________

- Не знаю даже, что можно написать по этому поводу. Чувствую себя каким-то третьим лишним. Опять же таки, если говорить в общем, то и здесь очень сильно проявляется разнообразие твоего творчества. От вполне академических стихов до абсурда и обратно. Встречаются даже стихи каких-то новых стилей. Этот наверно самый академичный из 20-ти.

Александр Тагаев
---------------------

Считаю одним из лучших моих стихотворений, не только за этот год, а вообще.
Пришло ночью. Утром проснулся и сразу записал первые 3 или 4 четверостишия. И остальные на следующий день записались. Осталось только отредактировать. С этим, правда, месяц промучился.
Так вот случается… :)

Виталий Иванов
---------------------
__________________

- ну что же, поздравляю - повезло!

Евгений Старинушкин
---------------------

-Не то слово! :)
Спасибо. Это внутреннее мироощущение доступно каждому. На своём уровне. Иногда – в масштабах Вселенной! :)))
Извините, от счастья, порой хочется пошутить. Не удержался! :)
Но, впрочем, наше счастье, на мой взгляд… соразмерно мере страдания.

Виталий Иванов
---------------------
__________________

- Очень красиво) Наверное, так только в сказках…

Красномирова Наталья
---------------------

- Сказки придумывают люди. А иногда и живут в них. :)

Виталий Иванов
---------------------
__________________

- Любить - это надо уметь!
Сквозь мрак и разлуки, и смерть...
***
Сколь не пиши, а всего не выскажешь...Доброго!
Ещё в отпуске, могу попировать у Вас. Такие нюансы выписываете - дрожь по коже! Вот мастерство... Мне топать и топать до такого...
Спасибо за щедрость творчества!

Влад Льенский
---------------------

- Спасибо за доброе слово, Влад!
Мне твои стихи тоже нравятся. В них ощущается неподдельная искренность и талант!
Но… Иногда они напоминают мне мои стихи из черновиков. Лучшие! :)
Суть в том, что практически все стихи я очень много раз дорабатывал – каждое слово! Пока стихотворение в каждой строчке и слове не совпадало с картинкой в душе.
Надо редактировать, и редактировать! Талант, он врожденный... и есть, кстати, у многих… Может быть :) Но именно через варианты, при абсолютном сохранении искренности и независимости от мнений «авторитетов», автор – решает сам! Вот только так можно достичь качественной, настоящей живой фотографии души собственной, подвластной лишь Музе!
Удачи!

Виталий Иванов
---------------------

- Наверное, не пришло ещё моё время взвешивать и отмерять... Швыряю щедро, полными горстями... Талант - это ко многому обязывает... Удобнее считать себя способным, но это значит занижать планку. Стану тянуться к более высокому рангу и... и работать! Очень признателен за мнение! Очень! Низкий поклон за высокую оценку!
Ваш Влад!

Влад Льенский
---------------------

- Влад! Поэты – на «ты». Будем? :)
Первая моя книжка вышла, когда было мне 48. Потом уже – всё… А до этого так же примерно. :)
Да и что изменилось? Меньше стихов стал писать.

Виталий Иванов
---------------------

- Будем!

Влад Льенский
---------------------
__________________

- Рассматриваю это стихотворение в свете нашей с тобой беседы на остановке, Вит. Помнишь, когда я уезжал. Эту формулировку, кажется, на первый взгляд бюрократическую- «в свете» - я применил не случайно. Под другим смыслом.
А вобще, трудно себе представить такое выражение «рассматриваю во тьме»...-) А?, Вит? Ведь в мире света и тьмы мы с тобой всё-таки люди света - как я раньше говорил (не здесь) - одним процентом всего: 51/49-но мы люди света.
Ну вот. Я бы разбил произведение (если именно рассмотреть) на две части: смысловую и чувствительную. И конечно, чувствительную составляющую умом рассматривать бесполезно.
Но смысловую выделить хочу так:

- «Что смерть?.. Да и было ль рожденье?»

- «Что цели Пред вечностью тьмы и огня?»

О целях-здесь так сказано, что и обсуждать не имеет смысла - просто констатация тщеты человеческой. В этом и состоит суть улыбки Будды.

Но первый посыл и особенно вот эта часть: «Да и было ль рожденье?»
Это же открытие, Вит. И об этом мы с тобой говорили в тот вечер.
Это же ничто иное, как и мой вывод: Всё было Всегда.
То есть, не было рождения, не было и смерти. Мир существовал ВСЕГДА!
И понимаешь, это единственное, что объясняет принцип Мироздания. И тогда не надо думать из чего состоял Мир, прежде чем взорвался. И тогда не надо думать, что раньше появилось - курица или яйцо? И тогда не надо думать, как из НИЧЕГО могло образоваться НЕЧТО.
Вот и всё. Это аксиома, а не теорема. Мир был всегда, есть всегда и будет всегда. А с ним - и наше «я» - также вечное, никогда не рождённое и никогда не умирающее.
И вот именно(!)-:

«Что смерть?» ---- её нет!

Владимир Сачков
---------------------

- Володя. Вспомнилось. :)
«Нет света без тьмы, и тьмы нет без света. Так же и зла нет без добра, и добра нет без зла. Мы хотим света. Но зажгите свечу - и упадут тени. Надобно из мира убрать все предметы, чтобы был только свет. Но откуда тогда он возьмется, зачем и кому будет нужен?
Между добром и злом Бог ведет человека. Добро освещает, а зло оттеняет явления и предметы, - и вот Вам объем, цвет и все ощущения. Где есть добро, там, значит, рядом и зло; и наоборот, - так же. Ищите добро рядом со злом и зло рядом с добром - увидите и поймете много.»
Из «Троицы», Диалоги с самим собою.

Да… Так же и смерти нет без рождения и рождения нет без смерти. И суть не в них, собственно. А что происходит между этими условными знаками…

Виталий Иванов
---------------------

- Да-да, Виталь!
Суть не в них. Это только границы. Между которыми творится действие. А другими словами - развитие.
У тебя получается излагать суть мягко, доходчиво, развивая нюансы.
Я, конечно, в этом плане грубее - найти и выразить суть. Ну что ж... в этом есть наверное разнообразие и оно должно быть, раз уж мы есть.
Такие разные.
Меня сейчас...волнует один вопрос... - о чём писать?
Повторяться не хочется. Если я пишу – значит, должен открывать. А иначе зачем писать? Ну конечно - можно просто писать смешные или приятные вещи.
Но это ведь будет не езда, а ёрзанье, как говорил ВС.
Сейчас... я много чего осознал. Того, что носилось каждый день перед глазами и чего я не видел.
Это как жизнь в Москве, которую я сравниваю с просмотром широкоформатного фильма в первом ряду - что-то мелькает перед глазами и кто-то говорит. Но мало чего понимаешь.
Сейчас... я уже не такой как вчера, я изменился и изменился безвозвратно. Многое потеряло смысл от этого и от того, что осознал.
Эго... уменьшилось, конечно... как бы. Но я это осознал тоже - количество перешло в качество, но также, как и раньше, эго продолжает руководить сознанием... с этим конечно можно и поспорить - что чем руководит.
Но, не сейчас.
У тебя такого сейчас нет, Виталь - некое уныние как бы, стагнация?
Как бы то ни было, я знаю одно - если даже и не пишу, то, по-любому работаю над собой. И я осознал сейчас одну вещь, которую сто раз говорил другим - не спеши.
Видишь ли... не то, чтобы к созерцательности подошёл... хотя, да - к созерцательности-).
А ты? Что сейчас у тебя?

Владимир Сачков
---------------------
__________________

- Очень многие Вам позавидуют, прочитав это стихотворение! Прекрасно!

Татьяна Филиппович
---------------------

- Доброй завистью можно)
Да и что, собственно… каждый находит свою половинку. Главное ее не предать.

Виталий Иванов
---------------------
__________________

- Виталий! Жене передавай привет и детям.
Замечательные строки!
Помню, как ты читал, до сих пор трепет в душе,
жена у тебя удивительная!

Кристина Стрелецкая
---------------------

- Каждая жена удивительная.. по-своему!)))
Что сказать еще… правда-правда, и меня это стихотворенье волнует. И вот ради этого пишем. Чтобы запечатлеть.
А когда получается… удается передать… Это чудо! Непонятное даже самому автору.)
Спасибо, Зоя!

Виталий Иванов
---------------------
__________________

Средь вечности Света и Мрака – вместе! всегда! Возможно, это лирическое преувеличение, но иногда я так вижу. А значит, так оно и есть… иногда.
Не люблю стандартный ритм и размер - сбиваюсь, бывает. И не жалею об этом.
А жена… обязательно однажды случится. Даже не заметите, как рядом со звездой Планета появится. Может быть, даже покажется, что она отделится от Звезды, словно от Адамова ребра - Ева. Но это уже фантазии, следующие…
В любом случае, желаю, чтобы Ваша Планета откуда-нибудь взялась вдруг, образовалась рядом, хотя б из ничто.

Эта Любовь - «до смертного знака». Вне времени и пространства.
В бесконечности движутся двое – Звезда и Планета… Ничего больше нет. Неизвестно откуда, неизвестно куда… Рядом… Вместе!.. Всегда!..

С настоящей Любовью можно пройти всю Вселенную, даже и не заметив.

Виталий Иванов
---------------------
_______________________

- Хорошо. Только, на мой взгляд, излишек пафоса не на пользу лиричности.

Мельник Александр
---------------------

- Спасибо за мнение, Александр. Но таково это стихотворение, картинка, которую я увидел.
Не всегда ведь любовь должна вызывать грусть или жалость. Здесь речь о разделенной любви, и, на мой взгляд, такая любовь – космическое явление Вселенских масштабов. Она не так часто случается, как обычная, несчастная, земная любовь… Отсюда, наверно, и пафос.
Впрочем, и здесь ведь не все так гладко. Если героиня видит только героя, герой смотрит по сторонам. Размышляет… Может быть, это уже некоторое отступление от идеала любви. :)

Виталий Иванов
---------------------
_______________________

- Виталий!
Ну очень мне интересно.
Вы действительно считаете хорошими рифмами СИЕ?:
судьбе-везде
хотели-сильнее
цели-сильнее
Лично я считаю, что такие рифмы появляются просто из-за лености автора.
Ну спешил автор поскорее стих вывесить.
Чего напрягаться?
И так сойдёт!
Неужто в столь богатом русском языке не нашлось слов для рифмовки судьбе, хотели и цели?
Или не искали?
Об остальном пока помолчу...
Искренне Ваш,

Антонов Геннадий
---------------------

- Рифмы для меня – не самоцель. Тем более в этом стихотворении. Здесь они в контексте многочисленных аллитераций и ассонансов, сильной смысловой нагрузки.
На мой взгляд, главное, чтобы рифмы не мешали прочтению стихотворения, поэзии как таковой. А техника, сама по себе, - вещь служебная, вовсе не первая.
Отдельно от стихотворения вообще бессмысленно рассматривать рифмы.
Да, это не «сильные рифмы», но и криминала нет никакого.
Вы первый, кстати, кто обратил в этом стихотворении внимание на рифмы. А читало его уже не так мало людей, далеко не только на этом сайте. Подобных замечаний ни у кого не было.
Теоретически, в отрыве от предмета рассмотрения Вы правы, реально же я с Вами здесь не согласен.

Да… я переделываю стихи по многу раз, для меня это не проблема. Но в данном случае пока не собираюсь.
Спасибо за мнение.

Виталий Иванов
---------------------

- Прочитав первую же строку Вашего ответа, делаю ремарку.
При чём здесь - самоцель или не самоцель?
Вы что пишете?
Стихи?
А они, хотите Вы этого, или не хотите, подчиняются определённым законам.
И рифма - один из важнейших пунктов этих законов.
И потому - в стихах важны КАК СОДЕРЖАНИЕ, ТАК И ФОРМА!
Опять же - хотите Вы этого или же не хотите. Не хотите - Вам тогда - В ПРОЗУ...
Да, я понимаю, что это рифмы ассонансные... Но как раз их-то я и считаю рифмами для ленивых авторов.
Ни у кого не было, а у меня появились вопросы. Потому, что автор, не потрудившийся над формой (я так считаю) - есть автор, не уважающий своих будущих читателей...
У меня своё мнение на этот счёт и количество прочитавших это стихотворение не имеет никакого принципиального значения...
Искренне Ваш,

P.S.
цели-сильнее - и на ассонансную не тянет...

Антонов Геннадий
---------------------

- Геннадий!
Каждый имеет право на свое мнение. Но неужели, в этом стихотворении Вы не нашли ничего, кроме «не сильных рифм»? «Поверять гармонию алгеброй» - безнадежное дело. :)
Я значение формы не отрицаю. Содержание без формы – все равно, что зверек без шкурки, страшное дело! Но никто из нас не безгрешен, и идеального не существует. Совершенно то, что стремится к непрерывному совершенствованию. :) Возможно, я еще посмотрю эти места. Хотя, повторюсь, не вижу в них безнадежного поэтического криминала. На мой взгляд, не сами по себе указанные вами рифмы, но в целом катрены вполне приемлемы. А мне так они, честно сказать, просто нравятся. :)
Тем не менее, еще раз спасибо за высказанное мнение. Безусловно, его учитываю!

Виталий Иванов
---------------------

- Спасибо за ответ, Виталий!

Антонов Геннадий
---------------------

- Геннадий!
Отвечать на комментарии – наш скромный долг. :)

Выше я сравнил стихотворение с живым существом. Хочу несколько развить эту мысль.
Пусть живое существо будет зверьком, хотя оно может быть и человеком. :) Шкурку его сопоставим с формой стиха, внутренности – содержанием, а то, что является самой жизнью, – с Поэзией. Чтобы стихотворение было живым, необходимо наличие и единство всех трех составляющих. Без содержания мы получаем дохлую шкурку. Неприятно даже подумать о животном без шкурки… :(( Наличие шкурки и некоторого содержания без наличия духа живого, души – труп, чучело, что угодно, только не живой зверь.
Так и стихотворение!..
Вспомним то, что я у Вас разбирал сегодня, – форма и содержание - есть, нет - жизни, Поэзии… На мой взгляд, конечно. И получается – труп.
В то же время, небольшие огрехи формы или неувязочки содержания, в случае наличия жизни, Поэзии как таковой, можно воспринимать как недомогания и болезни стиха, которые можно лечить и лечить нужно – тут я с Вами согласен полностью. Но главное, пациент жив!
Вот что хотел я сказать. :)

Виталий Иванов
---------------------
_____________________

В этом стихотворении речь о любви между мужчиной и женщиной.
Все мы идем во тьме. Но иногда видим свет, если любим.
А рифмы – не самое главное. Да и нет уже не только что новых рифм, но, как думают многие, - ничего нового…

То, что возникает внутри нас, не нужно формализовывать и невозможно определить, достаточно просто подарить людям. Те, кому дано понимать, поймут. :)

Виталий Иванов
---------------------
_____________________

- Не знали, что в жизни хотели (...)
И ты с каждым шагом сильнее
И крепче любила меня!
.........................
Смеясь, говорила: «Будь рядом!
И, чтоб не случилось тогда,
С тобой нам достаточно взгляда,
Чтоб слиться в одно - навсегда!»
- достаточно интересная представляется сценка любви «на ходу», шаг за шагом, но не буду ёрничать над искренними чувствами:).
Кстати, Виталий, это второй случай в моей практике (после Мандельштама) когда стихи посвящаются жене...
:))
Бобо Сергей
---------------------

- Жена – тоже человек. К тому ж женщина… Ее вполне можно любить. :)
А для чего же еще жениться Сергей, если не для того, чтобы жить по любви? :)
Спасибо за серьезную оценку искренних чувств! :)

Виталий Иванов
---------------------

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


Рецензии